Детский исследовательский проект "Откуда в хлебе берутся дырочки?"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Александра Юрьевна Фёдорова

Проект детский, краткосрочный, групповой, исследовательский.

Цель проекта: выяснить, почему в хлебе появляются дырочки и что влияет на их размер.

Задачи: найти информацию о хлебе; узнать, как выпекают хлеб; самостоятельно испечь хлеб и сделать выводы, что влияет на количество и размер дырочек в хлебе.

Итоговые результаты: узнали много интересного об истории хлеба; определили предпочтения в хлебе у детей группы и родителей; узнали тайну дырочек в хлебе; провели интересные опыты с дрожжами; сами испекли хлеб из разной муки и разных дрожжей, сделали выводы; изготовили «Хлебную шкатулку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_v_hlebe_berutsya_dyrochki_fedorova_a.yu_.docx979.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования города Нягань

"Детский сад №7 "Журавлик" комбинированного вида"

Откуда в хлебе берутся дырочки

Исследовательский проект

Участники проекта:

Азарчик Вероника

Самойлов Вадим

Подготовительная к школе группа

Руководитель проекта:

Фёдорова Александра Юрьевна

Воспитатель

Нягань, 2021

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………………………4 - 7

Заключение…………………………………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………………….9

Введение

«Хлеб – всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда» - так в разные времена с любовью говорили о хлебе. Хлеб – это любимый продукт и детей, и взрослых.

Каждый день в детском саду на завтрак, обед и ужин, мы едим разные блюда, но они не были бы такими вкусными без хлебушка. У меня возник вопрос, почему же хлеб такой вкусный, ароматный, воздушный и откуда в нем огромное количество маленьких дырочек? Мы начали думать и обсуждать с ребятами, а почему в хлебе есть дырочки, откуда они появляются и почему они такие разные? Было много предположений, тесто при выпекании кипит как вода в кастрюле, и потому образуются дырочки. Кто-то из ребят решил, что пекарь сам дырявит тесто, перед тем как кладёт в печь. Были и такие мнения, что, когда тесто месят, в нём появляются пузырьки воздуха». И тут я предложил «Может попробуем сами сделать тесто и испечь хлеб, и тогда всё узнаем». 

Гипотеза: Мы предположили, что если мы сможем испечь хлеб, то узнаем, почему в хлебе появляются дырочки и почему они такие разные.

Цель: Выяснить, почему появляются дырочки в хлебе, и что влияет на их размер.

Задачи:

            1. Найти информацию о хлебе: какой бывает хлеб, когда он появился;

            2. Узнать, как выпекают хлеб;

                  3. Узнать, почему в хлебе появляются дырочки;

4. Испечь хлеб, чтобы в нем было много дырочек;

5. Выяснить, что влияет на количество и размер дырочек.

Объект исследования: процесс выпекания хлеба.

Предмет исследования: образование дырочек в хлебе.

Методы исследования:

сбор информации из разных источников, опрос, экскурсия, сравнение, анкетирование, экспериментирование, обобщение.

Описание работы

Свою работу по проекту мы начали с поиска информации, как появился хлеб. Мы обратились к сотрудникам библиотеки, и они рассказали нам много интересного. В выходной с родителями мы отправились в библиотеку и узнали, что, Хлеб – это один из древнейших продуктов. На вопрос о том, когда он появился, никто не сможет ответить точно. Существует такая версия, что однажды люди нашли растущие колосья пшеницы и ржи, попробовали их съесть и поняли, что зёрна утоляют голод. Позже люди научились делать из зёрен муку, её заливали горячей водой и получалась вязкая масса-похлёбка, которую люди ели, как горячее блюдо. Нам стало интересно, можем ли мы сейчас приготовить такую похлебку. И тогда, Александра Юрьевна, предложила нам очистить несколько пшеничных колосков, запарить зернышки кипятком и попробовать их на вкус. Оказалось, что – это действительно, правда - пшеничные зерна питательные и сытные. Однажды человек случайно пролил похлёбку на печь, и пока он думал, как же убрать её, масса припеклась – получилась мучная лепёшка. Людям понравился вкус лепёшки, и с тех пор они стали употреблять зёрна пшеницы именно в таком виде. Существует ещё одна легенда. Однажды в древнем Египте человек, который выпекал лепёшки, забыл тесто на солнце. Стояла сильная жара, тесто прокисло. Но тогда мука была очень ценным продуктом и за её порчу наказывали. Человек никому не рассказал о том, что случилось, а просто испёк лепёшки из испорченного теста. Лепёшки на удивление оказались намного пышнее и румянее. Новый метод выпечки стал применяться постоянно.C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-8a7f5e232ed17ec46d4df250ef483f9f-V.JPGC:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210304_110255.jpg

