Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская Матрёшка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Леженникова Антонина Михайловна

Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области.

Задачи:

  • познакомить с разными видами русской матрешки на примере матрешек Нижегородской области, обратить внимание на их характерные особенности;
  • формировать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны, интерес к истории и культуре России;
  • воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве и мастерам, сохраняющим эти традиции;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышление, воображения, творческой самостоятельности, художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе

«Русская Матрёшка»

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «развитие речи», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое  развитие», «физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, двигательная,  восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области.

Задачи:

  • познакомить с разными видами русской матрешки на примере матрешек Нижегородской области, обратить внимание на их характерные особенности;
  • формировать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны, интерес к истории и культуре России;
  • воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве и мастерам, сохраняющим эти традиции;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышление, воображения, творческой самостоятельности, художественного вкуса.

Словарь (лексический минимум)

Существительные: сувенир, роспись, матрешка-футляр, токарь, болванка, быт, станок, спиральки, сарафан, фартук, традиции, символ, шиповник, музей, техника, контур, узор, орнамент, памятник, плоскость, фантазия, прием, сюжет, богатырь, зыбь, брег, великаны, искусство.

Прилагательные: Загорская, Семеновская, Полхов-Майдановская, Вятская, анилиновые, народная, излучающая, оригинальный, неповторимый, уникальный, пасхальный, историко-художественный, распространенный, замысловатый, архитектурный, авторский, удалой, декоративно-прикладное, расписной.

Глаголы: вытачивать, расписывать, олицетворять, лакировать, выжигать, прясть, очутиться.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование.

Выставка матрешек

Аудиозапись русских народных песен

Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши, ластики.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Организационная часть:

                         (звучит русская народная мелодия)

Воспитатель: 

Я с таинственной игрушкой 

Заигралась допоздна, 
Разбираю, собираю, 
То их восемь, то одна. 
Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка…(Матрёшка)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас  необычное занятие. Вы познакомитесь с разными видами матрешки и научитесь ее рисовать. Посмотрите на нашу выставку матрешек! Это нарядная яркая игрушка полюбилась многим людям. Ребята, а что вы знаете про матрешку? (Слайд 1).

(Ответы детей)

Основная часть:

Знакомство с матрешкой

      Матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь (Слайд 2).

      Как вы считаете, почему матрешка – русская игрушка?

                                                             (Ответы детей)

     

       Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

      Матрена было одним из самых распространенных имен на Руси. Отсюда и название. Матрёшка остаётся символом материнства. Внутри неё живет её семья - другие матрешки. Их может быть самое разное количество как 7 штук, так и 15, 18, 20, но иногда их может быть даже 72. Все зависит от умений и навыков мастера. Первая матрешка-футляр – мама, остальные дочки.

С секретом игрушка
Нам всем интересна.
Открылась матрёшка,
За ней все семейство  
 (Слайд 3).

      Откуда же взялась такая игрушка на Руси?

     Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад (Загорск) (Слайд 4). Прообразом матрёшки могли послужить “писанки”- деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки считают  японскую ритуальную куклу “дарума”, внутри которой помещалось еще несколько фигурок (Слайд 5).

Как же появляется это чудо - игрушка.

Весной мастера выбирают деревья, в основном это липа, осина, береза, срубают, очищают от коры и сушат его несколько лет.

Высушенное бревно, токари распиливают на болванки, затем приступают к процессу изготовления куклы - вытачиванию. До 15 операций проходит болванка, прежде, чем станет красавицей – куклой.

Начинают вытачивать матрешку с самой маленькой, постепенно увеличивая её размеры. Первым делом делают низ матрешки, затем верх (Слайд 6).

Вот на таком токарном станке в старину наши предки вытачивали из дерева различные предметы быта и матрешки. Станок приводился в движение большим колесом, которое крутило по очереди все семейство мастера (Слайд 7).

Теперь очередь женщин – художниц показать свое мастерство. Краски можно использовать разные: акварельные и анилиновые, но любимыми красками, по-прежнему, остаются гуашевые.

Расписывать матрешку начинают с лица. Оно у красавицы мягкое, круглое с румянцем и улыбкой. Матрешка олицетворяла собой идею русской красоты – народная женщина, мать семейства, излучающая здоровье и счастье.

Затем приступали к платку. Готовую матрешку лакируют (Слайд 8).

Матрёшек делают во многих городах России.

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская –

Вот какая разная!  

Зависит наряд ваш
От места рожденья.
И имя дано вам
Из места селенья (Слайд 9).

Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке
.

       Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов Нижегородской области. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют (Слайд 10).

       - Какие цвета используют семеновские мастера?

(Ответы детей)

       В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна (Слайд 11).

Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными

Село Полховский Майдан находится в Нижегородской области. Эта матрешка тоже родилась на нашей земле (Слайд 12).

Полхов-Майданскую матрешку отличает распространенный в росписи цветок- шиповник символ любви, материнства. Главные цвета этой матрешки – зеленый, синий, малиновый, желтый (Слайд 13). 
       

Дальше мы с Вами рассмотрим матрешек, находящихся в Вознесенском историко-краеведческом музее. Здесь есть также матрешки расписанные гжелью, хохломой, матрешки-жженки (Слайд 14).

Матрёшки с выжиганием по дереву (жженки) уникальны своей техникой.
Контуры замысловатых узоров и растительных орнаментов, а иногда даже архитектурных памятников, выжигаются с помощью специальных инструментов.
Плоскости и лица прокрашивают (Слайд 15).

А это самая большая матрешка-футляр Вознесенского музея.
Ее рост-112 см (Слайд 16).

Сказки А.С. Пушкина тоже стали сюжетом для росписи матрешек и создания матрешек-богатырей:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

«Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней» (Слайд 17).

«…И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.» (Слайд 18).

        Сегодня фантазии  современных  художников  нет  границ (Слайд 19). У каждого художника свои собственные авторские приёмы, цветовая гамма, настроения, темы (Слайд 20).

Воспитатель: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Да!

Дидактическая игра «Найди одинаковые матрешки».

Дети  делятся на команды, выигрывает команда, которая быстрее найдет и выложит на столе одинаковые пары матрешек.

Подвижная игра «По порядку становись!»

Дети делятся на две команды, воспитатель раздает карточки с матрешками, капитан в каждой команде девочка – матрешка. Пока играет музыка, дети танцуют. Музыка закончилась, каждая команда должна построится по порядку от большей к меньшей (лесенкой). Чья команда быстрее выставит в ряд всех ребят по порядку, та и побеждает. Матрешки проверяют правильность построения своих команд.

         А теперь приступим к работе и попробуем  нарисовать матрешку в карандаше.

Рисуем два круга и обводим их по контуру, придавая форму матрешки. Стираем лишние линии (Слайд 21).

        Рисуем круглое лицо матрешки и платок. Внизу прорисовываем донце(Слайд 22).

        А теперь прорисовываем черты лица матрешки. Выбираем рисунок для фартука (Слайд 23). На выставке у нас представлены все виды Нижегородских матрешек и авторские. Я предлагаю выбрать семеновский или полхов-майдановский рисунок.

       

Заключительная часть:

Рефлексия.

Закончите, пожалуйста, фразу «До занятия я не знал…?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.

Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. по русской народной сказке «Царевна - лягушка»

Закрепляет знания детей о сказке, формирует  умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы)....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская береза. Березовая роща»

Цели: Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: приобщ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весёлые матрёшки».

МКДОУ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «Семицветик»        Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весёлые матрёшки»....