Открытое занятие по формированию предпосылок экологического сознания в группе старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рыжикова Наталья Александровна

Тема: « Воздух»

 

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха;- формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.

 Программное содержание:

Образовательные задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

-подвести к пониманию того , что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а так же дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-активизировать и расширять словарный запас.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

-развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: полиэтиленовый пакет, бумажные салфетки, веер, стакан с водой, трубочки, овощи и фрукты, резиновая игрушка, кусок резины, таз с водой, воздушные шарики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по формированию предпосылок

экологического сознания в  группе старшего дошкольного возраста.

Разработал воспитатель Рыжикова Н.А.

Тема: « Воздух»

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха;- формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.

 Программное содержание:

Образовательные задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

-подвести к пониманию того , что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а так же дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-активизировать и расширять словарный запас.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

-развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: полиэтиленовый пакет, бумажные салфетки, веер, стакан с водой, трубочки, овощи и фрукты, резиновая игрушка, кусок резины, таз с водой, воздушные шарики.

Ход занятия.

Организационный момент.

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся

(приветствие детей).

 А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом (игра на общение).

Станем рядышком, по кругу, скажем « Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем « Привет!» и « Добрый день!»

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся!!

Доброе утро!

Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, сегодня утром я очень торопилась к вам, и когда подошла к группе, увидела странную коробочку, которая стояла около нашей группы.

Интересно, что в ней, давайте посмотрим…

В: Ребята, что это может быть?  

Д: Мы тоже ничего не видим.

В: В коробке что-то, должно быть, но я ,например, ничего не вижу, а вы?

Д: И мы ничего не видим.

В: Может, понюхаем? (дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют).

Я ничего не понимаю….

Заглянем ещё раз, что вы видите внутри коробки?

Д: Мы видим только стенки и дно.

В: Может кто-то догадался, что это может быть?

Д: Нет.

В: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать. Тогда и узнаем, что в коробке.

Загадка.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем! Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Д: Это воздух!                                                                                                                      В: Правильно! В коробке воздух!

 В: Скажите, пожалуйста, так что такое воздух?

Д: Воздух, это то, чем мы дышим.

В: Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?                                                                                                                      

 Д: Да.                                                                                                                                    В: Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух?                                 Д: В парке.                                                                                                                               В: Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения. А в городах, что загрязняет воздух?                                                                                                                     Д: Транспорт, фабрики и заводы.                                                                                        В: Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом?

Д: Не всегда.                                                                                                                          

В: Что надо делать, чтобы воздух был свежим?                                                                      Д: Проветривать.                                                                                                                             В: Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему?                                                                                        

Д: Может продуть и заболеешь.                                                                                             В: Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта.                                                                                                                         Ребята, чтобы узнать еще лучше какой воздух, его можно исследовать в ЛАБОРАТОРИИ.                                                                                                                Что такое лаборатория? СЛАЙД    

 

В: Мы узнали, что такое лаборатория. И прежде, чем отправиться туда, мы с вами немножко отдохнем.

Физминутка.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

В: Вот наша лаборатория. Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей воздушной лаборатории, а вы моими младшими помощниками. Согласны?

Д: Да.

В: Но помните в лаборатории нужно соблюдать одно правило:

НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ СТАРШЕГО СОТРУДНИКА! СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И ЗАПОМИНАТЬ!


В: Итак! Приступаем! Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх, вниз, вы видите воздух?  

Д: Нет.

В: А он есть, значит он какой?

Д: прозрачный, невидимый.

В: Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Итак, начинаем свой первый эксперимент.

 

Эксперимент № 1.

В: Возьмем  полиэтиленовый пакет. Что в нём?                                                               Д: ничего.                                                                                                                               В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его. Пакет полон воздуха и похож на … подушку. Воздух занял всё место в пакете. Возьмём тоненькую палочку и проткнём пакет, поднесём к лицу, что чувствуете?                                      

Д: Воздух.                                                                                                                            ВЫВОД: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать. Воздух можно почувствовать, пакет пуст, воздуха в нём нет.

Эксперимент № 2.

В: А теперь приступаем ко второму эксперименту.

Кладу лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привожу салфетку в движение, салфетка падает со стола.

Почему салфетка слетела со стола? Я до неё не дотронулась .

Д: Ветер ее сдул.

В: Хотите почувствовать ,как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный.

Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: ветерок – это воздух, который движется.

Эксперимент № 3.

В:  Приступаем к третьему эксперименту. Воздух повсюду …и даже внутри нас!!! Хотите его увидеть? Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.  

                Дети выполняют.

В: Что вы увидели?

Д: пузырьки воздуха.

В: Дуем сильно, а теперь слабо. Пузырьков было одинаковое количество?

Д: когда дуем слабо, пузырьков мало, а когда сильно - много.

В: - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать? Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха,  путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

ВЫВОД:

В: Когда вдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а если мало, то и пузырьков мало.

Мы увидели воздух, который находится внутри нас.

Эксперимент № 4.

«Узнай по запаху»

В: А можно ли, почувствовать запах воздуха?

Сам воздух запаха не имеет, но может запах переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас с предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, чеснок).

Вы справились с заданием! Молодцы!  

Эксперимент № 5.

В: А теперь приступаем к последнему эксперименту.

Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас и проверим.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины, таз с водой. Возьмём кусочек резины и опустим в воду. Что произошло? Утонул! А теперь опустим резиновую игрушку, а она не тонет. Почему? Внутри игрушки воздух, он легче воды. А где ещё воздух нам помогает не тонуть?

Д: Когда мы купаемся, надувные круги нам помогают не тонуть.

В: Уважаемые младшие помощники! Мы проделали большую работу, а теперь самое интересное.

КЛЯКСОГРАФИЯ!

В: Что это? Кто знает?

Это рисование воздухом! СЛАЙД

С помощью красок, трубочки, воздуха можно  рисовать на листе бумаги.

Показ.

В: Капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи трубочки.

В: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить  эксперименты (ответы детей). Какой эксперимент вам  показался интересным больше всего? Что вы узнали  нового? Чему научились? Где изучали воздух? Как называется техника рисования воздухом? А теперь, ребята, помощники мои юные, я хочу подарить вам воздушные шары, надутые  воздухом, чтобы вы могли  поиграть.

Спасибо, молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике».

Конспект занятия  по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике»....

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста

Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста...

Статья "Формирование предпосылок экологического сознания у старших дошкольников"

Данный материал раскрывает работу по проблемам экологического образования дошкольников....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное ...