Место Земли в Солнечной Системе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Каргина Наталья Анатольевна

Земля-одна из планет Солнечной системы.Здесь ребенок узнает про строение нашей планеты и все что связано с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Место Земли в Солнечной Системе975.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Место Земли в Солнечной Системе

Велика наша Земля. Многообразна ее природа, несметны богатства ее недр. И вместе с тем огромная Земля — лишь одна из планет, обращающихся вокруг Солнца.

Солнце по сравнению с Землей — гигантский раскаленный шар. Его поперечник в 109 раз больше поперечника Земли, а объем в 1301 тыс. раз превышает объем земного шара. Среднее расстояние от Земли до Солнца 149 500 тыс. км (приближенно). Поэтому Солнце представляется на небе в виде небольшого диска.

Солнце излучает в мировое пространство очень много света и тепла. Только ничтожную часть этого тепла и света — менее одной двухмиллиардной доли — получает Земля. Но и этого вполне достаточно, чтобы освещать и согревать Землю и все живущее на ней в течение миллиардов лет.

Все тела в природе обладают свойством притягивать друг друга. Это свойство тел называется «тяготением». Чем больше масса тела (т. е. чем больше в нем заключено вещества), тем больше и присущая ему сила притяжения.

Масса Земли очень велика — она составляет шесть секстиллионов тонн.

Могучая сила земного притяжения удерживает все находящееся на Земле. В наше время гигантские успехи науки и техники впервые позволили преодолеть земное притяжение и запустить в мировое пространство искусственные спутники Земли и космические корабли.

Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли. Сила притяжения Солнца так велика, что подчиняет себе все планеты, заставляет их двигаться, или, как говорят, обращаться, вокруг Солнца. Планеты — это «вечные спутники» Солнца. Вокруг Солнца обращаются девять планет и среди них — Земля.

Сравнительные размеры Солнца, Земли и других планет 

Ближе всех к Солнцу (в среднем на расстоянии 58 млн. км) обращается планета Меркурий. Она значительно меньше Земли. На Меркурии нет атмосферы — значит, не может быть и жизни; у Меркурия всегда обращена к Солнцу одна и та же половина. Меркурий очень трудно наблюдать с Земли, чаще всего он теряется в лучах Солнца.

Дальше Меркурия (в среднем на расстоянии 108 млн. км от Солнца) обращается планета Венера — самое яркое светило на небе после Солнца и Луны. По размерам и массе Венера почти равна Земле. Венера окружена воздушной атмосферой. Плотные облака скрывают от нас ее поверхность.

Третья планета — это наша Земля. За ней, на расстоянии 228 млн. км от Солнца, обращается планета Марс. Эта планета значительно меньше Земли, но больше Меркурия. Марс окружен атмосферой, но менее плотной, чем атмосфера Земли. Прозрачность атмосферы Марса позволила астрономам многое узнать об устройстве его поверхности и выяснить, что на Марсе очень суровый климат. В настоящее время ученые обсуждают вопрос, могут ли существовать на Марсе некоторые виды растений. Есть ли жизнь на Марсе и на Венере — это один из волнующих вопросов науки. Выяснить его позволят, вероятно, полеты человека на эти планеты. Наверно, такие полеты осуществятся еще в нашем веке.

Гораздо дальше от Солнца (в 5 раз дальше, чем Земля) обращается планета Юпитер. Это самая большая из планет солнечной системы, по объему в 1312 раз больше Земли. Несколько меньше Юпитера следующая за ним планета — Сатурн (в 9 раз дальше от Солнца, чем Земля). Далее идут две планеты: Уран (в 19 раз дальше от Солнца, чем Земля) и Нептун (в 30 раз дальше). Обе они меньше Сатурна, но гораздо больше Земли. Эти четыре планеты называют «планетами-гигантами». Они окружены обширными атмосферами из ядовитых газов. На этих планетах господствует холод (температура 150—220° ниже нуля), и понятно, что не приходится говорить о возможности жизни на них.

И, наконец, очень далеко (в 40 раз дальше, чем Земля от Солнца) обращается вокруг Солнца еще одна планета — Плутон, о природе которой еще очень мало известно.

Есть ли планеты еще более далекие, чем Плутон, или солнечная система «заканчивается» Плутоном, мы пока не знаем.

В солнечной системе имеется еще множество малых планет (большинство из них обращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером). Вокруг многих больших планет обращаются их спутники, подобные Луне — спутнику Земли (например, у Юпитера известно 12 спутников). Между планетами странствуют, тоже подчиняясь солнечному притяжению, кометы.

