Конспект образовательной деятельности Ознакомление с природой в детском саду. Тема: «Пернатые друзья». Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кумилина Татьяна Юрьевна

Цель: формирование представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

  1. Учить отгадывать загадки.
  2. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
  3. Развивать внимание, творческую активность.
  4. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
  5. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Ознакомление с природой в детском саду.

Тема: «Пернатые друзья».

Старшая группа.

Методы и приемы.

  • Создание игровой ситуации.
  • Использование наглядности.
  • Использование ИКТ технологий.
  • Использование здоровьезберегающих технологий.
  • Рисование.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц; наблюдение за птицами на участке.

Словарная работа:  клюв, перья, крылья, когти, хвост, махать, лететь, клевать, петь, пернатые, перелетные, зимующие.

Оборудование: комплекты картинок с изображением птиц (совы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); фишки; нагрудные знаки «Знатоки птиц!»; аудиозаписи с голосами птиц.

Логика  образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц»

Воспитатель. 

Ребята, что вы слышите? (Пение птиц).

Сегодня мы с вами поговорим о птицах.

Показывает на доску, где изображены птицы.

Посмотрите, все птицы собрались на дереве.

Назовите их (сова, синица, голубь, снегирь, дятел). 

Как  одним словом назвать этих птиц? (Зимующие).

А вот еще прилетели птицы. Что это за птицы? (Скворец, ласточка,).

Чем они отличаются от птиц на дереве? (Они перелетные)

Раздается стук в дверь.

Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Дорогие ребята, пишет вам Дед Природовед. У нас в лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал перелетных птиц, и они не смогут к вам прилететь. Помогите! Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут!

Ребята! В этом конверте есть задания, которые вам нужно выполнить, чтобы расколдовать птиц.

Поможем птицам? (Да)

Дети садятся за столы. На столах лежат картинки с изображением птиц.

За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Задание 1

Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает…
сова.

Воспитатель.

Сова – крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно уши), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как бут-то охает. Аудио запись голоса совы.

Поэтому говорят сова «ухает».

Задание 2

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Воспитатель.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё - лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Задание 3.

Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ...
(Голубь сизый)

Воспитатель.

Пожалуй, самая известная горожанам птица – это голубь. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и «Символом Мира».

Физм.инутка «Скачет шустрая синица» Дети выполняют физ.минутку на коврике.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

Игра повторяется 2-3 раза

Задание 3.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)

Воспитатель.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегирь по габаритам примерно такой же, как воробей. Природа наделила снегиря клювом толстым, широким.
Осенью снегири сбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

Летом – рай. Паукообразные, насекомые, растительный корм — рацион питания этих птиц.

Задание 4.

Стукнет дробью - замолчит
Барабанщик странный.
Он деревья не калечит.
Он в лесу деревья лечит.
(Дятел)

Воспитатель.

Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Задание 6.

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется? …
(Ласточка)

Воспитатель.

Ласточка — мелкая птица. Превосходно летает и проводит большую часть жизни в полете; по земле ходит весьма неловко и неохотно. Ласточки питаются насекомыми, которых ловят исключительно на лету. Принадлежат к числу очень полезных птиц, поедая очень большое количество насекомых.

Задание 7.

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)

Воспитатель.

Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки.
Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.

Аудиозапись голоса скворца.

Задание 8.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (перелетные).

Назовите перелетных птиц. (ласточки, скворцы, журавли, гуси и др.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие).

Назовите зимующих птиц. (ворона, воробей, синица, голубь и др.)

Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать? (для перелетных птиц в зимнее время не будет корма).

Воспитатель.

Готовясь к перелету: птицы собираются в стаи. Они летают в поисках корма. Стремительно носятся в воздухе, упражняясь. Самыми первыми улетают: ласточки, стрижи, иволги, соловьи, кукушки, журавли, насекомоядные. Еще совсем тепло, много мух и комаров, но т. к. эти птицы питаются только насекомыми, то они улетают, зная, что скоро насекомые исчезнут. Другие птицы меняют корм и питаются ягодами, зерном и др. Поэтому могут улетать попозже.

Начинают облетать листья с деревьев - улетают скворцы. За ними улетают все мелкие лесные птицы: трясогузки, малиновки, дрозды, зяблики. А в октябре улетают водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди. На водоемах, пока они не замерзли, достаточно корма. Поэтому водоплавающие птицы улетают при приближении заморозков. Последними улетают грачи, перед перелетом они собираются в стаи ближе к лугам, собирают в земле зерно, личинки насекомых, улиток, дождевых червей, молодые овощи.

Как летят птицы: мелкие птицы летят стаей. Крупные - строем: журавли - углом, клином; гуси летят дугой или косой веревкой (шеренгой) ; утки - поперечной веревкой, шеренгой. Летят больше ночью, т. к. меньше опасностей в пути. На отдыхе стая выставляет караульных птиц. Врагов при перелете у птиц много. Это соколы и другие хищные птицы, звери, когда птицы отдыхают между перелетами на земле. Также большую опасность во время перелета представляет дождь, во время которого плохая видимость, перья птиц намокают и становятся тяжелыми. Еще один враг это туман. Во время тумана много птиц разбиваются о скалы или другие препятствия. Много гибнет птиц во время бурь и ураганов : ветер ломает им крылья, гонит в другую сторону, швыряет их в воду. Часто, при перелете через море, птицам приходится отдыхать на волнах. И тут много опасностей: хищные рыбы, медузы и др. Перелет выдерживают только очень сильные и крепкие особи, которые хорошо летали, питались и хорошо отъелись перед перелетом. В чужих краях птицы песен не поют и гнезда не вьют.

Как можно помочь птицам пережить холодную зиму?  (Ответы детей).

Раздается стук в дверь. Воспитатель приносит письмо.

Воспитатель.

Ребята к нам пришло письмо.

Вот что в нем написано.

Ребята, вы выполнили все задания и спасли птиц спасибо вам!

Дед Природовед.

Продуктивная деятельность:  Воспитатель предлагает детям нарисовать птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с природой в детском саду. Тема: "Рассматривание кролика" средняя группа.

Помощь воспитателям при проведении занятия по ознакомлению детей с природой. Материал: живой объект - кролик, игрушечный заяц....

Занятие по ознакомлению с природой в детском саду Тема: «Весенняя страда» старшая группа

Познакомить детей с сельскохозяйственными работами в весенний период.Закреплять знания о весенних изменениях в природе.Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний пер...

Конспект занятия по Ознакомлению с природой в детском саду, тема "Как животные помогают людям"

Методический материал к НОД по Ознакомплению с природой по теме "Как животные помогают людям"...

Конспект занятия по Ознакомлению с природой в детском саду, тема "Экскурсия в зоопарк"

Методический материал к НОД по Ознакомлению с природой на тему "Экскурсия в зоопарк"...

Конспект занятия по Ознакомлению с природой в детском саду, тема "Мир комнатных растений"

Дидактический материал для НОД по Ознакомлению с природой на тему "Мир комнатных растений"...

Конспект занятия по Ознакомлению с природой в детском саду, тема "Служебные собаки"

Методический материал для НОД по "Ознакомлепнию с природой в детском саду", на тему "Служебные собаки"...

Конспект занятия по ознакомление с природой в детском саду. Тема занятия: «Снеговичок и елочка»(занятие на прогулке)

laquo;Снеговичок и елочка». Цель: Расширить представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру....