Удивительные морские камешки
опыты и эксперименты по окружающему миру

  Любовь Николаевна Гуманицкая

Экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe_teremok.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Экспериментальная деятельность в старшей группе «Теремок»

Тема: «Удивительные морские камешки»

Цель: Познакомить детей с разнообразием морских камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:  Образовательные: Формировать умения классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе. 

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, наборы камней,  лупы, весы, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка.

Ход:  Ребята, мы пришли в нашу лабораторию, как здесь много интересных приборов.

Лаборатория наша работает. Что такое лаборатория? Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит «сундучок ощущений», внутри которого лежат морские камешки. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предметы.

Что же лежит внутри сундука? – Камни с берега Чёрного моря. Морские пляжи, на которых любят отдыхать и взрослые и дети, обычно покрыты песком или вот такими камешками. Они называются галькой. Галька – гладкий круглый или овальный камень по размеру не крупнее яблока. На побережье можно найти камни и крупнее, но они уже называются булыжниками. Камни откалываются от прибрежных или подводных скал и попадают в воду. Там они перекатываются по дну от морских волн, иногда ломаются на еще более мелкие обломки. Волны и прибой обрабатывают камни днём и ночью, со временем превращая самые острые осколки в гальку.

А сейчас, ребята, мы как ученые с вами проведем опыты с камнями и сделаем выводы.

 Наши ученые готовы к проведению опыта.

И так …  Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, тарелки с камешками. Сегодня мы будем исследовать свойства камней.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Внимательно осмотрите все камни. Какого цвета у вас камни?  Чем еще могут отличаться камни?

Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

“Все камни одинакового размера?” - Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: Камни бывают разных размеров.

Массаж рук: Камешек в руках катаю,

                  Между пальчиков верчу.

                  Непременно каждый пальчик,

                  Быть послушным научу.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Камни бывают шершавыми и гладкими. Прошу детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень (гальку). Почему у нее нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.)

Вывод: на ощупь камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Рассмотрим камни под лупой. — Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Разместите  лупу между камнем и вашими глазами. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, что вы видите на камне через лупу? Какие крапинки, дорожки, трещины, углубления, ямочки, кристаллики,  узоры на камнях. Какие красивые камни!

Вывод: камни имеют неровную поверхность, свой узор.

Опыт 5. Определение веса.

Ребята, у меня к вам есть интересное предложение. Мы на минуту станем весами. А что делают весы? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. А теперь положите  по одному камешку на весы и определите, чей камень самый тяжелый и самый легкий.

Вывод: Камни по весу бывают разные: тяжелые и легкие.

Физкультминутка  “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).

       Раскатились камешки с той горы.

      Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).

Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры. Ребята, возьмите камень в руки. Какой он, холодный или теплый? (Холодный). Проводим дыхательную гимнастику. Камень кладите на ладонь, сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой направляя воздух на камень (5 раз). Дотроньтесь другой ладонью к камню.  Какой он? (Камень немножко нагрелся и стал теплым). Чем мы нагрели камень?

Где еще может нагреться  камень? (Ответы детей). Какой мы сделаем вывод?

 Вывод: камни холодные, при нагревании становятся теплыми или горячими.

Опыт № 7. Твёрдый или мягкий.

  • Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином?

Почему? (Ответы детей) Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.

Опыт № 8. Звук.

  • Стукнем камнями друг о друга. Что мы слышим?  Камни ещё могут создавать звук. Предлагаю детям сделать музыкальный инструмент маракасы (насыпать в пластмассовую баночку мелкие камешки).
  • Вывод: Камни могут издавать звук.

Опыт № 9. Тонет - не тонет

Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Вынем камень ложечкой. Изменился ли цвет? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Как дети считают, какие из них красивее?

Вывод: камни тонут в воде. Цвет стал более ярким.

Ребята, как вы думаете, где используют камни? (Ответы детей).

Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) 

Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают фото ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями). А как мы можем использовать морские камешки в детском саду? (поделки, рисование на камнях, картины, считать и т.д.).

Стихотворение:

1. Я по бережку морскому похожу, похожу.
Я на камешки морские погляжу, погляжу.
Погляжу, возьму с собой,
С моря синего — домой.

2. Белых камешков, штук пять,
Буду  во дворе играть:

3. Разноцветных? Тех побольше,
Лишь бы ярким был их цвет,
Для аквариумных рыбок —
С моря радужный привет!

4. Со сквозной дырою камень?
Этот ценный, просто клад.
Все исполнит, что желаешь,
Он волшебный, говорят!

5. Я по бережку хожу, я на камешки гляжу —
Сколько радостных секретов в камешках я нахожу!

Рефлексия:  Сегодня мы узнали много нового и интересного о морских камнях.  Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Посмотрите на картинки и вспомните свойства камней. (Ответы детей)    Какой опыт с камешками вам понравился больше, почему?  Что бы вы хотели еще узнать о камнях?  (Ответы детей).

Сегодня на занятии мы с вами не назвали еще один вид камешков. Что это за камешки мы узнаем от сундучка ощущений, достаю конфеты «морские камешки» и угощаю ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Это удивительное морское царство"

Очень актуальна проектная деятельность в детском саду. Она объединяет  детей, родителей и воспитателей в одно общее интересное дело. Авторы проекта: Волкова Елена Ивановна, Смирнова Елена Ге...

Презентация НОД "Этот удивительный морской Мир"

Сюжетно-игровое занятие «Этот удивительный морской мир» с группой детей 5-6 лет с использованием мультимедийных технологий...

Конспект занятия в старшей группе «Вот они, какие эти камешки морские»

Конспект занятия по познавательному развитию с морскими камешками (региональный компонент)...

Рисование на морских камешках Мастер-класс

Камешки с рисунками — это удивительное пособие для дошкольников, которое понравится и детям, и взрослым....

Открытое занятие в бассейне "Удивительный морской мир"

Занятие проводится в подготовительных  к школе группах.  Для  эмоционального и двигательного раскрепощения детей в играх в воде....

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей группе. Тема: «Волшебное превращение морских камешков»

Данный материал содержит информацию о том, как развивать у детей творческую фантазию, навыки рисования на необычном материале (морские камни)....