Из истории появления первого хлеба мы поняли, что в его составе были только мука и вода. А сейчас в наших магазинах можно увидеть много разного хлеба. Мы с воспитателем попробовали простой пшеничный и ржаной хлеб, хлеб с добавлением орехов, изюма, даже специй. Хлеб по вкусу был разный, но в каждой булке хлеба были дырочки. Затем мы решили узнать у детей и родителей нашей группы, что они знают о хлебе и какой хлеб они любят. Оказалось, что все очень любят хлеб, вкусы у всех разные, кому – то нравится пшеничный, а кому-то больше ржаной. Дырочки в хлебе видели все, и считается, что чем больше дырочек в хлебе, тем он воздушнее, пышнее и от этого – вкуснее. IMG_20200309_215346

Мы уже многое узнали о хлебе, но ответ на свой вопрос, откуда берутся в хлебе дырочки, мы так и не нашли. Тогда мы решили обратиться к поварам детского сада. Тогда, наша тайна открылась. Повара нам рассказали, что это связано с химической реакцией – брожением. Чтобы появилось брожение в тесте для хлеба, нужны дрожжи.  Дрожжи - это полезные бактерии, они настоящие сладкоежки! И для того, чтобы они росли и размножались, их нужно – накормить. Что мы и сделали. Лучше дрожжи растут в теплой сладкой воде или молоке. Попадая в тесто, они сразу принимаются за дело. Дрожжи поедают сахар и выделяют углекислый газ. Чем больше углекислого газа в тесте, тем больше пузырьков! Когда хлеб выпекается, пузырьки в жаркой печи лопаются, газ уходит, а дырочки в хлебе остаются. Вот почему в хлебе появляются дырочки! Ещё повара нам сказали, что для приготовления вкусного хлеба необходимо соблюдать важные условия для теста: дрожжи, наличие сахара в тесте, время и тёплое место для подъёма. Прежде чем приступить к выпечке своего хлеба, мы решили убедиться, так ли уж важны эти условия и что будет, если мы их не выполним.C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210304_085333.jpg

Мы взяли пшеничную муку, сахар, и дрожжи, и приступили к нашим опытам.


Опыт №1 «Дрожжи сладкоежки»

Повара нам сказали, что для активности дрожжей необходим сахар. Для опыта взяли стакан с водой, насыпали дрожжи, размешали и стали наблюдать. Прошло 10 минут - никаких изменений не было, тогда мы положили в стакан ложку сахара. Спустя ещё 10 минут в стакане выросла большая шапка из мелких пузырьков.

Вывод: Чтобы дрожжи начали выделять углекислый газ им нужен сахар.

Опыт №2 «Дрожжи нуждаются в тепле»

Мы взяли две пластиковые бутылки с водой, в которые насыпали дрожжи и сахар. Александра Юрьевна, сказала, что на бутылки мы наденем резиновые перчатки, для того, чтобы увидеть, как дрожжи выделяют углекислый газ, если активно - перчатка надуется. Сначала мы поставили бутылку на батарею и увидели, что через некоторое время перчатка начала надуваться, а дрожжи подниматься. Затем мы поставили бутылку за окно, перчатка на наших глазах, стала падать.

 Мы заметили, что пузырьков стало меньше и Александра Юрьевна, сказала нам, что дрожжи перестали расти.

Вывод: Дрожжи активно растут, находясь только в тёплом месте. Итак, пришло время испечь свой домашний хлеб. Мы использовали два вида муки пшеничную и ржаную. Замесили тесто и добавили дрожжи. Поставили его в тёплое место. И наблюдали, пока тесто поднимется. Тесто подходило примерно час. Спустя время мы увидели, что тесто стало намного больше и даже вылезло за край посуды. Мы поставили тесто в духовку. Через некоторое время мы увидели, что тесто поднялось еще выше.C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210313_153607.jpg

Когда наш хлебушек испёкся, мы дали ему немного остыть, потом разрезали каждую булку и убедились, что в обоих видах нашего хлеба - есть дырочки.

