Технологическая карта занятия («Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром», старшая группа компенсирующей направленности) "Кто на помощь к нам спешит?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Александрова Мария Сергеевна

Тема: «Кто на помощь к нам спешит?».

Автор-разработчик: Александрова М.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: 5-6 лет

Цель: дать представление детям о важности и значимости труда служб специального назначения.

Задачи:

  1. Закреплять представления о видах служб специального назначения, уметь объяснять их назначение; договариваться с партнерами, кто кем будет в игре, соблюдая роли;
  2. Повторить с детьми единый номер экстренных вызовов Санкт-Петербурга, в случае необходимости самостоятельно набирать, указывать причину и точный домашний адрес;
  3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников, развивать диалогическую речь;
  4. Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении физкультминутки.

Длительность мероприятия: 25 минут.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

(«Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром», старшая группа компенсирующей направленности)

Тема: «Кто на помощь к нам спешит?».

Автор-разработчик: Александрова М.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: 5-6 лет

Цель: рассказать детям о важности и значимости труда служб специального назначения.

Задачи:

  1. Закреплять представления о видах служб специального назначения, уметь объяснять их назначение; договариваться с партнерами, кто кем будет в игре, соблюдая роли;
  2. Повторить с детьми единый номер экстренных вызовов Санкт-Петербурга, в случае необходимости самостоятельно набирать, указывать причину и точный домашний адрес;
  3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников, развивать диалогическую речь;
  4. Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении физкультминутки.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций видов транспорта, беседы с детьми, наблюдения на улице за транспортом.

Материалы к занятию: 

Демонстрационный материал: фонограмма звуков улицы (транспорта), звуков сирены; видеозапись – «Экстренные службы для детей. Обучающее видео»,

Раздаточный материал: демонстрационные картинки (машина пожарной охраны, «скорой помощи», спасателей, аварийной службы, картинки людей службы специального назначения); телефонный аппарат.

Предполагаемый результат: расширение представлений о людях разных профессий, развитие интереса детей к данным видам профессий.

Дальнейшая работа: закреплять полученные знания в сюжетно-ролевой игре «Скорая помощь», «Пожарные», «Спасатели».

Этап, его

продолжи-

тельность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы,
приемы,

виды

деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

  1. Вводная часть

Организационный момент.

1 мин.

Создание атмосферы психологической  безопасности.

Упражнение «Солнечные лучики». Воспитатель предлагает детям всем вместе образовать «солнышко»: для этого он называет по именам детей, ребенок (лучик) подходит, становится рядом с воспитателем, поднимает руки вверх, пальцы рук тянутся вверх и чуть разжаты, образуя «лучик». Далее все дети подходят, образуя круг («солнышко с лучиками»).

Воспитатель: «Яркое солнышко у нас получилось. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие». Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Приветствуют друг друга.

Проявляют эмоции.

Психологический этюд.

Психологическая готовность к совместной деятельности.

Мотивационно-побудительный

3 мин.

Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Давайте закроем глаза и представим, где мы сейчас с вами окажемся?»

Звучит фонограмма «Звуки улицы».

Ответы детей.

Воспитатель: «Да, действительно, мы находимся на улице нашего города. В каком городе мы живем? (ответы детей). Ребята, по каким звукам вы об этом догадались?»

Воспитатель делает вывод, что слышны звуки проезжающих мимо машин, машины сигналят, слышны голоса проходящих мимо людей, шуршат шины по асфальту.

Воспитатель включает следующую запись фонограммы: звучит звук сирены служб специального назначения.

Воспитатель: «Вы сейчас услышали звук сирены, к какому виду транспорта он принадлежит?» (ответы детей)

Воспитатель: «Конечно, это специальный звуковой сигнал служб специального назначения: скорой медицинской помощи, пожарной службы, полиции, службы спасения. Подумайте, пожалуйста, почему эти службы называются службами специального назначения? (ответы детей). Верно, у всех у них есть общее специальное назначение – спасение жизни и здоровья людей».

Дети закрывают глаза, слушают запись фонограммы. Дети высказывают свои предположения.

Дети слушают запись фонограммы, высказывают свои предположения.

Метод: словесный, использование ТСО,

Прием: беседа, обсуждение.

Форма: прослушивание фонограммы,

вопросы к детям.

Подведение детей к выводу, что на занятии речь пойдет о службах специального назначения.

  1. Основная часть

Организационно-поисковый

7 мин.

Актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений.

Воспитатель включает видеозапись «Экстренные службы для детей. Обучающее видео».

Воспитатель: «Вспомните кадры из фильма, посмотрите на картинки, чем отличается внешний вид транспорта специального назначения от обычных машин? Как выделить этот вид транспорта в общем потоке машин? (ответы детей)».

Воспитатель: «Конечно, машины специального назначения окрашены в яркие цвета, имеют надпись – название службы, сирену».

Дидактическая игра «Спешат на помощь»

Воспитатель помещает на магнитную доску картинки с изображением машин экстренных служб. Сообщает детям, что каждый герой ждет свою машину, которая задерживается в гараже. Воспитатель показывает картинки людей разных профессий экстренных служб:  пожарный, врач «скорой помощи», полицейский, спасатель, работник аварийной службы и машины экстренных служб, и предлагает определить, на чем поедет этот герой.

Воспитатель задает наводящие вопросы «Кто что делает?»:

  • Пожарный тушит пожары;
  • Врач лечит людей;
  • Полицейский следит за порядком;

и т.д.

Дети смотрят видео, обсуждают отличие внешнего вида транспорта от обычных машин.

Метод: демонстрационный, использование ТСО.

Приемы: демонстрация мультфильма.

Форма: просмотр и обсуждение мультфильма.

Закреплять знания детей о видах служб специального назначения и представителей соответствующей профессии.

Динамическая пауза

1 мин.

Снять мышечное напряжение.

Физкультминутка-игра «Светофор».

Воспитатель показывает светофор, где меняет сигналы / либо красный, желтый, зеленый круги; может ускорять темп игры.

По сигналу воспитателя дети выполняют определенные движения: красный – стоят «смирно», желтый – маршируют на месте, зеленый – прыгают.

Метод: игровой.

Прием: объяснение, показ.

Форма: игра

Снятие напряжения, активизация внимания. Дети могут контролировать свои действия и управлять ими.

Практическая работа

6 мин.

Самостоятельное применение новых знаний на практике.

Воспитатель: «Если случилась беда, нужно срочно вызывать на помощь спасателей. В зависимости от ситуации нам будут нужны разные службы: «скорая помощь», пожарная бригада, полиция, спасатели, аварийная служба. Но есть в нашем городе номер телефона, по которому можно обратиться к специалисту любой из этих служб. Вы знаете этот номер? (ответы детей)»

Воспитатель: «Единый номер службы экстренных вызовов Санкт-Петербурга – 112. Давайте представим себе, что нужно вызвать спасателей. Как это сделать? Какие сведения нужно сообщить по телефону? (ответы детей)».

Воспитатель: «Конечно, нужно набрать номер 112, сообщить свой адрес, сказать, что случилось. Но хочу вас предупредить, что нельзя пользоваться телефоном не по назначению, нельзя просто так звонить и делать ложный вызов (шутить). Как вы думаете, почему нельзя так делать? (ответы детей). Конечно, бригада спасателей или врачей зря потратит время и не успеет помочь человеку, нуждающемуся в помощи».

Сюжетно-ролевая игра «Диспетчерская»

Далее дети в парах разыгрывают ситуацию. Воспитатель объясняет, что принимает вызов диспетчер.

Дети в парах, по очереди разыгрывают ситуацию, пользуясь телефонным аппаратом, правильно называя свой домашний адрес (пострадавший и диспетчер, принимающий вызов и уточняющий домашний адрес).

Метод: словесный, наглядный, практический.

Прием: объяснение;

Форма: сюжетно-ролевая игра.

Повторить (кто забыл из детей, тому напомнить) свой домашний адрес, развивать диалогическую речь; закреплять реплики-клише.

  1. Заключительная часть

Заключительный

2 мин.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: «Все ребята – молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по улицам города. Давайте закроем глаза и вернемся в группу: «раз-два-три-обратно нас верни». Ребята, о чем мы сегодня узнали? Какие службы всегда спешат к нам на помощь? Назовите мне единый телефон экстренных служб Санкт-Петербурга».

По окончании занятия воспитатель предлагает детям раскраски с изображением служб специального назначения.

Ответы детей.

Рефлексия.

Положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Проект «Весна пришла» по ознакомлению с окружающими миром в группе компенсирующей направленности № 1

Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: март 2020.Участники проекта: дети с ОВЗ, воспитатели, учитель-дефектолог, родители.Образовательные области: «Познавательное развит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР по теме: «Покорители космоса»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  № 37 г. Новочеркасска        Конспект занятия по ознакомлению ...