Многофункциональный игровой коврик
материал по окружающему миру (старшая группа)

Грудьева Алена Ивановна

Многофункциональный игровой коврик "На лесной опушке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnyy_igrovoy_kovrik.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональный игровой коврик

«На лесной опушке»

Воспитатель Грудьева А.И.

Цель:

  • Развитие математических представлений детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  •  Формирование  у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Образовательные задачи по основной образовательной области:

  • Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности
  • Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
  • Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.
  • Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» и

«Физическое развитие»

  • Способствовать развитию связной речи, активизировать словарный запас;
  • закреплять умение употреблять в речи  существительные  в форме единственного и множественного    числа;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать зрительное восприятие, зрительную память, логическое  мышление;
  • развивать координацию движений; умение ориентироваться на плоскости;
  • воспитывать чувство любви к окружающему миру, формировать желание проявлять заботу  к обитателям живой природы.

Принципы:

  • природосообразности
  • целостного представления о мире
  • психологической комфортности
  • наглядности
  • доступности
  • научности.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно – исследовательская;
  • восприятие художественной литературы и малых фольклорных форм;
  • двигательная.

Формы и методы обучения:

  • Игровой метод реализуется через дидактическую игру, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
  • Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других

Формы организации совместной деятельности:

  • игра путешествие;
  • отгадывание загадок;
  • беседа (ситуативный разговор);
  • обсуждения (ситуации  с использованием иллюстраций);
  • игровые упражнения, с включением  разных форм двигательной активности.

Ожидаемый результат.

Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

 Успешно решает логические задачи

Соотносит   изображение с реальными предметами

 Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства

Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности.

Ход игры:

Iчасть Мотивационно- побудительная.

 (Неожиданно раздается стук в дверь. В группу приходит почтальон, что привлекает внимание детей).

Почтальон: Здравствуйте, ребята. Это группа «Знайки»

Дети: Да.

Почтальон: Тогда разрешите вручить   посылку.

                     (Почтальон вручает посылку детям).

Воспитатель:  Кто же нам ее отправил?

Дети вскрывают посылку, рассматривают ее, воспитатель читает письмо «Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Лесовичок. Я приглашаю вас в лес на лесную полянку. А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить  задания. Тот, кто справиться с этими заданиями, получит приз»

Воспитатель: Ребята, интересно какие же задания отправил Лесовичок ? Хотите отправиться на лесную полянку, тогда вперед.

Мы играем в паровоз

Не беда, что без колес.

Есть, зато, труба, гудок,

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра,

Отправляться нам пора.

Дети проговаривают вместе с воспитателем:

Колесики, колесики

По рельсам тарахтят.

Везут в страну чудесную

Компанию ребят.

Воспитатель.   – Приехали

II часть     Основная

 1) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» В: Смотрите, Лесовичок оставил  цифры.  А здесь все цифры разбежались, на полянке заигрались - Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд! (Дети должны выложить числовой ряд)

Какие цифры не на своем месте? (ответы детей).

- Какая цифра стоит перед цифрой 5?

- Какая цифра стоит после цифры 3?

- Какая цифра стоит между цифрами 2 и 4

Воспитатель:- какая красивая ёлочка. Ребята! Чтобы отправиться дальше нам надо решить задачу: «На елке созрело 8 яблок, 2 от ветра упали. Сколько яблок осталось висеть на елке?»

-кто знает ответ

 Аня -нисколько, потому что на елке яблоки не растут

- а что растет?

-скажи, Андрей

- правильно, шишки.

 2) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В: Смотрите: Лесовичок пытался пересчитать свои богатства, но видимо не смог. Пересчитайте предметы и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и приклеивают рядом нужную цифру).

- Сколько деревьев? Покажите цифру 5

- Сколько елочек? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? Может у кого то не получилось?

Как надо правильно считать?

 Воспитатель: — скажи, Дима, сколько шишек на ёлке? (10)

- правильно!

- с какой шишки ты начал считать? (с верхней)

- в каком направлении ты считал? (сверху – вниз)

- а можно посчитать по-другому?

- Дана, посчитай во тс этой шишки.

- сколько всего? (10)

- с какой шишки ты считал? (с нижней)

- в каком направлении? (снизу — вверх)

- изменилось ли количество шишек? (нет)

- почему?

- верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счета не изменится.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

3) ИГРА «УГОСТИ ЗАЙЦЕВ МОРКОВКОЙ»

Воспитатель: - Посмотрите, как много моркови выросло на грядке, Как вы думаете для кого она?  Попробуйте отгадать загадку.

