Игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Наш огород».
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

В статье представлены дидактичекие игры для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_teme_ogorod.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Наш огород».

«Питание растений»

 Цель: выявить, что для нормального роста и развития растениям необходимы не только вода, но и питание; что растения берут питание из почвы при условии регулярного полива.

Оборудование: три луковицы, баночка и стакан с водой, две баночки с почвой, кусочек сахара.

Ход:

Дети высказывают предположения о питании растений (растения питаются веществами, которые находятся в почве. Эти вещества настолько малы, что их невозможно увидеть даже при помощи увеличительного стекла. В почве  содержатся питательные вещества, необходимые растению для нормального роста и развития. Почва -  твердая).

Педагог объясняет о необходимости рыхлить землю, показывает как это делать. Дети рыхлят землю. Во время рыхления, дети проговаривают действия, описывают землю прилагательными.

Педагогнаводящими вопросами подводит детей к необходимости воды для растений (вода растворяет находящиеся в почве питательные вещества, которые проникают во все части растения, поэтому их нужно систематически поливать). Педагог проводит с детьми опыт:  берут в руки кусочек сахара и убеждаются, что он твердый, жесткий. Затем опускают его в стакан с водой и смотрят, что с ним произойдет.Дети ищут кусочек сахара ложечкой. Пробуя на вкус воду,  сравнивают, какой она была и какой стала.

Для выяснения, что важнее для растения вода или почва, дети проделывают опыт:  одну луковицу помещают в баночку с водой, вторую и третью — в баночки с землей. Вторую луковицу сажают в сырую землю и ежедневно поливают, а третью — во влажную, но не поливают. В течение двух дней дети отмечают всё происходящее и зарисовывают наблюдения. Эксперимент продолжается еще в течение недели. Зеленые листья появляются только у первой и второй луковиц.

«Движение растений за светом»

Цель: расширять знания детей о важности света для растений.  Развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: два комнатных растения в горшках.

Педагог. Детям предлагается  вспомнить, какие признаки растения как живого организма они знают. (растения дышат, питаются, пьют, как все живые организмы, но делают это очень незаметно, почти невидимо).

Дети с педагогом проделывают опыт, доказывая, что растения могут двигаться

Берут два растения.  Оба  ставят на подоконник и оставляют их на некоторое время (например, на два дня). Затем, одно растение разворачивают на 180° и смотрят, что происходит с его листьями. Делают зарисовки.

Через два дня проводят наблюдения за растением и отмечают изменения; делают зарисовки. Подводится итог: растение двигается, причина этого — свет и тепло, оно как бы догоняет солнышко.

«Как растение пьет»

Цель: расширять знания детей о питании растений. Продемонстрировать, как растение пьет, как в него проникает влага.

Оборудование: завядший стебель бальзамина, любой пищевой краситель, вода, прозрачный стакан.

Ход:

Дети высказывают  мнение о том,  как вода попадает в листья растений (вода попадает в листья из корней).

Педагог предлагает проверить это предположение. Прозрачную воду в стакане не очень хорошо видно: она подкрашена красителем. В стакан с подкрашенной водой помещают  ветку бальзамина и оставляют там на ночь.

Утром педагог и дети рассматривают растение, отмечают произошедшие изменения.

Стебель и листья приобрели цвет красителя.  Дети выясняют -  почему (Вода движется по стеблю снизу вверх к листьям).

Дети, смотрят  через лупу на стебель в поперечном и продольном разрезах. Обращают  внимание на трубочки в стебле, по которым движется вода. Результаты наблюдения зарисовываются  на модели.

 «Дыхание растений»

Цель: расширять знания детей о жизни растений. Показать, что растения дышат через листья.

Оборудование: небольшое растение с крупными листьями.

Ход:

Растения дышат воздухом. А чтобы проверить, правильно ли это, детям  предлагается смазать листья растения волшебной мазью — вазелином. Вместе с детьми педагог смазывают осторожно вазелином обе стороны листьев растения и предлагают детям зарисовать то, что они сделали.

Во второй половине дня проводится наблюдение «Что изменилось? Почему растение завяло?» Совместно с детьми делается вывод: растение завяло потому, что ему нечем дышать. Дети зарисовывают растение, те изменения, которые с ним произошли.

Для того чтобы растение совсем не погибло педагог предлагает удалить вазелин с листьев.

Дети удаляют осторожно пленку, обсуждают, через какое время с растением произойдут изменения, зарисовывают то новое, что они увидели.

Через некоторое время снова проводится наблюдение за растением. Дети фиксируют все произошедшие изменения.

 «Вода для растений»

Цель: расширять знания детей о жизни растений. Показать, что у растений есть потребность в воде.

Оборудование: две луковицы, две баночки, два влаголюбивых комнатных растения, вода.

Ход:

Детям предлагается провести опыт:

Одна луковица помещается в банку с водой, а другая — в пустую банку. Два комнатных растения помещаются на подоконнике рядом. Одно — поливают регулярно, а другое какое-то время не поливают. Проводятся наблюдения в течение четырех дней. По результатам деятельности заполняются модели.

Педагог с детьми  делает выводы. У первой луковицы появились корешки, а у второй — нет, потому что первая луковица находилась в баночке с водой, а вторая — без воды. Значит, вода необходима растению — луку — для нормального роста и развития. У растения, которое не поливали, листья поникли, стали вялые — растение хочет пить. Можно сделать общий вывод: вода необходима растениям для нормального роста и развития.

При формулировке выводов педагогу  необходимо обращать особое внимание на стимуляцию познавательной активности самих детей, своими вопросами и высказываниями стимулировать вопросительно-познавательные их проявления. 

«Ухаживаем за растениями»

 Цель: закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Оборудование: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Ход:

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют -дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Найди отличия»

 Цель: развитие способности сравнивать плоды, семена, изображения,  находить  сходства и отличия.

Оборудование: плоды, семена, карточки с их изображением.

Ход:

Детям предлагается в предложенном материале (семена, плоды) назвать отличия. Кроме этого дети называют плоды (семена) какого растения перед ним лежат.

«Сбор урожая»(по картинкам)

Цель: закрепление знаний об овощах. Учить соотносить существительные с прилагательными вроде, числе и падеже. Расширять словарь детей.

Оборудование: картинки овощей.

Ход:

- Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.)

- Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.)

- Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.)

- Берите корзинки, пойдём собирать урожай на наше поле. (Дети «собирают» овощи.)

- Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.)

- Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)

- Что это? (Помидор.)

- Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)

- Чем они отличаются? (Огурец – овальный, а помидор – круглый.Огурец - зеленый, а помидор – красный.)

- Чем они похожи? (Огурец – вкусный и помидор – вкусный.Огурец и помидор растут на грядке.)

(Рассматривают еще две пары овощей.)

- Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке. (Каждый ребенок находит карточку.)

- Андрей, ты отгадал, какой овощ растете на этой грядке? (Свекла.)

- Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.)

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

- Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки). Это  большая редиска, а это маленькая … редисочка. Это большой перец, а это маленький … перчик. (Аналогично по каждому овощу).

 «Классификация»

Цель: формировать у детей приемы установления тождества и различия предметов.

Оборудование: семена и плоды растений.

Ход:

Детям предлагается разложить семена (плоды) растений в мисочки по определенному признаку: овощей и цветов большие и маленькие и т.д. после выполнения задания дети аргументируют свой выбор, называют растения, чьи семена (плоды) они раскладывали.

 «Последовательность событий»

Цель: развитие у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации элементов суждения, умозаключения.

Оборудование: карточки с изображением этапов роста и развития растений.

Ход:

Детям предлагаются карточки с изображением этапов роста и развития растений, которые необходимо расположить последовательно. Дети рассказывают при этом, что нарисовано на карточке, называют изображенный процесс (посев, полив, появление всходов и т.д.)

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, воображения. Обучение согласованию членов предложения.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла - вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук - собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок - крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

 «Наш огород»

 Цель: учить употреблять в речи имена существительные «горох», «лук», «семена»;  глаголы «копает», «поливает», «сажает»; употреблять в речи слова «вот», «где»; вырабатывать умение действовать в соответствии с образцом и словесным указанием; подбирать парные картинки. Развитие внимания.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки 

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Рассказывайте и показывайте: «Это Ванюша. Ванюша еще маленький, но у него есть своя грядка в огороде. Любит Ванюша свою грядку, ухаживает за ней — копает землю, сажает в рыхлую, теплую почву семена, поливает овощи». Попросите: «Покажи, где Ванюша копает? Где сажает? Где поливает?» Прочтите рифмовку:

Как я в землю семечко положу,           Лежи, мое семечко, подрастай!

В теплую, рыхлую опущу.                    Вырастет из семечка урожай!

Предложить ребенку посмотреть, что выросло у Ванюши на грядке. Покажите ему предметные картинки. Спросить у ребенка: «Где лук? Где горох? Где цветы?». Попроситьребенка показывать и говорить: «Вот лук! Вот горох!» и т. д. Затем сказать ребенку: «Спроси у меня, где лук?» Если ребенок повторит вопрос (в любом произношении), то показать на картинке то, о чем он спрашивает.

Предложить ребенку найти на сюжетной картинке такой же лук, такой же цветок, такой же горох.

 «Помощница»

 Цель: учить называть деревья, овощи; внимательно  слушать рассказ и активно его воспринимать; использовать в речи пространственные предлоги; употреблять в речи форму повелительного наклонения глаголов. Развивать зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки 

Ход игры: предложите ребенку послушать историю про девочку Катю: «Катя — помощница. Она помогает папе и маме работать в саду. Весной Катя окапывает клумбы и кусты, убирает старые листья, выбирает камни и закапывает их в канаву за калиткой. Около малины Катя посеяла свеклу, морковь, капусту и лук. У дорожки Катя посадила цветы. Под яблонькой Катя посадила кустик смородины».

Предложите ребенку посмотреть на предметные картинки и сказать, что растет слева от дорожки (цветы); за забором (дуб); под яблонькой (кустик смородины).

Усложнение: спросите у ребенка, где и что посадила Катя. Предложите ребенку попросить Катю и ее братика Мишу, чтобы они что-нибудь сделали по саду, например: «Ребята, прополите грядку!», «Катя, посади, пожалуйста, укроп! Миша, пожалуйста, выкопай яму!» и т. д.

Предложите ребенку рассмотреть предметные картинки и найти похожие на сюжетной картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста по теме "Животные Африки"

Данный материал можно использовать как пособие к занятию по теме "Животные Африки", а также в презентации содержатся электронные игры для детей на закрепление знаний по данной теме....

Сказка-игра для детей старшего дошкольного возраста на тему "Азбука пешехода"

Сказка – игра  для детей старшего дошкольного возраста на тему «Азбука пешехода».- совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;- закрепить знания о значении сигналов...

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Петербурговедение»

Аннотация:Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Единственный язык, который легко даётся детям - это ...

Конспект квест игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Загадки Ивана Купалы"

Конспект квест игры на тему "Загадки Ивана Купалы" разработан для детей старшего дошкольного возраста...

Проектная работа для детей старшей дошкольного возраста на тему: «Наш огород».

Проектная работа для детей старшей дошкольного возраста на тему: «Наш огород»....

Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»

Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....