Конспект ООД "Загадки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходоренко Ольга Анатольевна

Тема ООД: "Загадки природы"

Образовательная область: «Познавательное развитие»,  «Ознакомление с миром природы».
Возрастная группа: подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_prirody_oznakomlenie_s_okr.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Схема конспекта занятия

ФИО педагога Ходоренко Ольга Анатольевна

Образовательная область «Познавательное развитие»,  «Ознакомление с миром природы»

Возрастная группа Подготовительная группа

Тема занятия  «Загадки природы».

Концептуальные основы занятия

Цель: Обобщение знаний  детей о природе:  взаимосвязи между объектами природы, а также отношениями между природой и   человеком на основе конкретных правил поведения.

Задачи:

  1. Образовательные:

-Закрепить знания, полученные в процессе НОД  по развитию экологических представлений.

-Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.

2. Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

-Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

-Развивать доказательную речь.

-Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

-Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

3.Воспитательные:

-Воспитывать доброе отношение к  природе.

-Воспитывать умение договариваться  друг  с другом для решения общей задачи.

4. Здоровьесберегающие:

- способствовать охране жизни и укреплению здоровья детей;

- содействовать правильному физическому и психологическому развитию детского организма;

- способствовать повышению умственной и физической работоспособности.

Предварительная работа:

-  просмотр видеофильма «Планета»;

- дидактические игры «Животные»;

- презентация на тему: «Красная Книга».

Дидактический материал и оборудование:

- картинки с изображением животных;

-светофор;

- волшебный сундучок;

- галстуки экологов;

- осенние листья;

- ёмкости с грязной водой, салфетки;

- пазл;

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»,  «Социально-коммуникативное».

Организационный момент, начало занятия включающее:

 Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи: 1. Привлечь детей к совместной деятельности;

                   2. Активизировать мыслительную деятельность детей;

                   3. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 

Дети слушают педагога.

Ответы детей.

 Воспитатель вводит детей в группу.

- Дети,  сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов. Я вам его сейчас прочитаю.

«СОС! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Помогите, откройте  картину,  и вы спасёте частичку природы!» 

- Ребята, вы согласны помочь? Как мы можем это сделать?

-Как называются люди, которые охраняют природу? А если мы помогаем учёным-экологам, то, значит, можем смело назвать себя помощниками экологов. Берите зелёные галстуки экологов и  вперёд!

-Перед нами стоит следующая задача: нам необходимо собрать этот пазл, а для того, чтобы было удобно это делать, давайте присядем за столы. Правильность ответов будет оценивать эксперт.

Установление эмоционального контакта

  1. Основная часть занятия.

Цель: Закрепление знаний о значимости взаимоотношений природы и человека. Приобщение к элементам экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения в природе;

2. Воспитывать доброе отношение к  природе.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей

Дети делятся на две команды и выполняют задание.

Эксперт оценивает задание

Стр.89

Дети отвечают на вопросы.

Эксперт оценивает правильность ответов.

Дети выходят из-за столов и выполняют музыкальную физминутку.

Дети подходят к полянке.

Дети собирают листья.

Дети присаживаются на скамеечки.

Дети 1 команды отвечают.

Дети 2 команды отвечают.

Дети 1 команды отвечают.

Дети 2 команды отвечают.

Эксперт оценивает ответы детей.

Дети проходят в Центр экспериментирования.

Ответы детей: загрязнена, масляные отходы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Рассмотрев алгоритм выполнения эксперимента, дети выполняют задание.

Ответы детей.

Дети садятся за столы.

Оценка эксперта.

Дети рассматривают картину из пазлов.

Ответы детей (природа).

Ответы детей: насекомых, птиц, животных.

Дети размещают животных на картине.

 

Дети благодарят эксперта.

Ответы детей: «стихотворение призывает беречь природу».

 

-А сейчас возьмём первую часть пазла и, прежде, чем мы её перевернём, прочтём задание:

1. «Экологический светофор» - Что это?

- Для чего на улицах города устанавливают светофоры? Какой цвет светофора что обозначает?

- Где наводит порядок экологический светофор?

-Ребята, я с вами полностью согласна. А как вы считаете, что означает красный цвет нашего экологического светофора? А жёлтый? Зелёный?

-Молодцы, вы правильно охарактеризовали каждый цвет экологического светофора.

-У вас на краю стола находятся картинки с изображением природы и человека. Расположите эти картинки на экологическом  светофоре в том круге, который, по вашему мнению, подходит именно к вашей картинке.

Красный - …, …, …

Жёлтый - …, …, ….

Зелёный - …, …,…

-Уважаемый эксперт, мы просим вас оценить правильность нашего задания.

-Молодцы, ребята, верно вы выполнили задание. Теперь мы можем открыть первую часть пазла.

 Открываем первый пазл и переходим к следующему заданию на второй части  пазла.

2. «Подумай и ответь» – чтобы открыть следующую часть пазла, надо ответить на очень сложные вопросы.

-Вот в этой волшебной шкатулке находятся осенние листочки. На некоторых из них есть цифры. Какая цифра вам попадётся, на вопрос под таким номером мы и отвечаем.

- Готовы? Тогда начнём.

1) Что может навредить  природе нашего Алтайского края?

2) Какую птицу называют лесным доктором?

3) Для чего на водоёмах нашего села зимой делают проруби?

4) Из-за чего  может погибать рыба в водоёмах нашего села?

