КОНСПЕКТ НОД «Животный мир морей и океанов»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузнецова Ирина Кимовна

Познавательно - исследовательская  деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,  ИКТ   в условиях введения ФГОС.

(Старший дошкольный возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N78  Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

«Животный мир морей и океанов»

Познавательно - исследовательская  деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,  ИКТ   в условиях введения ФГОС.

(Старший дошкольный возраст)

 

 

                                                    Воспитатель: Кузнецова Ирина Кимовна

                                                               

                                                                   

                                                                 

                                                                 г. Санкт-Петербург

2022 г.

Примерная общеобразовательная программа д/о: «Радуга», автор С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дронова.

Реализация содержания программы в образовательных областях:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Разделы программы: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Вид образовательной деятельности: непосредственная образовательная деятельность (интегрированная, итоговая)

Форма проведения: Путешествие.

Тема: «Животный мир морей и океанов».

Возрастная категория: Подготовительная группа (6-7 лет)

Продолжительность:  30 минут.

Место проведения: Групповая комната.

Цель: Создание условий для познавательно - речевого развития.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления детей об обитателях морей и океанов.
  • Уточнять и активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов».
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о животных.
  • Учить пересказывать текст, при помощи опорной схемы - коллаж.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательную мотивацию.
  • Развивать речевое творчество и речевой слух.
  • Развивать мышление, память, внимание, зрительное и тактильное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к природе,
  • Формировать умение играть в коллективе.

Предпосылки учебной деятельности: Формирование самостоятельности, стремление овладеть знаниями и умениями, формирование опыта деятельности в коллективе.

Создание развивающей предметно – пространственной среды: Картинки морских обитателей, аудио записи - звуки животных, карта, мячик, указка, морские камешки, морские раковины, песок, бусины, стаканчики с пресной и соленой водой, мячики - ёжики, плоскостные изображения морских обитателей.

Индивидуализация: Для закрепления темы «Животный мир морей и океанов» создана развивающая предметно - пространственная среда: энциклопедии о морях и морских обитателях, конструктор крупный и мелкий для постройки корабля, одежда моряков, выставка сувениров на тему «Моря и океаны», уголок творчества: силуэты морских животных, цветная бумага, ножницы, пластилин, бисер для украшения, уголок экспериментирования: лупы, песок, морские камешки, морские раковины, пазлы на морскую тему,

Хронокарта.

I. Вводная часть:

1.1. Организационный момент – до 1 мин.

II. Основная часть:

2.1. Экспериментирование - рассматривание камней, песка, раковин – до 5 мин.

2.2. Экспериментирование - пробуем воду: пресную, соленую – до 2 мин.

2.3. Рассматривание карты – до 3 мин.

2.4. Игровой момент с раковиной – до 1 мин.

2.5. Беседа о животных - активизация словаря – до 10 мин.

2.6. Пересказ текста с опорной схемой типа коллаж – до 3 мин.

2.7 Самомассаж «Рыбка-Ёж» - до 2 мин.

2.8 Игра «Один – много» - до 2 мин.

III. Итог занятия:

3.1. Беседа – до 1 мин.

IV. Самостоятельная деятельность

Конспект

I. Мотивационно - побудительный этап.

Звучат звуки природы: «Шум моря и крики чаек»

Воспитатель: Ребята, прослушайте звуки природы, рассмотрите картинки, предметы на столе. Попробуйте догадаться, о чем мне хочется с вами поговорить.

Дети: О морях и океанах, о морских жителях.

Воспитатель: Да правильно о море и морских животных. Море удивительное, оно огромное и живое, там, где – то в глубине живет благородный дельфин, по своим делам спешит морская хищница – акула, прячется в водорослях необыкновенный морской конек и ползает по дну, похожий на инопланетянина осьминог. Ребята, а вы хотите отправиться в морское путешествие, поговорить о море и морских животных, рассмотреть морские раковины, песочек и морские камешки.

Дети: Да хотим.

II. Основной этап.

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в морское путешествие. И начнем мы его с берега моря. Что мы можем увидеть на берегу моря?

Организация экспериментирования

Дети: Песок, морские камешки, раковины, морские звезды.

Воспитатель: Возьмите тот камешек, который нравится больше всего, какие они?

Дети: Твердые, овальные, прямоугольные, большие маленькие.

