ООД по познавательному развитию "Фронтовое письмо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Манич Ирина Сергеевна

 

ООД с детьми  старшей и подготовительной группы

Тема:  «Фронтовое письмо»

 

Цель: Воспитание у детей патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
  • Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
  • Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontovoe_pismo.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

ООД с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

Тема:  «Фронтовое письмо»

Автор-разработчик: Манич И.С.

Возрастная адресованность: 6-7 лет

Длительность занятия: 30 минут

Инновационные технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
  • технология исследовательской деятельности
  • технология музейной педагогики

                                       

Санкт - Петербург

2022 г.

Конспект

ООД с детьми подготовительной группы

Тема:  «Фронтовое письмо»

Цель: Воспитание у детей патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
  • Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
  • Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины

Предварительная работа:

выставка «Конверты»;

выставка, посвященная ВОВ,

папка-передвижка «Дети герои».

Подборка стихотворений о войне.

Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.

Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт»,

А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».

Необходимые материалы и инструменты:

Оборудование: панно «Река времени», конверты современные, письмо военных лет, фотографии военных лет.

Содержание совместной образовательной деятельности детей 

1.Вводная часть.

Воспитатель: Я вчера получила письмо и очень ему обрадовалась. Это письмо от моей подруги, с которой я не виделась много лет.

И мне захотелось поговорить сегодня с вами о том, нужны ли нам письма?

Ответы детей: Нужны. Узнаем какая погода, какие события произошли, поздравление с праздниками и т.д

Воспитатель: Да, я согласна с вами, что люди пишут письма и сообщения родным, любимым и друзьям, когда хотят поделиться какой-то важной новостью, передать свои мысли и эмоции, поздравить с праздником или знаменательной датой. Новые послания необходимо как можно чаще писать тем, кто вам дорог. Они являются проявлением вашей заботы и любви, жестом внимания.

2. «Знакомство с рекой времени»

Воспитатель: Необходимость разговаривать у людей появилась в древности. Скажите, пожалуйста, а вы знаете, при помощи чего раньше общались люди? (выслушиваю предположения детей)

Ответы: рисовали, звуками, стучали друг другу

Воспитатель: А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (настоящее)

А как будет называться время о прошлых событиях? (прошлое)

Воспитатель: Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? Ответы: время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Воспитатель: Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Ребята вы любите путешествовать? Как вы любите это делать?

Воспитатель: А вы  хотели бы отправиться в путешествие по реке времени?

Да, именно по реке. Оказывается, течет не только вода, но и время. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое, на несколько веков назад и побывать в гостях у наших предков. Садимся удобнее в наши скоростные лодки и в путь.

3. Исследовательская деятельность «Древность»

Воспитатель: И первая наша остановка называется «Древность». Наши предки не могли писать и читать, и приходилось им общаться при помощи рисунков. Вспомните, на чем они наносили свои первые рисунки?

Ответы детей: камни, стены пещер, шкуры зверей.

Показ иллюстрации рисунка на камне

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать самим написать письмо при помощи рисунков.

Например, изобразите на бумаге при помощи рисунка такую фразу "Я сегодня на охоте убил одного мамонта".

Дети выполняют творческое задание.

Воспитатель: Позднее информация передавалась дымом костров, ударами в барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов, которые заучивали текст наизусть и рассказывали его адресату.

Воспитатель: Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память(показ иллюстрации)

Воспитатель: Вспомните, на чем еще писали люди в древности?

Ответы детей: кора деревьев

Да, правильно, люди писали на глине, бересте, папирусе и т.д. Показ иллюстраций

4. Исследовательская деятельность «Старина»

Воспитатель:

Наша следующая остановка «Старина». Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких военных годах?

Ответы детей: бой, как люди нападают друг на друга, как стреляют из танков, страх

Физминутка на ковре

Воспитатель: Представим, что мы все с вами солдаты, а Даня наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.

Раз-два – аты-баты,

Три-четыре – мы солдаты.

Маршируем, как пехота.

Раз-два – повороты.

В кабину сели самолета,

Три-четыре, мы пилоты.