Солнце — одна из звезд, самая близкая к нам. Ближайшая после Солнца звезда отстоит от Земли на 40 триллионов километров. Световой луч (пробегающий в секунду 300 тыс. км) идет от ближайшей к Земле звезды 41/3 года, тогда как от Солнца он приходит за 8 минут, а от Луны за 1,4 секунды.

Звезды отличаются гораздо большим многообразием, чем планеты солнечной системы. Есть звезды во много раз больше и массивнее Солнца и звезды меньше его. Известны звезды, излучающие гораздо больше тепла и света, чем Солнце, и звезды сравнительно «холодные». Несомненно, что вокруг многих звезд обращаются планеты, что на некоторых из планет существует жизнь. Но даже в самые мощные современные телескопы нельзя обнаружить планеты у близких звезд.

В ясную ночь на небе видна широкая полоса Млечного Пути. Это — огромное множество звезд, не различимых простым глазом в отдельности из-за удаленности. Млечный Путь и все другие звезды, видимые на небе, образуют нашу Галактику — огромную звездную систему. В ней свыше 150 млрд. звезд, и Солнце— только одна из них. Солнце (а вместе с ним Земля и другие планеты) находится не в центре Галактики, а ближе к ее границе. Через всю нашу звездную систему луч света проходит приблизительно за 100 тыс. лет.

В сильные телескопы на небе можно увидеть очень мелкие туманные пятна. Это — звездные системы, подобные нашей Галактике, некоторые намного больше ее. Отстоят они от Земли так далеко, что свет от них доходит до нас за миллионы, сотни миллионов и даже миллиарды лет.

Еще в глубокой древности люди созерцали звездное небо. Уже тогда это было не простое любование величественной картиной неба. На небе подмечались изменения, которые тесно связаны с явлениями, происходящими на Земле.

Солнце каждое утро восходит над горизонтом, поднимается над ним, достигая наибольшей высоты в полдень, а затем идет к закату. Так повторяется каждые сутки. Солнце взошло — и начался день. Солнце зашло — кончился день, началась ночь.

С давних пор было замечено, что большая часть звезд каждый вечер появляется на восточной части неба, поднимается над горизонтом, достигая наибольшей высоты над ним в южной части неба, и потом заходит в западной части горизонта. В следующий вечер каждая звезда вновь восходит в той же точке неба, что и накануне.

Нужны были, однако, долгие и систематические наблюдения неба (они велись уже в глубокой древности), чтобы подметить, что Солнце изо дня в день, из месяца в месяц перемещается по небу, совершая по нему полный круг приблизительно за 3651/4 суток, т. е. за то время, когда на Земле происходит смена времен года. При этом Солнце каждый раз движется по небу по одному и тому же пути, мимо одних и тех же звезд. Если в тот или иной момент данного года Солнце находится вблизи таких-то звезд, то так было в это же время года много лет назад, так будет и через много лет.

Луна появляется в виде узенького серпа, потом «растет», достигает полнолуния и уменьшается вновь до серпа, затем в новолуние делается невидимой. И все это происходит за 29 суток.

Издавна были замечены «блуждающие» светила — планеты, которые перемещаются по небу. У людей складывалось мнение, что Земля неподвижна, а вокруг нее ежесуточно обращается весь небесный свод с бесчисленными звездами. Солнце совершает вокруг Земли сложное движение — суточное, вместе с небесным сводом, и годичное, перемещаясь среди звезд. Луна обращается вокруг Земли за 29 суток, а планеты в разные сроки.

Ошибочное представление, что Земля покоится в центре Вселенной, а небесные тела созданы только для того, чтобы освещать и согревать Землю, поддерживалось реакционным учением церкви.

Воздух - роль воздуха в жизни человека, растений и животных

воздухВоздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/vozduh_1-500x375.jpg

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/photosintez_4-450x450.jpg

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/sochinenie_pereletnie_ptici-500x335.jpg

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

 Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/vozduh_2-600x258.jpg

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/vozduh_3-500x334.jpg

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/vozduh_4-500x341.jpg

 В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Чем занимаются люди в космосе?