Воспитатель: Все морские камешки между собой похожи, у них нет острых углов, волны их перекатывают, они бьются друг об друга, углы стачиваются. Давайте рассмотрим, через лупы, морской песок. Из чего он состоит?

Дети: Из песчинок, камешков. Морских раковин. Он сыпучий сухой, а когда песок мокрый, он рыхлый.

Воспитатель: Рассмотрите морские звезды, сколько у них лучей?

Дети: Пять.

Воспитатель: Ребята, возьмите и рассмотрите раковины. Морские раковины - это дома моллюсков. Одни из них живут только на морском дне, другие плавают и ползают. Они бывают разной формы закрученные, плоские, вытянутые. В одной из таких раковин рождается жемчуг. Он бывает белый, розовый и черный. Давайте поиграем с жемчужиной.

Пальчиковая гимнастика

«Мы жемчужину в двух пальцах помнем,

Про жемчужину красивую споем,

Ты катись жемчужина за окошко,

Ты катись жемчужина нам в лукошко,

Ты катись жемчужина по столу,

Развлекай жемчужина детвору»

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю попробовать воду.

(Дети пробуют пресную воду.) Какая она?

Дети: Питьевая, прозрачная, безвкусная, прохладная.

Воспитатель: А теперь попробуйте воду пригубить в другом стаканчике немного. (Дети пробуют соленую воду).

Дети: Соленая, не вкусная.

Воспитатель: Именно вот в такой соленой воде живут морские животные и растения. Мы продолжаем наше путешествие. Подойдите к карте, давайте её рассмотрим. Большая часть нашей планеты – это моря и океаны. Каким цветом они обозначены?

Дети: Синим, голубым.

Воспитатель: Моря и океаны бывают разные: теплые и холодные. Холодные расположены на полюсах нашей планеты. А те моря и океаны, которые расположены ближе к экватору - теплые. Какой залив находится рядом с нашим городом, он теплый или холодный? К какому морю он относится?

Дети: Финский залив. Он относится к Балтийскому морю. Зимой он холодный, покрыт толстым слоем льда, весной освобождается ото льда, а летом можно в нем купаться.

Воспитатель: Теплые моря в нашей стране - это Черное и Азовское. Ребята, мы продолжаем наше путешествие, и нас ждет незабываемое погружение. Подходите ко мне, у меня есть волшебная раковина, она поможет нам опуститься вглубь океана. Кладите ладошки на раковину и давайте произнесем: - Раз, два, три - морская раковина вглубь океана нас опусти. Присаживайтесь на морское дно, кто же нам встретится на пути, отгадайте загадку. Разгадку можно говорить всем вместе.

Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Океаны бороздит

Ну, конечно, - это (кит)

Воспитатель: Да правильно, кто нам сможет рассказать про кита?

Рассказ ребенка, про кита.

Кит- самое большое животное на планете. Он кормит своих детенышей молоком и дышит воздухом. Зубы ему заменяют пластины китового уса. Дышит кит легкими. Когда он выныривает, высоко вверх вырывается фонтан воды. Питается рачками и моллюсками.

Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Подбери слово». Подберите слова, похожие со словом кит. Как назвать детеныша кита? Как называют охотника на китов?  Как назвать ус у кита?

Дети: Китенок, китобой, китолов, китовый.

Воспитатель: Давайте послушаем, как поют киты.

Прослушивают звуки (песни китов).

Воспитатель: Ребята, какие виды китов вы знаете?

Дети: Горбатый кит, финвал, кашалот, синий кит, нарвал.

Воспитатель: Кто же нам ещё встретиться на пути отгадайте загадку.

Ловко плавает, ныряет,

Иногда нас покатает,

В море он такой один!

Догадались кто?… (Дельфин)

Воспитатель: Дельфины - самые разумные обитатели морей и океанов. Они очень грациозные и общительные животные, как и люди, дышат воздухом. Держатся дельфины большими группами: вместе безопаснее и легче отыскивать корм.

Воспитатель: Какого размера дельфин, чем он питается?

Дети: Дельфины размером с взрослого человека, питаются они рачками и рыбой.

Воспитатель: Звуки, которые издают дельфины, похожи на потрескивания и пощелкивания, давайте их послушаем. 

Прослушивают звуки издаваемые дельфинами.

Воспитатель: Кто же ещё живет в море, отгадайте загадки.

В море синем, и в песочке,

Ты меня отыщешь точно.

