Проект "Цветник на подоконнике"
проект по окружающему миру

Рутц Светлана Николаевна

Наступает весна. Солнышко с каждым днем все выше и выше, а день длиннее. Пришло время посадок. Цветник на подоконнике является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть, как всходят растения. У детей развиваются познавательные и творческие способности. Нет ничего приятнее, когда первые всходы  зеленых росточков у тебя на подоконнике. Это могут быть бархатцы, астры, васильки, красный лен, ромашки, львиный зев, царские кудри, золотые шары, мальва, лютики, анютины глазки, дикий лук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetnik_na_podokonnike.docx151.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Агинский детский сад №3 «Родничок»

Педагогический проект

на тему:

«Цветник  на подоконнике»

                                                                                                                                                                                         Разработал:

Воспитатель  МКДОУ

Агинский д\с №3 «Родничок»

                                                                                                           Рутц С.Н.

с.Агинское, 2022г.

Направленность проекта:  Познание окружающего мира через искусственно созданную среду.

Вид проекта: практический.

Проект реализуется с детьми 3-5 лет.

Актуальность проекта: Наступает весна. Солнышко с каждым днем все выше и выше, а день длиннее. Пришло время посадок. Цветник на подоконнике является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть, как всходят растения. У детей развиваются познавательные и творческие способности. Нет ничего приятнее, когда первые всходы  зеленых росточков у тебя на подоконнике. Это могут быть бархатцы, астры, васильки, красный лен, ромашки, львиный зев, царские кудри, золотые шары, мальва, лютики, анютины глазки, дикий лук.

Образовательная область: познавательное развитие (интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).

Цель: Обобщить и расширить знания детей о том, как ухаживать за растениями  в комнатных условиях;  привлечь к работе проекта как можно больше детей, родителей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей. Вызвать интерес к выращиванию растений.

Проектная идея: Создать в разновозрастной группе детского сада цветник  на подоконнике.

Участники проекта:  Дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Задачи проекта:

Образовательное:

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой.

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивающее: 

- Развивать речь, активизировать словарь (семена, луковица, корень, посадить, посеять, ростки). Формировать предпосылки учебной деятельности.

Воспитательное

- Учить выполнять индивидуальные поручения, доводить начатое дело до конца. Воспитывать у детей положительное отношение к труду.

- Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей; желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Ожидаемые результаты: Дети научатся ухаживать и замечать красоту растительного мира. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, понятие о том, что в природе все взаимосвязано и человек играет большую роль в создании красоты и сохранении красоты.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.

Продолжительность:  краткосрочный,  с 1 апреля по 6 мая 2022г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;  

2 этап – исследовательский;

3 этап – заключительный.

Реализация подготовительного этапа. 

Прежде чем приступить к педагогическому проекту: «Цветник на подоконнике» я изучила методическую литературу по данной теме, составила план. В план включила режимные моменты, организационную деятельность (занятия).

- сбор необходимого для реализации проекта (контейнеры, грунт, семена, лопатки)

- рассматривание иллюстраций

- дидактические игры «сложи цветок», « Собери цветок из геометрических фигур»», мозаика « Выложи цветок».

- Сюжетно-ролевые игры «Магазин цветов».

- раскрашивание раскраски «Цветы»

- беседа «Цветы – краса земли»

Вопросы для мониторинга:

1.     Что такое почва?

2.     Что такое семена и корнеплоды?

3.     Проявляется ли интерес к растениям?

4.     Умеет ли определять потребность в поливе?

5.      Умеет ли определять объем полива?

Знания детей до начала эксперимента

Общий итог

 - низкий уровень           - средний уровень            - высокий уровень

  Из диаграммы видно, что уровень знаний детей  в начале эксперимента был очень низок.  Исходя из данных обследования мы составили план работы по реализации проекта.

Перспективный план реализации проекта « Цветник на подоконнике»

 -Беседа с родителями об участии в проекте «Цветник на подоконнике»

-Беседа с детьми на тему «всё начинается с семечка»

- Занятие «Какие бывают цветы»  

Эксперементально – исследовательская  деятельность  

Знакомство с почвой.

- Рассматривание семян (бархатцы, георгины, сальвия), через увеличительное стекло.

- Практическая деятельность: Посев семян в контейнеры –грунт.

- Дид. игра «Цветы и деревья»        

-

        

- Занятие «Посадка цветов»

- Дид. игра «Найди листок по описанию»

- Занятие по аппликации «Цветы  в подарок маме»

- Загадки про цветы.

- Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников»

- Чтение В.Катаев «Цветик-семицветик»

- Оформление дневников наблюдений.

