Отчёт по самообразованию по теме « Опытно - Экспериментальная деятельность младших дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Отчёт по самообразованию по теме  « Опытно - Экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_kruzhku.pptx1.84 МБ
Файл otchet_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

отчет Деятельности кружка по экспериментированию в средней группе « Почемучки» Подготовила Ханьбекова А.А

Слайд 2

« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Формировать у детей знания о живой и неживой природе; Развивать инициативу, активность, самостоятельность; Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой при-роде. 3 . Основное содержание исследований О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.). О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). О человеке. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию по теме  « Опытно - Экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Подготовила Ханьбекова А.А.


Отчёт  по самообразованию «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников».

Цели познавательно – исследовательской деятельности

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 2.  Развитие представлений  о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, воздуха, камня, древесины, пластмассы, металла, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, влияние на свойства других предметов. 3.  Развитие способности использовать обобщѐнные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий. 4. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способа познания путѐм сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В экспериментировании можно выделить две формы: познавательная (проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний) и продуктивная (направлена на получение продуктов творчества). Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. оно пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.      В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнѐтся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твѐрдый - тѐплый и прочее).

Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы:

• принимать и ставить цель;

• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Организация детского экспериментирования дома»; выпустила папки-передвижки по данному вопросу.

Было проведено открытое занятие на тему«Путешествие с капелькой». Цель занятияпознакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она не имеет запаха , безвкусна, прозрачная, растворяет некоторые вещества.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях ,.

В результате работы за год я:

Создала картотеку опытов и экспериментов.

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Разработала конспекты НОД по экспериментированию.

Провела консультации для родителей по данной теме.

Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию по данной теме. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В экспериментировании можно выделить две формы: познавательная (проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний) и продуктивная (направлена на получение продуктов творчества). Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. оно пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.      В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнѐтся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твѐрдый - тѐплый и прочее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

Самообразование по теме "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников".

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забыл,То, что я увидел, я помню,То, что я сделал, я знаю....

План по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ"...

План по самообразованию на тему "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

В 2019-2020 году я начала работу над темой самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников». Выбрала я эту тему потому, что у детей возникает потребность в эксп...

Аналитическая справка по изучению опыта работы по самообразованию педагога ДОУ по теме Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

-повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;-развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста;-привлечение родителей в ...