В пшеничном хлебе – дырочки большие, в ржаном – поменьше! Но в обоих видах хлеба дырочек было – очень много.  Александра Юрьевна, сказала нам, что дрожжи не всегда можно применять при выпекании. Так как у некоторых людей есть аллергия на дрожжи. И предложила нам попробовать испечь бездрожжевой хлеб.

Опыт №3 «Получится ли хлеб без добавления дрожжей».

Мы решили проверить, а какой будет хлеб, если, замешивая тесто, дрожжи мы добавлять не будем?  Мы взяли муку, воду, сахар и немного соли, замесив тесто, мы испекли хлеб без дрожжей. Когда хлеб был готов, мы увидели, что он получился твердым, тяжелым и в нем совсем не было дырочек. C:\Users\1\Downloads\IMG-b33ac18339c8db28dda33fc0e5b7f24e-V.jpgC:\Users\1\Downloads\IMG-921452051faccecb2dd97a72b4b1ef11-V.jpg

Вывод: Для того, чтобы хлеб был воздушным и вкусным – дрожжи нам необходимы.

Поэтому испечённый на дрожжах хлеб мы принесли в группу и угостили всех ребят. Несмотря на то, что хлеб был из разной муки, он всё равно был пышным, мягким и по - своему вкусным! Все ребята нашей группы, попробовавшие вкуснейший домашний хлеб, захотели тоже испечь его дома.

А ответ на наш вопрос, что же всё - таки влияет на появление дырочек в хлебе, мы нашли. Это зависит того добавляются ли в тесто дрожжи или нет.

Но после опыта с бездрожжевым хлебом, у нас остался вопрос, что делать людям, у которых аллергия на дрожжи, как им быть, неужели им всю жизнь придется есть не мягкий и не пышный хлеб?

И тогда, Александра Юрьевна, рассказала нам о том, что при выпечке хлеба пекари используют различные виды закваски. Но это уже повод для дальнейших исследований.

Заключение

Итак, в ходе работы над проектом мы смогли решить все поставленные задачи и подтвердить свою гипотезу. Мы узнали, как появился хлеб. Узнали, что дырочки в хлебе появляются благодаря дрожжам. Дрожжи, поедая сахар, выделяют углекислый газ, который  лопается при выпекании и остаются дырочки в хлебе. Мы сами смогли испечь мягкий и очень ароматный пшеничный и ржаной хлеб, соблюдая все необходимые условия.

        В следующем году мы решили продолжить наше исследование и сравнить, какой хлеб вкуснее: дрожжевой или на закваске, как делает свой хлеб Александра Юрьевна.

В качестве памятных подарков мы приготовили брошюрки с лучшими рецептами выпечки хлеба  и вкусный ароматный хлебушек по нашему рецепту.

А ещё Александра Юрьевна изготовила для  нас «Хлебную копилку», в которой мы храним интересную информацию про хлебушек, это фотографии разного хлеба, пословицы, поговорки, загадки.

Спасибо за внимание! Задавайте пожалуйста свои вопросы!

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлеб
  2. https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post301040445/
  3. http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Фронтовой хлеб"

Показатель успешности проведения проекта:-      Данная форма работы отличается сложностью, требует немало затрат времени и педагогических сил, но очень продуктивна, интересна и по...

Информационно-исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел"

Цель: Систематезировать знания детей об истории возникновения хлеба на столе....

Детский исследовательский проект "Как хлеб приходит на стол".

Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь - зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всехВесною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в уро...

презентация детского-исследовательского проекта "Как мы с бабушкой пекли хлеб"

В данной презентации показан весь ход исследования : как с помощью дрожжей получается хлеб....

Детский исследовательский проект: «Откуда в хлебе дырочки?»

Данный проект способствует развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Работа над данным проектом предполагает воспитание бережного отношения к хлебу....

Детский исследовательский проект «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Цель:Расширить знания о хлебе. Проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до буханки хлеба. Задачи: - Выяснить роль хлеба в жизни человека.- Уточнить представление о последовательности...

Детский исследовательский проект " Откуда в хлебе дырочки?"

Цель: Выяснение причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба....