Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: «Земля Русская в старину далёкую»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Задачи.

Развивать у детей представления о жизни наших предков, о связи времён и культурном наследии.
 Учить детей называть значение природного окружения для жизни человека. Закрепить знания детей о своеобразии мужского и женского русского народного костюма, о русской избе. Продолжать знакомить с традициями русского народа.

Воспитывать у детей любовь к Родине, к русскому народному творчеству, к красоте родной природы. Пробуждать у детей интерес к истокам русской народной культуры, дать детям понять, что они часть великого русского народа.
Формировать у детей умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.
Оборудование: макет «Машины времени», русские народные костюмы, макет русской избы, декорация леса, декорация внутренней части избы, формы кружек для аппликации, элементы орнамента, клей, кисти, салфетки.
Предварительная работа.
Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм»;
чтение художественной литературы: «Славяне и их соседи» С. Ишимова, «Наша древняя столица» Н. Кончаловская;
чтение и заучивание загадок и поговорок;
строительные игры: «Терем», «Храм», «Крепость»;
дидактические игры: «Раньше и теперь» (по книге И. И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»), «Что здесь лишнее?» (предметы быта старины и современного мира);
творческие игры: «Мастера – умельцы», «Ярмарка»;
рассматривание альбомов «Русские национальные костюмы», «Куклы минувших лет», «Народное прикладное искусство», картин к сказкам художника Васнецова.

 

Ход занятия

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите друг на друга. Знаете, почему мы так необычно одеты? Я хочу пригласить вас в путешествие в те далёкие времена, когда жили наши прадедушки и прабабушки. Что же это за одежда на нас? (Ответы детей.)
Воспитатель.
- Чем украшали одежду?
- А что надевали девицы на головы?
- Так одевались на Руси наши предки. А как вы думаете, на чём нам можно отправиться в путешествие в прошлое? (Ответы детей. Если дети всё - же не смогут дать правильного ответа, воспитатель сам предлагает им отправиться в путешествие на «Машине времени».)
- Дети, вы знаете, «Машина времени» нас отправит только тогда, когда мы скажем волшебные слова о дружбе и улыбнёмся друг другу, послушайте. «Только смелый и упорный доберётся к цели бодро, а ещё в дороге нужно знать секреты прочной дружбы».
(Дети повторяют за воспитателем. Звучит музыка, мигают лампочки, «Машина времени» перенесла детей в прошлое.)
(Лесная поляна. Слышится пение птиц.)
- Дети, как вы думаете, где мы с вами оказались?
(Ответы детей.)
- Да, мы с вами в лесу. А вы знаете, что наши предки селились около леса и воды. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
- Послушайте русскую поговорку «Возле леса жить – голодному не быть»
(Дети повторяют.)
- А вы знаете поговорки или загадки о лесе, о воде?
(Ответы детей.)
- В лесу живут и звери, и птицы. В лесу растут и грибы, и ягоды. Лес всегда кормил, согревал и лечил наших предков. Как вы думаете, чем они лечились, ведь больниц и аптек не было?
(Ответы детей.)
- Какие лекарственные травы вы знаете?
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе
Тема: «Земля Русская в старину далёкую»

Задачи.

Развивать у детей представления о жизни наших предков, о связи времён и культурном наследии.
 Учить детей называть значение природного окружения для жизни человека. Закрепить знания детей о своеобразии мужского и женского русского народного костюма, о русской избе. Продолжать знакомить с традициями русского народа.

