ПРОЕКТ «ЗИМУШКА-КРАСАВИЦА, ДЕТКАМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ!”
проект по окружающему миру (младшая группа)

Романова Оксана Николаевна

Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Данный проект поможет расширить представления детей о зиме, сформировать представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках, окажет помощь в формировании экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-krasavitsa_detkam_ochen_nravitsya.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЗИМУШКА-КРАСАВИЦА, ДЕТКАМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ!”

Автор проекта:

воспитатель группы № 12

 Романова О.Н.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Сроки реализации: 6-24 декабря 2021г.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников.

Проблема

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой  и что было бы, если бы зимой не было снега, почему медведь спит зимой в берлоге, а зайчик становится белым… Дети младшего возраста любят природу, они очень любознательны и активны, но у них слишком маленький жизненный опыт, они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. К трем годам большинство воспитанников не сформированы представления о временах года, не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.

Актуальность проекта

Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Цель проекта

    Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Задачи проекта

Для детей:

Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведения зверей и птиц).

Формировать у детей представление о временах года: зиме, зимних месяцах, связях между временами года и погодой;

Повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

Развивать речевую активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение.

Учить видеть  и называть признаки зимы, предметы и действия в жизни, на картине, опираясь на мнемо-схему или коллаж.

Развивать интерес к экспериментам в неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи. Знакомить со свойствами снега и льда.
Развивать логического мышления и память.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности.

Формировать представления детей о безопасном поведении  зимой во время прогулки, учить заботиться о своем здоровье в зимнее время года

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Для родителей:

Развивать познавательный интерес;

Повышать педагогическую компетентность родителей; 

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;

Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Методы и приемы:

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Наблюдения в природе
  • Экскурсии и прогулки
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов
  • Участие в игровой деятельности
  • Самостоятельная деятельность
  • Проведение ситуативных бесед
  • Продуктивная деятельность
  • Музыкально – ритмические движения
  • Заучивание стихов, песен
  • Посещение театров

Предполагаемый результат.

Дети:

  • Пополнены знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, происходящих в окружающем мире зимой.
  • Дети участвуют в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с горки); 
  • Наблюдается повышение речевой активности детей, пополнение словарного запаса, развитие связной речи, ее выразительности;  детей стараются отражать полученные знания в речи, участвуют в обсуждениях прочитанных рассказов, сказок, стихотворений.
  • Развивается познавательной активности детей и их творческих способностей.
  • Наблюдается у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время.
  • Укрепляется здоровье детей, дети приобщаются их к здоровому образу жизни.

Родители:

  • Повысился уровень заинтересованности родителей в формировании начальных естественнонаучных представлений и воспитании природоохранного сознания у детей.
  • Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.
  • Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
  • Взрослые проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жесткого обращения с объектами природы.
  • Проявляют активное желание участвовать в жизни детского сада.

Стратегия реализации проекта.

      Наш проект проводился в три этапа: подготовительный, организационно-практический и заключительный.  Вся работа велась в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

      Образовательные области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный. Разработка проекта.

Определение уровня знаний детей зиме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Выбор форм работы

Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.

Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, необходимого методического и демонстрационного материала

Подготовка материала для художественно – творческой деятельности

Подбор двигательных упражнений и подвижных игр

Разработка плана работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.

Опрос родителей «Как вы можете помочь в реализации данного проекта?»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

Разработка тем НОД.

Продумывание творческих заданий для детей и родителей.

Подбор материалов, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.

Подготовка к посещению театра и выбор спектакля.

Оснащение развивающей среды:

Литературный центр «Почитай-ка»: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о природе. В. Бианки "Ребятам о зверятах", К. Паустовский "Растрепанный воробей", М. Пришвин "Рассказы о животных", "Про птиц и зверей", Снегирев "Хитрый бурундук".

Музыкальный центр «До-ми-солька»: пополнение фонотеки группы по теме «Голоса птиц», «Звуки природы», а также классическими музыкальными произведениями “Музыка о природе”, Вивальди, Чайковского, Глинки, Сен-Санса и других великих композиторов, «Времена года» А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.