 Полвека назад человечество сделало гигантский шаг по лестнице научно-технического прогресса: оторвавшись от поверхности родной планеты, в космическое пространство впервые в истории вышел житель Земли Юрий Гагарин. Сегодня полеты в космос уже не являются чем-то необычным и героическим, а профессия космонавта потеряла изрядную часть романтики и престижа, став всего лишь одной из экзотических и тяжелых работ (заметим, и не слишком хорошо оплачиваемых), которые выпадают на долю немногих жителей планеты. Зачем людям нужен космос? Все чаще и у нас, и в других странах стали раздаваться голоса скептиков, спрашивающих: а зачем нам, собственно говоря, нужны космические полеты? К примеру, США на сегодняшний день полностью отказались от строительства собственных орбитальных аппаратов, пользуясь транспортными услугами российских кораблей. Пилотируемые космические аппараты, кроме нашей страны, сегодня строит только Китай, для которого это является во многом вопросом престижа. Но так ли необходимы громадные затраты на космические исследования нашей стране? В определенной степени эти скептики правы – правотой тех циничных и расчетливых прагматиков, которые утверждали в свое время, что крестьянским детям не нужно глубокое образование: мол, достаточно выучить их писать и считать, и довольно с них. Жизнь показала, что чем образованнее народ, тем выше его успехи буквально во всех сферах деятельности. Космическая отрасль государства не приносит немедленной прибыли, однако это путь к развитию наиболее передовых современных технологий, получению научных знаний, которые очень сложно или невозможно получить на поверхности Земли. Государства, владеющие космическими технологиями, сегодня можно пересчитать по пальцам. Благодаря развитию космической индустрии было создано множество новых материалов и технологий, нашедших применение в самых разных отраслях промышленности. Практические результаты космических полетов Чем занимаются сегодня космонавты, находясь на орбите? Разумеется, исследовательской деятельностью. Условия невесомости дают возможность проводить самые разнообразные эксперименты, немыслимые при тяготении. Множество процессов в космосе происходят совершенно по-другому, позволяя получать совершенно новые материалы с необычными свойствами. Металлы и сплавы, выращивание кристаллов, эксперименты с проводимостью и многие другие исследования позволяют задуматься о сооружении в недалеком будущем орбитальных заводов, где можно получать эти уникальные материалы в промышленных масштабах. Не менее важны биологические орбитальные исследования. Рано или поздно человечеству придется начать освоение околоземного пространства – вначале Луны, а затем и других планет. Уже сегодня ведущие космические державы разрабатывают проекты создания лунных городов и разработки недр спутника Земли. Благодаря космическим исследованиям проблемы адаптации людей для жизни и работы в космосе постепенно решаются, а фантастические проекты становятся все более близкими к реализации. Благодаря космобиологии сегодня созданы многие современные лекарства, разработаны новые медицинские технологии, производится лечебная аппаратура следующего поколения.

 Ученые приблизились к пониманию структуры белка как основы жизни и, возможно, стоят на пороге еще более впечатляющих открытий. Распорядок дня на МКС Можно еще долго перечислять все отрасли науки, которые получили существенный рывок благодаря космическим исследованиям. Но как это все выглядит на практике? Из чего состоит жизнь космонавта на орбите? Распорядок дня космонавтов составлен таким образом, чтобы предусмотреть не только максимальную рабочую загрузку, но и полноценный отдых людей. Пять дней в неделю – рабочие, причем рабочий день продолжается 10 часов и включает плановые исследования, а также ремонтно-профилактические работы на станции. Подъем у космонавтов ежедневно в 7 утра, затем гигиенические процедуры, физкультура и завтрак, после которого начинается их рабочий день. Всего в день отводится 2 часа на приемы пищи и 2,5 часа на тренировки – это время космонавты распределяют между собой так, как им удобно. Сон по расписанию занимает 8 часов, но на практике многие отдыхают всего 4-5 часов, и этого им достаточно. Спать приходится с берушами, чтобы не мешал шум многочисленных механизмов. Ежедневно полтора часа отводится на сеанс связи с Центром управления полетом. Космонавты передают на Землю результаты исследований, получают новые данные, координируют свою работу с наземными специалистами и, конечно, периодически общаются с семьями. Тяжелый, кропотливый труд требует постоянного напряжения воли, нервов и громадной внутренней дисциплины. Но мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми людьми и прекрасными профессионалами, приносящими огромную пользу свое стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми на тему: "Земля-планета Солнечной системы".

О планете Земля и её естественном спутнике....

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группы «Солнечная система. Возникновение жизни на Земле»

Программное содержание:1.     Знакомство с солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле.2.     Освоение действия построения схе...

Земля– одна из планет Солнечной системы.

Презентация, характеризующая нашу планету, историю ее развития, современные теории. Строение Земли....

Конспект занятия НОД Тема: "Земля и её место в Солнечной системе"

Тема:"Земля и её место в Солнечной системе"...

Беседа для дошкольников "Земля - планета Солнечной системы"

Беседа для дошкольников "Земля - планета Солнечной системы"...

Экскурсия в мини – планетарий с детьми подготовительной группы «Солнечная система и голубая планета Земля»

В рамках муниципального семинара «Поиск эффективных методов и осуществленияэкологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»...

Презентация "Земля и Солнечная Система"

Презентация по окружающему миру...