Воспитывать у детей любовь к Родине, к русскому народному творчеству, к красоте родной природы. Пробуждать у детей интерес к истокам русской народной культуры, дать детям понять, что они часть великого русского народа.
Формировать у детей умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.
Оборудование: макет «Машины времени», русские народные костюмы, макет русской избы, декорация леса, декорация внутренней части избы, формы кружек для аппликации, элементы орнамента, клей, кисти, салфетки.
Предварительная работа.
Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм»;
чтение художественной литературы: «Славяне и их соседи» С. Ишимова, «Наша древняя столица» Н. Кончаловская;
чтение и заучивание загадок и поговорок;
строительные игры: «Терем», «Храм», «Крепость»;
дидактические игры: «Раньше и теперь» (по книге И. И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»), «Что здесь лишнее?» (предметы быта старины и современного мира);
творческие игры: «Мастера – умельцы», «Ярмарка»;
рассматривание альбомов «Русские национальные костюмы», «Куклы минувших лет», «Народное прикладное искусство», картин к сказкам художника Васнецова.

 

Ход занятия

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите друг на друга. Знаете, почему мы так необычно одеты? Я хочу пригласить вас в путешествие в те далёкие времена, когда жили наши прадедушки и прабабушки. Что же это за одежда на нас? (Ответы детей.)
Воспитатель.
- Чем украшали одежду?
- А что надевали девицы на головы?
- Так одевались на Руси наши предки. А как вы думаете, на чём нам можно отправиться в путешествие в прошлое? (Ответы детей. Если дети всё - же не смогут дать правильного ответа, воспитатель сам предлагает им отправиться в путешествие на «Машине времени».)
- Дети, вы знаете, «Машина времени» нас отправит только тогда, когда мы скажем волшебные слова о дружбе и улыбнёмся друг другу, послушайте. «Только смелый и упорный доберётся к цели бодро, а ещё в дороге нужно знать секреты прочной дружбы».
(Дети повторяют за воспитателем. Звучит музыка, мигают лампочки, «Машина времени» перенесла детей в прошлое.)
(Лесная поляна. Слышится пение птиц.)
- Дети, как вы думаете, где мы с вами оказались?
(Ответы детей.)
- Да, мы с вами в лесу. А вы знаете, что наши предки селились около леса и воды. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
- Послушайте русскую поговорку «Возле леса жить – голодному не быть»
(Дети повторяют.)
- А вы знаете поговорки или загадки о лесе, о воде?
(Ответы детей.)
- В лесу живут и звери, и птицы. В лесу растут и грибы, и ягоды. Лес всегда кормил, согревал и лечил наших предков. Как вы думаете, чем они лечились, ведь больниц и аптек не было?
(Ответы детей.)
- Какие лекарственные травы вы знаете?
(Ответы детей.)
- Я должна вам сказать, что лес давал людям и жильё. Если лес рядом, то это ведь строительный материал рядом. Лес для строительства выбирался крепкий и ровный. Лучше всего для строительства годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая, надёжная. Вот, посмотрите на макет этой избы.
(Дети рассматривают макет избы.)
- Помните, мы с вами раньше беседовали, как строили избу в старину. Что вы мне можете рассказать об этом?
(Дети рассказывают, как строили раньше избу и чем её украшали.)
- Ребята, а вы хотите зайти в гости? Но, прежде, я должна открыть вам один секрет. Раньше, в далёкие времена, когда гости заходили в избу, они сначала кланялись хозяйке, хозяину и только потом здоровались. Сейчас мы зайдём с вами в гости, вы поклонитесь и поздороваетесь. Хорошо?
(Дети и воспитатель заходят в русскую избу. Кланяются, здороваются с Хозяйкой. Хозяйка их встречает, отвечает на приветствие поклоном и приглашает в избу.) Хозяйка загадывает детям загадку: «Шуба в избе, а рукав на улице».
(Если дети затрудняются, она им подсказывает.)
Хозяйка.
- Это печка. Печка – это главное, что есть в русской избе. В ней пекут хлеб, на ней варят пищу, она обогревает избу, на ней же и спят. А вы знаете, чем топят печь?
(Ответы детей.)
- А ещё мы топим печь ольхой и ошкуренной берёзой – тепло дольше держится и дыма меньше. Сосной и елью редко топим, так как они быстро прогорают. На печи мы сушим одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу. На ней можно и спать, для этого есть специальная лежанка. Наш Ванюшка любит поваляться на печи. (На печи - кукла в национальном русском костюме)
Воспитатель.
- Дети, а вы помните сказку, где печка помогла девочке спрятаться, как она называется?
(Ответы детей.)
- А в какой сказке герой едет к царю во дворец на печке?
(Ответы детей.)
Хозяйка.
- Не красна изба углами, а красна пирогами. Русский народ славится своим гостеприимством, хочу и я вас угостить, да вот беда – нарезали из липы мы ложки, миски, кружки. Миски и ложки расписали, а кружки не успели. Как же мне вас чаем угостить?
Воспитатель.
- Не расстраивайся, хозяюшка, наши ребята тебе помогут!
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель.
- Давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Братцы»
Пошли два братца (пальчики шагают по столу)
Вместе прогуляться,
А за ними ещё два братца. (пальцы обеих рук шагают по столу)
Ну, а старший не гулял, (большой палец сгибать, разгибать)
Очень громко их позвал. (то - же на другой руке)
Он за стол их посадил (каждый пальчик правой руки касается большого пальца правой руки)
Вкусным чаем напоил (то – же на левой руке)

