Методическая разработка ООД "Значение воды в жизни живых организмов. Охрана воды от загрязнений"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Обобщить знания детей о роли воды в жизни живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 комбинированного вида

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

196605, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д.11, литера А

Методическая разработка ООД

по теме годового проекта

«Юные защитники природы»

 

«Значение воды в жизни живых организмов.

Охрана воды от загрязнений».

(подготовительный дошкольный возраст)

Составитель: Воспитатель

Высшей квалификационной

категории

  Дементьева Наталия Александровна

Санкт – Петербург

2022г.

Цель:  Обобщить знания детей о роли воды в жизни живых организмов.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с глобусом, как модели Земли;

- обогатить знания детей об обитателях воды;

- раскрыть значение воды для растительного, животного мира, для человека.

Развивающие:

- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях;

- развивать мышление, умение обобщать и делать выводы;

-развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

- воспитать бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование: глобус, чаши с солёной и пресной водой, куриное яйцо, пазлы «Морские обитатели», картинки-подсказки с обитателями водоемов, экологические знаки по охране природы, иллюстрации растений, птиц, животных, человека, водного транспорта, картина водоема с загрязнениями.

Предварительная работа: Беседы о воде, её значении в жизни растений, человека, природы. Беседа о бережном отношении к водным ресурсам. Еженедельный труд в уголке природы: полив и рыхление растений, протирание листьев влажной тряпочкой.








Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю.

Воспитатель читает стихотворение

В. : Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам вех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

А кто скажет, на какой планете мы живем? (Земля)

 А только ли из космоса можно увидеть нашу планету?

 Воспитатель показывает глобус.

-Вот такой планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

-Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

-Какие цвета на глобусе и как вы думаете что они означают?

- Какого цвета больше на нашей планете? (голубого).

 -Что это значит? (вода занимает больше места, чем суша).

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. Так много или мало воды на Земле? Совместно с детьми делаем вывод: большая часть планеты занята океанами и морями (на доску прикрепляется картинка соотношения суши и воды).

Стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожит

  1. Интеграционная работа по новой теме.
  • -Ребята, так что же такое вода и где она встречается?

Вода – одно из самых важных для природы вещество и встречается повсюду (в морях, реках, озерах, океанах, ручьях, в лужах, родниках, даже внутри живого организма).

-А кому нужна вода?

-Кто без воды не может жить? (люди, растения, животные, птицы)?

Ребята, давайте обо всем по порядку:

- Вы сказали, что без воды не могут жить растения?

-А какие это растения? (водные).

 Демонстрация водных растений и прикрепление одного из растений на доску. Могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода - это их дом, без которого они жить не могут. Там, где нет воды, нет и таких растений).

-Каким  растениям еще нужна вода? (трава, деревья, цветы и т.д.) 

(Прикрепление цветка на доску).

-Зачем нужна вода растениям? (чтобы жить и расти, растения надо поливать водой, иначе они засохнут).

-Как растения получают воду? (Ответы детей)

  • -Ребята, вы сказали, что без воды не могут и животные. Какие животные?

Д: Волки, лисы, бобры, барсуки и другие животные строят свои норы и растят малышей на берегу реки или лесного ручья, где всегда быстро и безопасно утолить жажду.

(На доску прикрепляется иллюстрация животного).

  • -А для многих вода – это среда обитания, т.е. дом. Например, рыба.

-Могут рыбы жить без воды? (нет)

- Вы правы без воды они погибнут. Недаром говорят: «Рыбы - дети воды».

- Они живут в соленой воде и в пресной.

А кто еще без воды не может жить, мы сейчас узнаем.

Каждый из вас получает  фрагменты картинок. Собрав эти фрагменты в единую картинку, мы и узнаем, для кого вода является домом. Приступаем к работе, если кому, то нужна помощь поднимите руку.

3. Игра «Собери картинку»

-Итак, ребята, что получилось?

- А где живут они?

-Давайте уточним, в какой воде?

 -А как вы думаете, в пресной воде эти обитатели выживут?

- Ребята, не смотря на то, что среда обитания у водных обитателей общая – вода, но она разная и подводный мир морей и рек отличается.

  • Как вы думаете, чем отличается вода в море от воды в реке?

 В реках, озерах, вода без вкуса. Она называется пресной.

В морях и океанах вода соленая.

Проведение опыта

Ребята, на столе две емкости с водой, как же определить, где морская вода, а где пресная? (Попробовать!)

А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет обычное куриное яйцо. Что для этого нужно сделать? Опустить яйцо в обычную и морскую воду. Посмотреть плавает оно или нет.

Как вы думаете, в какой воде легче плавать и почему? В соленой. Соль делает воду более тяжелой и людям плавать в такой воде легче. А это значит, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Кто мне поможет?

Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая. Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно, значит вода пресная.) Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает, значит, вода солёная.)

Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная.

  1. Музыкальная  физкультминутка

  • Мы выяснили, что вода важна для растений, животных, а для кого еще она важна.

-Есть на земле такие обитатели, которые живут на суше, но много времени проводят в воде. Вы знаете  таких? (утки, гуси, лебеди)

Дикие утки, гуси строят гнезда и выводят птенцов на берегу водоемов в зарослях камышей и тростников. Вылупившихся птенцов сразу ведут к реке или озеру, учат плавать, нырять, находить корм: жуков, червяков, всякую водяную мелочь. Каждое утро утиная семья водные процедуры: ныряют и плещутся.

-Но не только для водоплавающих птиц вода важна.

 Например, если найдет воробушек большую лужицу так и норовит «принять ванну», поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.

  • Ребята, напомните, кто еще не сможет прожить без воды?

На доске изображение человека. -Почему?

Потому что в теле взрослого человека – около 70% воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Без воды человек не проживет и трех дней!

  • А теперь давайте подумаем, какую роль еще играет вода в жизни человека?

(В быту)

-Без нее не замесить тесто для хлеба, не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

- Какую воду мы используем в быту? (пресную)

- Как вы думаете а какой воды на нашей планете больше пресной или соленной?

(на доске картинка соотношения пресной и соленной воды),

Вывод: экономить воду.

-Еще вода — это самая большая и удобная дорога.

 По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

- Ребята, вода — одно из главных богатств на Земле и имеет большое значение в жизни живых организмов.

-Ребята, а всегда ли человек добр к воде?

  1. Творческая работа на закрепление материала.

Люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется вода в водоемах.

 От загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа.

Загрязнение воды несет гибель всему живому.

И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

-И сейчас я предлагаю вам освоить профессию эколог.

-Вы знаете, чем они занимаются?

Экологи - это специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег.

-Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.

-Они разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.

-И сейчас перед вами задача спасти водоемы от загрязнений, из множества экологических знаков вам нужно выбрать только те, которые нужно разместить вблизи рек, озер и объяснить их значение.
- не бросать мусор

- не сливать отходы

- строить очистительные сооружения

- не рассыпать удобрения

- экономить воду

- очищать от нефти

(По мере объяснения знака с водоема убирается одно черное пятно).

 Итог занятия.

  1. Посмотрите на доску и скажите, кому нужна вода?

 Ни одно живое существо не может обходиться без воды.

  1. Для чего нужна вода?

-Она нужна для: питья, в быту, средство гигиены, среда обитания, дорога, красота, познание и отдых. И мы должны помнить о значении воды и бережно относиться к ней.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

Ребята, сегодня мы узнали только не большую часть информации о воде и ее значении в жизни всего живого на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».

Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».Воспитание бережного отношения к водным ресурсам....

Значение воды в жизни живых существ

Тема занятия: значение воды в жизни всех живых существ. 1 слайдВозраст дошкольников: старшая группа (6-7 лет) Цели и задачи:2 слайд-продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозр...

Методическая разработка "Живая вода или для чего нужна кровь"

Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека, рассказать детям о кровеносной системе нашего организма. Объяснить, что сердце сжимается и разжимается, работает, как н...

Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в младшей группе «Вода-водичка»

Учить детей делать выводы на основе практических опытов;- принимать посильное участие в экспериментах;- закреплять знания о значении воды для людей и ее физических свойствах....

Методическая разработка "Вода водичка"

Методическая разработка на тему "Вода водичка" для воспитателей средней группы детского сада....

Методическая разработка "Водичка, водичка..."

Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки,...