Дом таскаю на себе,

И знакома я тебе.

Плавать я умею быстро,

Обожаю песок чистый,

В клетку на спине рубаха,

А зовусь я – …(Черепаха)

Треугольником плавник,

Океаны бороздит.

Пасть от злости распахнула,

Рыба-хищница…(Акула)

Воспитатель: Кто ещё нам встретился в море? (Дети рассматривают картинки)

Дети: Осьминог, летучая рыба, морской ёж, медуза.

Воспитатель: Какой формы медуза, какую пользу она приносит?

Дети: Медуза имеет форму зонтика или колокола, медузы очищают морскую воду.

Воспитатель: Ребята посмотрите кто это?

Дети: Это морской конек.

Воспитатель: Помните, я вам читала рассказ, про морского конька, давайте мы его сейчас вспомним и перескажем при помощи коллажа «Морской конек».

Дети пересказывают рассказ «Морской конек» при помощи опорной схемы – коллаж.

МОРСКОЙ КОНЁК

Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится хвостом за травинку и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем.

Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

По Г. Снегирёву

hello_html_m69f0d36c.png

Воспитатель: Где живёт морской конёк? За что цепляется хвостом морской конёк? Как маскируется морской конёк?

Дети: Морской конек живет у берега моря, цепляется за травинку, маскируется, меняя свой цвет под цвет травы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мимо нас проплывает необычная рыбка – это рыбка – ёж (показ настоящей рыбки - ежа). Она необыкновенная тем, что её тело покрыто шипами, и когда она кого - то боится, то напивается воды, раздувается и становится похожа на колючий шар. Давайте с рыбкой поиграем.

Дети делают самомассаж с мячиками - ёжиками

Вот так сразу не поймешь

Что за диво рыба – ёж,

У нее есть чудо дар,

Превращаться в иглошар,

Если рядышком враги

Рыба много пьёт воды

И как шар становится

Кто напал, уколется.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в морях и океанах много или мало животных? Давайте поиграем в игру «Один – много». Я бросаю мячик и называю слово, обозначающее одно животное, а вы мне будете отбрасывать мячик и называть слова, обозначающие много животных.

Дети: Акула - акулы, дельфин – дельфины, кит – киты, черепаха – черепахи, морской конек-морские коньки, медуза-медузы, черепаха-черепахи, коралл-кораллы.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой. Кладите руки на морскую раковину и давайте скажем «Раз, два, три - морская раковина из глубин океана нас подними».

III. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней «Море настроений». Его жители – это разноцветные рыбки - настроения. Я предлагаю вам выбрать рыбку – настроение и заселить в море. Если вам понравилось путешествие, то возьмите желтую рыбку, если настроение после путешествия осталось спокойным, то возьмите зеленую рыбку, если стало грустно во время путешествия, то фиолетовую.

Дети выставляют рыбок.

IV. Самостоятельная деятельность.

Воспитатель: На этом тема «Море и морские обитатели» не заканчивается. Я предлагаю вам в уголке экспериментирования рассмотреть через лупу – морской песок, камешки, морские раковины. В уголке «Книжная гостиная» для вас интересные энциклопедии о морских обитателях. В уголке «Хочу все знать» - пазлы на морскую тему, «Моя страна, мой город» - можете рассмотреть корабль, «Зазеркалье» -  одежда моряков. В уголке творчества - пластилин, цветная бумага, карандаши, краски,  бисер для украшения. Выставка «Морская выставка». Каждый выбирает себе занятие по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста «Животный мир морей и океанов» с использованием ИКТ технологий

КонспектНОД по познавательному развитию для детей подготовительного возраста«Животный мир морей и океанов»с использованием ИКТ технологий...

Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов» для детей в подготовительной группе

Цель:Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, мо...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в подводный мир» по теме «Водоемы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов.»

Конспект занятия  в подготовительной к школе группе «Путешествие в подводный мир» по теме  «Водоемы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов.»...

КОНСПЕКТ НОД ТЕМА: «ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

КОНСПЕКТ НОД ТЕМА: «ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»...

Конспект НОД «Животные водоемов, морей и океанов»

Цель. Расширять представления детей о многообразии животных, живущих в водоемах, морях и океанах. Развивать интерес к миру природы. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой оби...

Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов.» для детей в подготовительной группе

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, медуза, осьминог, морской конёк): их внешним видом, особенностями передвижения, прис...