Конспект занятия по исследовательской деятельности "Свойства янтаря".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боровик Юлия Валерьевна

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Свойства янтаря" Старшая возрастная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства янтаря».

Ф.И.О. воспитателя: Боровик Юлия Валерьевна

Возрастная группа: старшая.

Тема образовательного занятия: янтарь.

Форма образовательного занятия: групповая.

Вид образовательного занятия: познавательное развитие.

Цель образовательного занятия: познакомить детей дошкольного возраста с янтарем, его происхождением и применением в жизни деятельности человека, научить распознавать янтарь среди других полезных ископаемых.

Задачи образовательного занятия.

Образовательные:

- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области - добыча янтаря;

- познакомить со свойствами янтаря.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность;

- развивать у детей желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать логическое мышление;

- развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания.

Воспитательные:

- воспитывать дружно работать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа к занятию: беседы о Калининградской области и Балтийском побережье, просмотр мультфильма «Легенда о камне».

Материал и оборудование к занятию: телевизор и ноутбук с видео презентацией «Как появился янтарь, интересные факты о янтаре», «звуки морского прибоя». Кувшин с пресной водой, камни схожие по внешним признакам с янтарем. Изделия из янтаря: картина изготовленная с применением янтарной крошки, брелки из янтаря (бабочка, рыбка), бусы из обработанного и не обработанного янтаря, браслет из не обработанного янтаря,  фигурки из янтаря (мышки, глобус, слон, ангел), баночка наполненная янтарем разного цвета. Подносы по количеству детей, на каждом подносе: тарелочка с необработанным янтарем, стакан для проведения опытов, лупа, цветные карандаши, стакан с солью, ложка, шерстяная ткань, измельченные листы бумаги. Распечатанные блокноты со схематически изображенными действиями во время проведения опыта, для каждого ребенка. Распечатанные жетоны «Юный исследователь» для каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: ребята, как называется город в котором мы живем?

Дети: Калининград.

Воспитатель: правильно Калининград, область наша называется Калининградская. Ребята, послушайте, а, что же это звучит (воспитатель включает звуки моря).

Дети: звук моря, шум волн.

Воспитатель: правильно ребята, это шум моря, Калининградская область имеет выход в море, а как называется наше море?

Дети: Балтийское море.

Воспитатель: правильно - Балтийское море. Ребята, Балтийское море - не обычное море. Давайте с вами закроем глазки и представим, вот мы идем по пляжу Балтийского моря по песку, по камешкам и вдруг на песке, что- то блеснуло желтого цвета, мы присмотрелись, а это камешек. Как вы думаете, что это за камень, как он называется?

Дети: янтарь.

Воспитатель: верно, это янтарь. Из за того, что здесь добывают редкостный камень, наш край называют «Янтарный». Предлагаю посмотреть видео презентацию о происхождении янтаря.

(Просмотр Видео)

Воспитатель: учеными установлено, что янтарь - это закаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много, много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву падала смола. Превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.  Ребята, я очень люблю гулять по берегу Балтийского моря и собирать янтарь и необычные камешки, а дома я сортирую янтарь в одну баночку, а камешки в другую, но вот незадача я не могу определить в какую баночку положить, вот такие камешки. (Воспитатель демонстрирует камни очень похожие на янтарь)  Вы поможете мне определить, что же это у меня камни или янтарь?

Дети: да.

Воспитатель: ребята, а чтобы определить, что же это нам надо изучит свойства янтаря. Приглашаю вас посмотреть выставку изделий, сделанных с использованием янтаря. (Дети подходят к столику с изделиями из янтаря)

Воспитатель: Ребята, расскажите, а что изготавливают из янтаря?

Дети:  бусы, картины, украшения, фигурки.

Воспитатель: верно, из янтаря изготавливают различные украшения, фигурки, из янтарной крошки изготавливают картины. Янтарь даже используют в производстве косметики.

Воспитатель: ребята, а вы знаете какими свойствами обладает янтарь?

Дети: нет.

Воспитатель: я предлагаю вам стать на некоторое время учеными - исследователями, а я буду вашим научным руководителем. Но прежде, чем пройти в «волшебную лабораторию» я вам даю вот такие блокноты в которых мы будем зарисовывать результаты наших исследований. Давайте вспомним  правила поведения во время проведения исследовательских работ.

Дети: не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно слушать научного руководителя и приступать к выполнению опыта после его указаний. После каждого опыта делать выводы и фиксировать результаты в наши блокноты.

Воспитатель: прошу всех пройти и занять свои места. (дети проходят в лабораторию и занимают свои места).

Воспитатель: ребята, перед вами тарелочки с янтарем, давайте его рассмотрим через увеличительное стекло. Возьмите лупу и рассмотрите янтарь. Ребята, какого цвета янтарь.

Дети: желтый, коричневый, оранжевый.

Воспитатель: цвет янтаря разнообразен: от светло желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречается и черный.  Ребята возьмите карандаши и нарисуйте в своих блокнотах, каких цветов бывает янтарь. (дети зарисовывают результат наблюдений).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на мои камешки, по цвету они похожи на янтарь.

Дети: да похожи.

Воспитатель: Ребята перед вами лежат маленькие кусочки бумаги, возьмите кусочек янтаря и поднесите к бумаге, что происходит?

Дети: ничего.

Воспитатель: хорошо, а теперь возьмите на ваших подносах шерстяные тряпочки и интенсивно потрите о них янтарь. Снова поднесите янтарь к бумажным листочкам, что произошло?

Дети: бумага прилипла.

Воспитатель: при интенсивном трении о шерстяную поверхность, янтарь притягивает к себе пушинки, маленькие кусочки бумаги, пылинки. А теперь зафиксируйте свои результаты исследования в свои блокноты.

(Дети фиксируют свои наблюдения).

Воспитатель: Давайте проверим мои камешки. (Дети трут их о шерстяную ткань).

Дети: бумагу они не притягивают.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к следующему опыту, давайте немного отдохнем. (дети встают из-за столов)

Физминутка.

Море очень широко, (дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Воспитатель: в одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение. опустите в стакан с водой кусочки янтаря. Что произошло?

Дети: янтарь утонул.

Воспитатель: какая вода в стакане?

Дети: пресная, питьевая.

Воспитатель: правильно, а в море вода какая?

Дети: соленая, морская.

Воспитатель: верно, что нужно сделать, чтоб вода в стакане стала похожа на морскую?

Дети: посолить.

Воспитатель: ребята, возьмите стаканчики с солью, посолите воду и хорошо помешайте ложечками до растворения соли. И, что же произошло?

Дети: янтарь всплыл.

Воспитатель: янтарь легче соленой воды, поэтому в соленой воде он плавает на поверхности, а в пресной - погружается на дно. Но наше Балтийское море не настолько соленое, поэтому янтарь не плавает на поверхности воды. Зафиксируйте свои результаты исследования. (дети фиксируют  результаты исследования)

Воспитатель: теперь давайте проверим мои камешки, я опускаю их в пресную воду, что произошло?

Дети: они утонули.

Воспитатель: что нужно сделать дальше?

Дети : посолить воду и перемешать.

Воспитатель: Молодцы, (солит воду и мешает до растворения соли). И, что же мы видим.

Дети: камешки остались на дне, значит это не янтарь, а камни похожие на янтарь.

Воспитатель: ребята, вы большие молодцы, вы мне очень помогли, теперь я точно знаю, что это камешки и я их положу в баночку с камнями.

Воспитатель: ребята, что мы сегодня делали? Вам понравилось занятие? Что вы узнали нового? Что больше всего запомнилось?

Воспитатель: вы большие молодцы, вы настоящие исследователи, я вам вручаю вот такие жетоны -«юных исследователей». (воспитатель раздает жетон «юный исследователь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе

Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему "Посуда. Материалы, из которых сделана посуда (занятие с элементами экспериментирования)"

Материал предназначен воспитателям етсих садов. В конспекте представлены опыты и эксперименты по изучению свойст материалов, из которых сделана посуда....