От лисы и волка убегают ловко

И за это мама им дает морковку

Воспитатель- да, это зайчишки- трусишки. Не знаю, хватит ли им морковок …

Кто жует морковку с грядки  

Кто играет с волком в прятки

Постоянно всех пугаясь

Убегает шустрый заяц

Дети озвучивают свои предположения. (надо найти  зайчат, сказать им ласковые слова, спеть им веселую песню, предложить им поиграть и т.п.)

Далее дети считают зайцев. Сравнивают количество зайцев и морковок. Сообщают, что морковок не хватает, что надо еще 2 морковки. Берут необходимое количество и уравнивают 2 группы.

Зайчиха благодарит и просит еще разделить 4 яблока.

Дети высказываю предположения, как можно разделить яблоки (разрезать пополам. Каждому зайчонку и маме зайчихе по половинке). Зайчиха очень рада, ведь не забыли и про неё. Яблоки поделены поровну

4) ИГРА «ПРЯТКИ»

Воспитатель:-  Ребята, посмотрите- вот бежит колючий еж

Что ж ты еж такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи
Волки, лисы и медведи

Сосчитай до десяти

И  попробуй всех найти

Отвернись, закрой глаза,

Чур подглядывать нельзя

Дети внимательно разглядывают лесную полянку, определяя кто где спрятался: за грядкой с морковкой, за кустиком, в  дупле дерева…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: -  Шли мы, шли, шли мы, шли,  ждет привал нас  впереди. А называется он «Физкультминутка». Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев. А ветер, какой поднялся, деревья качает, листочки срывает.  

«Ветер с листьями играет, То поднимет, то бросает.

Кружит в вальсе листопад. Поздней осени наряд.

На ветвях берёзки белой 5(3,4,6…) листочков уцелело».

 Дети становятся  по столько- сколько называет педагог.

5) ИГРА «ЗАГАДКИ  МУДРОЙ СОВЫ»

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Шли мы, шли, шли мы, шли к мудрой совушке пришли.

 Совушка-совушка, мудрая головушка

 Про что думаешь, гадаешь

Расскажи нам то, что знаешь.

Нет мудрее головы

Нашей совушки совы.

- Ребята, попробуем отгадать загадки   тетушки Совы

 1) Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. (Круг.)

2) Моя загадка коротка: Три стороны и три угла. Кто я? (Треугольник.)

 3) С детства я знакомый твой, Каждый угол здесь прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам представиться я рад. А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня, Нет сторон у меня. И похож на дыню я. Ну и кто же отгадал, Что зовут меня … (Овал.) 5) Есть четыре стороны - Противоположные равны. Еще четыре прямых угла Похож на холодильник я. Ну, подумайте, друзья Как же все зовут меня? ( Прямоугольник.)

Во время ответов детей выкладываются геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, а дети еще раз называют их.

- Ну, как тетушка Сова, ребята всё правильно отгадали?  Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда педагог, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их.

- Ребята, давайте тетушке Сове расскажем  на какую геометрическую фигуру похожи предметы на лесной полянке.

6) ИГРА «ПОДАРОК»

В: А вот здесь Лесовичок оставил свои  подарки для вас

Игровое упражнение «Правильно пойдешь — подарок  возьмешь».

 Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку

Что в правом верхнем углу?

Что в правом нижнем углу?

Что в левом верхнем углу?

Что в левом нижнем углу? А посередине?

Правильно. Молодцы

III часть      Рефлексия

Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красное яблоко на подносе и наклейте его на яблоню на плакате, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте зеленое яблоко. (Дети оценивают свою работу.) - Занятие закончилось, спасибо Старичку – лесовичку за наше сказочное путешествие!

Перечень методической литературы:

1. Ирина Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2.Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональный сенсорный коврик "Полянка"

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности  педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными  нарушениями в р...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Пособие способствует запоминанию основных геометрических фигур, благодаря использованию всех органов восприятия (слушаем название, смотрим изображение, трогаем руками, потом шагаем) дети лег...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Данная игра предназначена для детей от 2-5 лет. Игровое пособие могут использовать как воспитатели ДОУ так и родители.Игра представляет собой дорожку из мягкого материала. Она и является игровым...

Авторское методическое пособие по обучению программированию детей дошкольного возраста «Многофункциональный Чудо-коврик»

Цель: создание условий для формирования умений элементарного программирования; создание условий для развития умения ориентироваться на плоскости по квадратам; активизации слухового, зрительного вниман...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...