Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воропаева Елена Владимировна

Цель:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_krugovorot_vody_v_prirode.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по окружающему миру  в старшей группе

 «Путешествие капельки»

Цель:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

•        Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе.

•        Воспитывать бережное отношение к воде.

•        Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные:

•        Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.

•        Воспитывать у детей экологическую грамотность.

Развивающие:

•        Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений.

•        Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

•        Формировать умение отгадывать загадки.

•        Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа: чтение рассказов познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек», «Путешествие капельки» беседы на темы: «Где можно встретить воду», исследовательская деятельность в уголке природы, игры с водой, рисование на тему «Где живут капельки», отгадывание загадок, наблюдение за водой на прогулке, изготовление пособия «Круговорот воды в природе», книжки-малышки «Капелька»

Материалы: наглядное пособие «Круговорот воды в природе», атрибуты к сказке «Путешествие капельки», муз. сопровождение «Шум дождя», опыт № 1 (термос горячей водой, зеркальце), опыт № 2 (кувшин с водой, банка, пена для бритья, пипетки, пищевая синяя краска, прозрачные стаканчики, бумажные салфетки)

Ход НОД.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно… поздороваться!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

В ручьях и океанах обитает,

Бывает – в воздухе летает,

Как только надоест летать,

На землю падает опять.

Жила она в туче,

А туча — плакуча.

Когда заревёт,

Она вниз упадёт.                    

                              Ответ: капля воды

Воспитатель: Что это?  

Дети: Капелька воды.

Воспитатель: А где же живут капельки?

Дети: В воде

Воспитатель: Сегодня вы будете не обычными детьми, а мы превратимся в волшебные водяные капельки. Произносим волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в капельку превращусь».

Как вы думаете, можем ли мы найти капельки в группе?

Путешествие – поиск капелек воды по группе.

Дети с воспитателем ходят по группе и показывают, где можно встретить воду, затем объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов.

1 объект: лейка с водой.    

Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут.

2 объект: на кухне, около мойки.  

Дети: Вода нужна помощнику воспитателя, чтобы мыть посуду полы, вытирать пыль, убирать в группе.

3 объект: на столе чайник с водой.  

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить.

Только люди должны пить воду?

4. объект: раковина.

Дети: Вода нужна, чтобы умываться и мыть руки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. Вот, ребята сколько в нашей группе – капелек живет, они приносят нам большую пользу. Но капельки воды можно найти не только в группе, но и на улице.  Где их можно встретить на улице?  

(Дети рассказывают: в луже, реке, озере, море, снежном сугробе, сосульке, дожде и т.д.)

Воспитатель: Всё верно, а вот как вода попадает в реку или озеро, вы мне сейчас покажете и подскажете.

Воспитатель раздает атрибуты (капелька, солнышко, тучка)

Сказка «Путешествие капельки»

(Звучит музыка ручейка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В кругу стоит капелька)

Автор:  

Жила-была маленькая капелька в одном огромном-преогромном озере. Вокруг плавали такие же маленькие капельки. Им было хорошо и весело вместе. (Капельки танцуют в кругу.)

А сверху на них светило яркое солнышко.  

(Солнышко размахивает руками вправо-влево)

Капелька: 

Ой-ой-ой! Как жарко ты греешь! Так жарко, что я превращаюсь в пар.

Автор:

Наша капелька стала лёгкая-лёгкая, такая лёгкая, что полетела вверх, прямо к солнышку.

Капелька:

-Солнышко, я лечу к тебе! 

(Капелька поднимается на носочки, поднимает руки вверх и бежит к солнышку)

Автор:  

Там, наверху, она встретилась с другими бывшими капельками.

Их было так много, что из них получилось целое огромное облако.

(Капельки берутся за руки и кружатся вместе вокруг солнышка).

Но с каждой минутой их становилось всё больше и больше.

Пока из лёгкого пушистого облака не получилась тяжелая серая туча.

(Выходит тучка и встает перед солнышком)

Туча  закрыла солнышко. Капелькам стало холодно.

(Капельки потирают ручки от холода)

Они стали падать вниз одна за другой. Начался дождь, а потом целый ливень!

(Капельки разбегаются по группе)

Наша маленькая капелька тоже полетела вниз.

Летела, летела, пока не достигла земли.

Там из капелек получилась целая лужа, а потом ручеёк.

(Капельки образуют цепочку, двигаются по комнате)

А потом они вместе с ручейком снова попали в то же самое озеро.

(дети возвращаются в круг и берутся за руки, образуя озеро)

Капелька: 

Вот это чудеса, - воскликнула капелька, - я снова очутилась дома!

Воспитатель: Какое явление, связанное с водой, мы показали? Как оно называется? Кто из вас, капелек, помнит и расскажет, как вода возвращается на землю? Мы заранее сделали вместе с вами схему «Круговорот воды в природе».

Дети (работа с пособием): Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель: Капельки мои, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Место, где ученые ставят эксперименты и проводят опыты.

Воспитатель: Как надо вести себя в лаборатории? Давайте сегодня мы с вами побудем учёными и проведем интересные опыты для исследования воды. Для этого нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. А вы готовы?

Опыт № 1 «Пар – это тоже вода»

Воспитатель: Это— термос.

Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.

Я возьму зеркало и подержу его над паром.

(на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их).

Откуда же здесь появилась вода? (Ответы детей.) Пар охладился и превратился в воду.

Значит, пар — это тоже вода.

Вывод: пар – это капельки воды.

Опыт №2 «Дождевые облака»

Попросить любого ребенка налить воду из кувшина в банку.

Воспитатель: Давайте представим, что это атмосфера.

Теперь прямо на поверхность выдавим пену – это дождевые облака.

С помощью пипеток накапаем на облако несколько капель синего красителя и немного подождем.

Что происходит? (Ответы детей.)

Капельки красителя постепенно проходят через облака — это дождевые капли, падают на землю и продолжают свое путешествие.

Из чего состоит облако? (Ответы детей.)

Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Дождь – это обычная вода.

Воспитатель: Ну что же, капельки, мы с вами говорили про круговорот воды в природе, и мы догадываемся, какие чудеса происходят иногда, благодаря воде.

Теперь послушайте стихотворение:

Дождь прошел. На небе чудо –

Разноцветная дуга.

Кто художник и откуда?

Как забрался он туда?

Это трое рисовали:

Солнце, небо и вода,

Чтобы мы не забывали –

Радость в жизни есть всегда!

Догадались? Давайте же нарисуем радугу, чтобы она порадовала нас в этот весенний день.

Воспитатель: Молодцы! Какая веселая радуга у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пора превращаться обратно в детей: «Кручусь, верчусь, обратно в ребенка превращусь».

 

Воспитатель:  

- Что вы сегодня узнали нового?

- Какой опыт вам показался интересным больше всего?

- Что вы узнали из опытов о воде?

Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

Конспект открытого занятия интегрированной деятельности старшей группы" Путешествие в страну здоровья"

В этом занятии я ставила цель, донести до детей зачем делать зарядку, как стать сильным,откуда берутся болезни.Научить формировать умение заботиться о своем здоровье.Развивать мелкую моторику пал...

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на занятиях и в процессе повседневной деятельности.  Задачи:...

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие к Гномам за секретами здоровья»

Цель: создать условия для развития двигательной деятельности детей.Задачи:- закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; учить бегать легко, ритмично, энергично отталк...

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес»

Конспект открытого физкультурного занятия  в старшей  группе  «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей:«Физическое развитие», «Х...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...