Центр познавательно-речевого развития «Почемучки»: счетные палочки для выкладывания по образцу животных и растений.  Дидактические игры: «Сравни», «Что лишнее», «Накорми зверюшку», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «Мамы и малыши», «Чей хвостик», «Когда это бывает» и др.

ИЗО студия  «Умелые ручки»: трафареты, обводки (домашние животные, овощи, фрукты, дикие животные), книжки-раскраски.

Центр  сюжетно-ролевых игр  «Поиграй со мной»: ободки и маски животных, элементы костюмов для драматизации, увеличительные стекла, ёмкости для воды и снега, формочки для льда, лопаты и снежколепы и др.

Центр здоровья и спорта «Здоровейка»: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.

Оформление родительского уголка: Информация по теме проекта, рекомендации по теме проекта, создание выставки альбомов «Друзья наши меньшие», «Покормите птиц зимой!».

2 этап - основной. Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие.

- Беседы: «Зимние забавы», «Как нужно заботиться о птицах зимой?», «Правила поведения на зимней прогулке», «Что за праздник Новый год?», «Хорошо зимой».

- Игровые ситуации: « Не идется, не едется, потому что гололедица! (безопасность на льду)», «Береги нос в большой мороз!».

- Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Зимние угощения », «Концерт для елочки»,  «К нам идет Новый год», «В магазин за подарками», «Семья на прогулке», «Идем в гости».

- Трудовые поручения: «Очистим дорожки от снега», «Покормим птиц зимой», «Украсим елку».

Познавательное развитие.

- Рассматривание иллюстраций: «Как звери в лесу зимуют», «Приметы зимы», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новый год», «Конец зимы».

- Настольно – печатные игры: «Одень куклу на прогулку», «Сложи новогоднюю открытку», «Собери снеговика», «Найди одинаковые варежки».

- Разгадывание загадок на тему «Зима».

- Дидактические игры: «Какое время года?», «Так бывает или нет?», «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает? », «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».

- Наблюдение за снежинками, за погодой, за ветром, за льдом, за почвой, за деревьями, за птицами, за небом, за солнцем, за трудом взрослых.

- Экспериментирование: «Как согреть руки», «Свойства снега», «Хрустальные сосульки» «Цветные льдинки».

Речевое развитие.

- НОД: Составление описательных рассказов о зиме (с опорой на мнемо-схему и картинный план)

- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови ласково», «С какой ветки детки», «Животные и их детёныши», «Кто, кем был?», «Путаница», «Наряди ёлочку», «Продолжи фразу»,

- Поговорки, пословицы, загадки на тему проекта

- Рассматривание и беседа по картине «Зимний лес», «Зимние забавы», «Праздник в детском саду»…

- Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, фотографий, альбомов на тему проекта.

- Чтение сказок: «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Рукавичка».

- Чтение  стихотворений: К.Бальмонта «Снежинка», Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…», И.Сурикова «Зима», Ф.Тютчева  «Зима недаром злится», Г. Ладонщикова «Прилетели метели», И. Токмаковой «Под Новый год», М. Лапыгина «Снегирь», Е.Русакова «Зима», В. Фитисова «Зима пришла», И. Бурсова «Снежинки», И. Бунина «Снег идёт», О.Зарубина «Как зайка Новый год искал»,Т.Рыжова «Снежное чудо», Н.Перова «Зимняя сказка»,«Новогоднее чудо, стих. Берестова «Падают снежики», Н.Григорьева «Ёлочка», Ю. Тувим «Снежная улица».  

- НОД :Заучивание стихотворения И. Ильина «Наша елка». Составление описательных рассказов о диком животном (игрушка) с опорой на схему. Пересказ и разыгрывание рассказа «Зайчишка» с опорой на картинный план                                

- Словесные игры: «Что сначала, что потом?», «Что нам нравится зимой?», «когда это бывает»

- Пальчиковые игры «Падал снег на порог…», «Пришла зима», «Бабу снежную лепили…», «Зимняя прогулка», «Снеговик», «Снежок».

- Заучивание стихов и песен к новогоднему утреннику «Приключение снеговика»

Художественно-эстетическое развитие.

- НОД: Аппликация «В зимнем лесу», «Ёлочка нарядная»

- НОД: Рисование «Дерево в снегу», «Зайчик», «Ёлочка»

- Разучивание  песни «Белые снежинки, кружатся с утра…»

- Разучивание танцевальной композиции «Мы едем, едем, едем…», «В лесу родилась елочка…»

- Прослушивание звуков природы, голосов птиц и зверей.

- Раскрашивание раскрасок с изображением животных, растений зимой и др.

- Лепка «Медвежонок», «Шарики для ёлочки».  

Физическое развитие.

Подвижные игры:  «Лиса и зайцы», «Белки на дереве», «У медведя во бору…», «Зайка серенький…»,  «На дворе у нас мороз… », «Мы на лыжах в лес идем», «Два мороза»; «Дед мороз»

Работа с родителями:

Оформление стендовой информации по проекту.

- Папки – передвижки: «Зимние приметы», «Зимние забавы», «Безопасность зимой», «Первая помощь при обморожениях», «Новый год».

- Беседы с родителями на темы: «Чем занять детей на прогулке зимой?», «Одежда детей зимой».

- Организация родителей для постройки снежной горки на территории прогулочной площадки.

 - Привлечение родителей в подготовке к новогоднему утреннику (изготовление костюмов, украшение группы)

3 этап. Заключительный.

Оформление паспорта проекта.

Оформление фотогазеты «Зимние забавы»

Организация совместного итогового мероприятия по проекту – посещение театра «Аквариум» спектакля «Зимушкина школа» 0+

Написание статьи по проекту на сайт ГБДОУ.

Деятельность родителей в реализации проекта

Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации.

Беседы с детьми.

Оснащение игрушками зимней прогулки.

Постройка на участке снежной горки.

Чтение научно-популярной и художественной литературы детям.

Рассматривание иллюстраций по теме проекта, фильмов и мультфильмов на заданную тематику

Выполнение домашних заданий совместно с детьми.

Помощь в организации посещения театра.

Результаты реализации проекта:

    У детей расширились представления о  признаках зимнего времени года, об особенностях живой и неживой природы в этот период, о связи между явлениями в природе. Ребята получили знания о том, как весело можно провести время зимней порой. У детей проявились познавательные и творческие способности, наблюдательность и любознательность. У родителей появилась возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение.

Литература:

  • С. Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  • Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего возраста. 
  • А.Н. Фролова. Игры - занятия с малышами. 
  • Интернет - ресурсы.
  • С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
  • Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  • Н. А. Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка – пресс», 2002.
  • С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
  • С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Елочка- красавица деткам очень нравится!"

План проектной деятельности в группе...

Творческий проект "Ёлочка красавица деткам очень нравится".

Образовательный творческий проект. В ходе реализации проекта дети узнают много нового и интересного, знакомятся с разными материалами для изготовления и украшения елочек, получают множество положитель...

Интегрированное занятия для детей раннего возраста "Белочка-красавица деткам очень нравится"

           Цель: создавать предпосылки речевого и познавательного развития у детей.Задачи:-развивать навыки фразовой речи,обогащать словарный запас;- формиро...

Разработка занятия «Зимушка красавица всем нам очень нравится »

laquo;Зимушка  красавица всем  нам очень нравится » Образовательная область: познания, коммуникацияРаздел: экология, развитие речиЦелевая направленность: закреплять знания детям ...

Конспект занятия в старшей группе по ИЗО "Ёлочка красавица, деткам очень нравится"

Цель: закрепить  строение елки, внешние при­знаки; учить рисовать ствол; идентифицировать цвета; вспомнить фигуры, развивать слуховое внимание  и  память....