        

- Беседа «Что нужно цветам»

-Дид.Игра «укрась цветами ковёр»

-Трудовая деятельность – « Полив рассады»

- Исследовательская деятельность –«наблюдение за рассадой»

-Презентация игры «Что сначала, что потом»

- Театр «Репка»

-Заучивание стихотворений о цветах «Посадили мы цветы небывалой красоты», «Катя леечку взяла», Н.Нищеева

-слушание музыки В.Моцарт «Цветы»

- Рисование «Мой любимый цветок»

-Работа в дневнике наблюдений

- Беседа «Чем полезны цветы»

-Трудовая деятельность – полив рассады, рассматривание всходов, зарисовка наблюдений, рыхление почвы при необходимости.                                                                    

- Дид. игра «Угадай по описанию»

- Подвижная игра «Урожай»

- Занятие «Наш цветник»

- Дид. игра «Подбери по цвету»        

- Дид. игра «Соберём цветочки»

-Чтение  «Волшебные цветы» Андерсен

--Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

-Наблюдение детьми пересадки (пекирования)  бархатцев, георгин

 -Лепка «Цветы в вазе»

-Работа в дневнике наблюдений

- Дид. игра «Вершки и корешки»

-Занятие  «Посадка  семян»

-Чтение  Л.Толстой   «Колокольчики»

- Дид. игра «Отгадай цветочки»

- Дид. игра «Угадай, что в руке»

- Подвижная игра «Садовник»

- Ручной труд. Поделки из бумаги «Тюльпаны»

-

-Работа в дневнике наблюдений

Довела до сведения родителей то, что мы с детьми хотим создать педагогический проект на тему: «Цветник на подоконнике». Родители поддержали, помогли приобрести контейнеры, семена, принесли предметные картины на тему: «Цветы». Задача стояла: вызвать интерес к растительному миру. По утрам рассматривали картины – иллюстрации «Утро в лесу», «Ромашки полевые », беседовали с детьми на тему: «Растения вокруг нас» и т.д. Девочки Даша, Полина, Маша,  дома с родителями создали альбом «Цветы».

Реализация исследовательно - познавательного этапа.

В группе имеется природный уголок, где растут герань, традесканция, бегония и т.д. Дети с любовью ухаживают за ними. Поэтому в конце марта  с детьми провели занятие по черенкованию комнатных растений. Герань разделили на несколько частей и озадачили детей, что весной мы их высадим на клумбу. Провела беседу на тему: «Растения вокруг нас», рассмотрели иллюстрации петуньи, астры, бархатцы, георгины. Дети вспомнили, еще какие цветы росли на клумбе детского сада. Подвела детей к тому, что растения культурные требуют ухода, желательно на клумбы сажать их рассадой. Поставлена задача перед детьми подготовить рассаду.

С детьми выясняли, какие семена у нас имеются. Помогла игра «Найди по описанию» семена растений: лилии, гладиолусы, петунью, георгины, сальвия. Из-за того, что семена петуньи маленькие, я их сажала сама, крупные – дети.

Прежде чем посадить рассаду, с помощником воспитателя подготовили 6 контейнеров, с детьми рассматривали почву, семена (семена гладиолуса больше чем астры).

Мальчики посадили гладиолусы; девочки сажали лилии, бархатцы, астры, сальвию, георгины. Поставили контейнеры на подоконник и закрыли их пленкой, чтоб было тепло растениям, создали парниковый эффект.

Через 3 дня проклюнулись гладиолусы. Дольше всех всходила петунья. Вели дневник наблюдений. Дети, придя в детский сад каждый день, подходили к окну, замечали изменения.

 Состояние роста рассады зависит от почвы, света, тепла, влаги, ухода.

Реализация заключительного этапа.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Защита проекта.

В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что они не интересуются растениями: не хотят помочь поливать, рвут листочки цветов, не интересуются – почему поливаем, рыхлим и зачем нужны растения в группе.

Воспитатели предложили следующие вопросы:

- Что мы знаем о растениях?

- Что нового мы можем узнать?

- Как мы сможем получить новые знания?

Все ответы записывались в таблицу, на первый вопрос дети отвечали более самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос отвечали воспитатели  

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

Растения растут в земле;

-У растений есть листья, цветы;

-Растения растут только летом, когда тепло;

-Летом растут на огороде;

- В группе растут цветы и зимой;

-Папа дарит цветы маме и бабушке;

-Растения бывают разные: цветы, трава, кусты, деревья.

-Как растут растения?

 -Где растут растения?

 -Какую пользу приносят растения?

 -Как  правильно ухаживать за    растениями?

-Из чего состоят растения?

-Что особенно важно для жизни растений?

-Прочитать книжки о растениях;

-Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

-Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно сажать растения;

-Нарисовать картины с изображением растений;

-Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке;

Практическая часть

В группе детского сада разбивка цветника на подоконнике.  

Вначале приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чтобы вырастить сажают на контейнеры.

После высадки семян в землю важно полить водой, чтобы семена «проснулись», начали прорастать.

Вместе с детьми, оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.

Все ждали, когда наступят теплые дни и мы с родителями высадим рассаду цветов на клумбе.

У детей вырос познавательный интерес к уходу за растениями, дети выполняли обязанности с желанием. Закрепили трудовые навыки по поливке, рыхлению земли.

                                    Знания детей к концу эксперимента

Общий итог

     - низкий уровень          - средний уровень          - высокий уровень

        Из данной диаграммы видно, что уровень знаний детей к концу эксперимента стал значительно выше. Если   в начале  эксперимента преобладал низкий уровень, то к концу – преобладает средний уровень.

Наградой было то, что дети приносили из дома красивые иллюстрации, в свободной деятельности рисовали цветы, используя разные цвета красок. Родители приносили из дома рассаду, а клумба детского сада радовала всё село.

Список используемой литературы:  

  1.  О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир»
  2. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
  3. Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. «Как знакомить дошкольников с природой»
  4. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»

5.  Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....