Воспитатель.
- А теперь, чтобы кружки у вас были красивые, украсим их аппликацией.
(Дети украшают кружки аппликацией готовыми формами. Приносят кружки Хозяйке.)
Хозяйка.
- Спасибо вам, ребята, за помощь, какие вы молодцы!
Воспитатель.
- Я тоже довольна вашими работами.
Хозяйка.
- Делу - время, а потехе – час!
От такого изобилия красивой посуды у меня появилось хорошее настроение и мне хочется повеселиться!
Воспитатель.
- Русский народ всегда славился своими песнями, плясками и хороводами.
Выходите, ребята, споём и спляшем вместе Хозяюшкой!
Физкультминутка.
«Эх, лапти, да лапти мои!» русская народная песня
Во деревне то было в Ольховке , (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Во деревне то было в Ольховке.
Лапти, да лапти, да лапти мои, (выставляют поочерёдно носочки и  пяточки правой ноги)
Лапти, да лапти, да лапти мои. (то - же левой ногой)

Эх, лапти мои, лапти липовые (руки на поясе, кружатся с притопыванием)
Вы не бойтесь, ходите
Тятька новые сплете! (идут по кругу, взявшись за руки)
Эх, ну! (остановились, притопнули)
Хозяйка.
- Ох! Как хорошо я повеселилась! А в угощенье я вам испекла румяные пирожки с яблоками.
(Хозяйка выносит на подносе пирожки и угощает детей. Воспитатель берёт у неё поднос и предлагает детям попить чай с пирожками в группе. Дети благодарят хозяйку за угощение)
Воспитатель.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, что-то мы загостились.
Хозяйка.
Прощайте, гости дорогие! Жду вас в гости ещё, буду рада я гостям всегда!
(Дети прощаются, кланяются Хозяйке. Воспитатель и дети заходят в «Машину времени». Звучит музыка, мигают лампочки)
Воспитатель.
- Вот мы и прибыли в свой детский сад. Понравилось вам в прошлом? Вот так и жили на Руси наши предки, мы должны помнить обычаи, старинные праздники, знать русские народные поговорки, пословицы, загадки, песни, хороводы. Всем этим так богата наша русская земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Жизнь древних людей»

Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Жизнь древних людей»

Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "Путешествие в зимний лес"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  Тема: "Путешествие в зимний лес"...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: "Юный пожарный"

Программное содержание:«Социально-коммуникативное»: формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасн...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в подготовительной группе. Тема: «Земля - наш общий дом»

Конспект эколого-познавательного занятия в подготовительной группе.Тема: «Земля - наш общий дом»...

Занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе тема "Солнечная система"

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.Задачи:образовательные:уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце; познакомить с понятием «орбита». Рассказать об уник...