Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое счетных устройств".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия для детей подготовительной группы на формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности человека и ее результатах, на формирование знаний об истории счетных устройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_schetnyh_ustroystv.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД для детей

подготовительной группы

«Путешествие в прошлое счётных устройств».

(социально-коммуникативное развитие)

Цель: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).

Задачи:

- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком,

-расширять представления о предметах, облегчающих труд людей,

- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира,

- активизировать познавательную деятельность детей,

- воспитывать любознательность, интерес к счетным устройствам,

- воспитывать умение работать сообща, в подгруппах.

Материалы и оборудование: телевизор, презентация по теме, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.

Предварительная работа:

- знакомство с понятием «счетное устройство»,

- знакомство со счетами, принцип вычисления на них,

- знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем,

- знакомство с компьютером, его устройством (компьютер – ЭВМ – электронная вычислительная машина),

- отгадывание загадок,

- беседа «Компьютер в жизни человека»,

- рисование на тему: «Мой компьютер».

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.

- Чем Вы занимаетесь, Ирина Борисовна? Что делаете? (считаю)

- Мальчики и девочки, а на чем считает Ирина Борисовна? (считает на калькуляторе)

-Что это за предмет такой? (это счетное устройство)

- Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)

- А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?

- Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.

II. Основная часть.

1. Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств с использованием презентации.

- Садитесь поудобнее и слушайте.

Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности).

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Давайте посмотрим на доску (слайд №2).

-Как вы думаете, почему здесь изображены руки и ноги человека? (ответы детей) 

-Правильно, для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. Пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках, люди стали использовать пальцы на ногах.

-Скажите, это было удобно? Почему? (ответы детей)

-Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Посмотрите, как считали народы разных стран: делали зарубки  на деревянных дощечках; завязывали узелки на верёвках – их придумали индейцы племени майя. (слайд №3,4)

-Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, т. е. счетных устройств.

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. до н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (слайд №5)

-«Абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска, посыпанная морским песочком. На ней были полоски-бороздки, на которых камешками (косточками, горохом, бобами) обозначались числа. Позже римляне усовершенствовали абак. Это была уже мраморная доска с выточенными желобками  и мраморными шариками.

-Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками (костяшками). (слайд 6) Так появились счеты. (слайд 7) Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий. До недавнего времени счеты активно использовались в торговле и бухгалтерском деле. (слайд 8)

-Ребята, у меня тоже есть счеты. Давайте их рассмотрим. (воспитатель показывает счеты)

-Как устроены счёты? (ответы детей) 

-Счёты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра. Давайте посчитаем. (коллективная работа)

-Но чтобы считать большие числа на этих счётах, человеку необходимо было много времени. Это было неудобно. С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди (ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Они назывались арифмометры. (слайд 9) Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить. (слайд 10)

-Ученые все время работали над усовершенствованием  счетных машин, которые постепенно усложнялись. Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор.  Это первая электромеханическая счетная машина. (слайд 11, 12) .

-Отгадайте загадку.

Что-то бабушкины счеты

Брать с собою неохота.

Лучше я возьму, ребята,

В школу новый……(калькулятор).

-Изобретатели создают в XX веке калькулятор (слайд 13, 14) Он сначала работал от розетки, затем - от батареек. Мы сегодня уже видели калькулятор у Ирины Борисовны.

Считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется ЭВМ – электронно-вычислительная машина, машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. Первый автоматический компьютер IBM появился в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат).

-Отгадайте  загадку.

        Он рисует, он считает,

        Проектирует заводы,

        Даже в космосе летает,

        И даёт прогноз погоды.

        Миллионы вычислений

        Может сделать за минуту.

        Догадайся, что за гений?

        Ну, конечно же…………(компьютер).

-Компьютер – это усовершенствованная ЭВМ. (слайд 15)

Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использования. Сейчас очень удобные компьютеры, а раньше они были достаточно громоздкие, занимали много места. (слайд 16)

-Что можно делать с помощью компьютера? (ответы детей)

-Чем компьютер отличается от калькулятора? (ответы детей)

-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. Нам поможет слайд 15.

-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура)

-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка)

-Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер)

-Какое устройство помогает нам смотреть видео со звуком? (колонки или акустическая система)

-Это мы назвали запасные части компьютера.

-А как называются основные части компьютера? (системный блок и монитор)

-А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).(слайд 17)

-Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

          Отсюда следует , друзья,

          Компьютер нужен для труда,

          Обогащения ума,

          С ним просто весело всегда.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

2. Практическая часть.

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

- пальцы

- узелки

-счетные палочки

- камни

- счеты

- калькулятор.

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)

- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)

- Какие еще счетные устройства вы запомнили? (ответы детей)

- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас? (ответы детей)

- Назовите самое современное счетное устройство. (ответы детей)

- И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. (слайд 18)

1.Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать.                (компьютер)

2.На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко.                              (монитор)

3.На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики,

Как здесь тыкать пальчиком?                (клавиатура)

4.По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?                       (компьютерная мышь)

5.То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огреха,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?                       (принтер)

6.Если что – то отключить,

То компьютер замолчит.

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.                         (колонки, акустическая система)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе

В ходе этой деятельности у детей формируются представления о пользе витаминов, способность рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи на примере опыта с яблоком...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Играем с Матрешками» с детьми 2-3 лет

Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками&raqu...

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Права детей" /с использованием ИКТ/

Конспект  совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Права детей"  /с использованием ИКТ/...

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы на тему: «Наши соседи - город Набережные Челны»

Конспектсовместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группына тему: «Наши соседи -  город Набережные Челны»...

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию

Цель: совершенствование культурно – гигиенических навыков.Задачи: Сформировать представление о том, что человек в силах уберечь себя от болезней. Совершенствовать умение правильно мыть руки. Рас...