Вниз-вверх, вниз-вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

Воспитатель: Прошло уже  77 лет после победы нашей страны  в войне. Я вам хочу показать фотографию своего дедушки. Он прошел через всю войну и вернулся домой живым (показ портрета)

А еще к портрету была прикреплена эта вещь.

Предлагается детям рассмотреть военное письмо-треугольник

Что это? Как вы думаете?

Ответы детей: послание из прошлого, военная бумага, древняя бумага, карта сокровищ

Для чего создана эта вещь?

Ответы детей: для сообщений, чтобы наводить страх

Исследуйте вещь:

Ответы детей: вещь треугольной формы, бумажная, мятая, старинная, подгорелая  по краям, бежевого цвета с грязью, есть надпись непонятными буквами, порванная местами.

Кем, когда и для чего она использовалась?

Ответы детей: это пиратская карта сокровищ, ее использовал человек, который жил давно (старая бумага, такой сейчас нет), эта вещь с войны (порванная и подгорелая).

Если это вещь с войны, то для чего она?

Ответы детей: для сообщений, карта боя, это письмо

Как вы думаете, а где оно написано?

Ответы детей: после боя на камне, в танке, в землянке

Воспитатель: Как вы думаете, что за это письмо?

Ответы детей: жене, маме, детям, как воевали, как скучают

Воспитатель: Это ребята – фронтовое письмо, написанное солдатом и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.

Воспитатель: Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках.

Воспитатель: Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем может рассказать фронтовой треугольник?

Ответы детей: как найти родных, как проходил бой…

Воспитатель: Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.

Воспитатель: А чтобы вы сказали в письме солдату?

(выслушиваем рассказы детей)

Воспитатель: Я думаю, такие письма понравились бы каждому солдату на фронте и поддержало их боевой дух! К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою защищая нашу Родину.

5.  Продуктивная деятельность «Наше время»

Воспитатель: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.

(пересаживаемся за столы)

Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.

Воспитатель: И сегодня я предлагаю сложить такое письмо.

(дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя)

Воспитатель: Давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана.

(дети украшают свои письма рисунками).

Воспитатель: Я вам предлагаю вам самостоятельно расположить на нашей " Реке времени" картинки. Надо их расположить так, чтобы каждая картинка оказалась в своем времени. Чтобы не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», другая, те картинки, которые относятся к «старине». А третья, то, что относится к нашему времени. Расположить картинки, нужно на ту остановку времени, где они возникли.

Воспитатель: Какая лента времени у нас получилась! Мне понравилось с вами путешествовать!

Я многое сегодня узнала. А что узнали вы? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени?

Воспитатель: Я предлагаю показать нашу ленту родителям и рассказать о том, какие раньше были письма у наших предков.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Я предлагаю назвать ее остановкой нашего будущего. И вы подумаете, какие письма будут в будущем.

Литература

1. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.

2. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

3. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

4. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

6.  Интернет ресурсы: http://kladraz.ru/blogs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фронтовое письмо - треугольник» проект.

Образовательный, информационно-практико-ориентированный проект посвященные 70 летию Победы в Великой Отечественной Войне....

Презентация " Фронтовые письма- треугольники"

Фронтовые письма – треугольники»Цель:развитие у дошкольников гражданской позиции,развитие патриотических чувств, любви к Родинеразвитие чувства благодарности  за свое мирное  детство перед в...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей средней группы «Фронтовые письма»

Цель: создать условия для развития физических качеств через использование нетрадиционного оборудования.Задачи:- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к прошлому;- дать представление о зн...

Проект "Фронтовые письма"

Среди дошкольных образовательных учреждений города прошел седьмой городской фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Маленький Всезнамус»....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) «Письма деду Морозу»

В конспекте решаются задачи и из области познавательное развитие, и из области художественно-эстетическое развитие....

Конспект занятия по математике с детьми 5-6 лет (в рамках НОД (образовательная область "Познавательное развитие")) Тема: "Письма Королевы Математики"

Задачи:1. Образовательные.Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учит...

ПРОЕКТ: «Познавательно-исследовательская деятельность: «Фронтовое письмо – треугольник моим землякам» с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»

Аннотация проектаВеликая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было...