5) Почему нельзя трогать детёнышей зверей, найденных  в лесу?

6) Что может загрязнять воздух в нашем селе Веселоярске?

7) Человек – часть природы или её хозяин? Почему?

-Спросим  эксперта: верно ли вы ответили на все вопросы?

Поблагодарим эксперта за объективную оценку. Теперь мы можем открыть второй пазл.  

   

3. Физминутка.

-А сейчас я приглашаю вас на небольшую разминку. Встаньте, пожалуйста, около своего стола и выполняйте движения соответственно тексту.

-Мы хорошо отдохнули, но не забываем о том, что нам нужно спасать природу. А для того, чтобы открыть следующие части пазла, я приглашаю вас на полянку, где с осеннего дерева уже осыпалось немало листьев.

-Но, прежде, чем мы начнём собирать листья, разделимся на две  команды. 1 команда собирает оранжевые листья, 2-жёлтые. Среди этих листьев вы найдёте листочек с ситуацией и решите её.

-Приглашаю вас присесть на скамеечки и разрешить ситуации, которые указаны на ваших листочках.

4. «Ситуация».

● Нашёл Коля  гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала.

- Как правильно поступить Коле?

● Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…

- Что сказала воспитатель?

● В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.

- Кто из мальчиков был прав?

● Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему.

-Что рассказал папа Серёже?

-Уважаемый эксперт, верно ли ребята разрешили проблемные ситуации?

-Вот мы и разрешили успешно все проблемные ситуации и смогли открыть 4 части нашего пазла.

-Я вижу, ребята, что вы достойно несёте звание экологов. А сейчас я предлагаю вам самим поучаствовать в эксперименте по очищению воды.

5.  Наш эксперимент называется «Загрязнённая река».

-Я приглашаю вас в лабораторию.

-Ребята, посмотрите на стакан в моей руке. Чем он наполнен? Какая в нём вода?

-Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)

-Что мы можем сделать?

-Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал?

-У нас в лаборатории 5 рабочих мест, а нас сколько? Как нам поступить?

-Разбейтесь, пожалуйста, на пары. (заранее обговариваем пары)

-Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм, который вы можете увидеть на экране.

-Диана, проговори, как ты понимаешь этот алгоритм?

-Верно. Приступайте к работе.

-Сравните,  какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна?

-Ребята, воду, которую мы свами сейчас очищали, я  набрала в реке Алей. Если у нас получилось очистить воду в этих стаканчиках, можно ли также очистить воду в реке? А каким образом?

-Прежде, чем мы спросим мнение эксперта о нашем эксперименте, прсядем за столы.

-Уважаемый эксперт, понравился ли вам наш эксперимент по очищению воды? Значит мы можем открыть 7 часть пазла.

-Присаживайтесь за столы. Теперь мы можем увидеть, какую картинку составляет пазл.

- Посмотрите, как изменилась природа, но кого-то  здесь не хватает? Каких обитателей леса вы бы разместили на этой картинке?

-У меня в руке картинки, изображающие обитателей природы. Разместите их на нашей картине, украсив и оживив её этим.

-Молодцы, мои юные экологи!

-Теперь мы спокойны за будущее нашей планеты. Благодаря вашей бдительности и трудолюбию опасность нашей  природе не угрожает!

-Теперь поблагодарим эксперта за объективную оценку выполненных нами заданий и отправим картинку учёным-экологам. Сообщим им о том, что выполнили задания, чем и внесли свой вклад в спасение природы от гибели.

-Если здорова природа, будет здоров и человек!

-А какие слова о природе могли бы сказать вы, ребята?

Смотрю на глобус – шар земной,            (Варя)

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге море и леса                                

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,                          (Алина)

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус –                              (Настя Ч.)

Шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

-К чему призывает нас это прекрасное стихотворение?

 

На экране изображение светофора.

На экране изображение картинки, на которой отмечены вредные и полезные поступки человека по отношению к природе; поступки, которые нужно совершать с осторожностью.

 

Открывают 1 часть пазла.

Соответственно каждому вопросу на экране изображена картинка.

Открывают 2 часть пазла.

Видеоролик «Музыкальная физминутка»

Открываем 3 часть пазла.

Открываем 4 часть пазла.

Открываем 5 часть пазла.

Открываем 6 часть пазла.

На столе ёмкости для воды; в воде мусор, масло, опилки; воронка; фильтр; ёмкость для чистой воды.

 

На слайде изображён алгоритм выполнения эксперимента.

На экране изображение реки Алей.

Открывают 7 часть пазла.

Отправляется электронное письмо учёным-экологам.

На экране анимационная картинка природы.

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итогов занятия

Задача: Учить детей радоваться результату своей деятельности, обобщать и делать выводы.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы.

Дети благодарят за подарки и обещают беречь природу.

 - Ребята, что запомнилось вам сегодня? Что, по вашему мнению, было особенно интересно? Что вызвало затруднения? О чём расскажете своим родителям?

Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов.

– А на память о нашем путешествии я предлагаю

 всем вместе сфотографироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

Конспект НОД "Природы жалобная книга" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Природы жалобная книга"для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Природа и человек. Лето" для старшей группы

Тематическое занятие, проводимое для детей старшего возраста в летний период....

Конспект занятия " Природая стихия - огонь"

Конспект занятия " Природнаян стихия - огонь"...

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....