Экологический проект "Удивительные муравьишки" в средней группе ДОУ
проект по окружающему миру (средняя группа)

Майер Наталья Александровна

Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Приобретение нового опыта поисково-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnye_muravishki.docx851.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Удивительные муравьишки»           

Вид проекта: познавательно — исследовательский. 

Срок реализации проекта: 16.05.2022-20.05.2022 


Участники проекта:

- дети средней группы,

- воспитатели Николаева И.Б. и Майер Н.А.

- родители воспитанников

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка,  способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: формирование представлений о жизни муравьев;

Задачи: 

·        Уточнить особенности внешнего вида муравьев, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов;

·        Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

·        Учить сравнивать обычных и лесных муравьев;

·        Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.

Этапы реализации проектной деятельности.

1-й - подготовительный:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми;

2- й - исследовательский:

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 3-й - обобщающий (заключительный):

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Планируемый результат: 

- Систематизировать представления о многообразии муравьев;

-  Расширять словарный запас;

- Различать муравьев по внешнему виду;

-  Воспитывать бережное отношение к насекомым. 

Методы и формы работы:

 - наблюдения;

 - беседы;

 - рассматривание иллюстраций;

 - подвижные игры;

 - дидактические игры;

 - заучивание стихотворений;

-  ручной труд, лепка.

Планирование работы

 

Дни недели

Деятельность детей

Деятельность педагога

Понедельник 16.05.22

1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;                       2.Наблюдение за муравьями; (Приложение№1);                      

3. Беседа «Кто самый сильный из насекомых?».

1.Подбор художественной литературы;

2.Подбор информации для беседы: «Кто самый сильный из насекомых?»

Вторник 17.05.22

1. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»;

2.Изготовление наглядного пособия «Удивительные муравьишки»;          

3.Отгадывание загадок о муравьях.       

1. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи - защитники леса?»;

2. Изготовление пособия «Удивительные муравьишки» родителями;

3. Подбор загадок о муравьях

Среда 18.05.22

1.Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»;                      

2.Заучивание стихотворения про муравья;         

3. Подвижная игра «Муравьи и слон»; (Приложение №2);

1.Подбор художественной литературы.

Четверг 19.05.22

1.Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки»;  

2.Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

3.Подвижная игра «Муравьи и дождь»;  (Приложение №2);

1. Подбор мультфильма для просмотра;

2.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

Пятница 20.05.22

1.Изготовление макета муравейника с муравьями;         

Подготовка оборудования: картон, монтажная пена, сухие веточки, мох, пластилин для изготовления муравьев.

 

Вывод:

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы муравьи  в природе.

По итогам работы было отмечено:

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.

На основании исследования пришли к выводу: благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Приложение №1.

Наблюдения за муравьями.

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему видурасширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.

В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.

      Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».

Приложение №2

Подвижные игры.

«Муравьи и дождь».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.https://sun9-37.userapi.com/s/v1/ig2/JeNFK2PmnaTYzreFv-sIJtxnK74BkhgQuz3u0l-OSNVI7PD8HBoRhtsrdpj3UqP-L25o3vt9PyBpUVU1ZePGIhLT.jpg?size=810x1080&quality=95&type=album

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Муравьи и слон».

Цель: Развитие внимания, быстроты и ловкости.

Ход игры:  Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

              Надоели мне они.

              Слон пошел гулять,

              Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

        Приложение №3

Фото

https://sun9-57.userapi.com/s/v1/ig2/hlkgtTBdS8SfMBXkUw6FACETLmC9tvL9zLG4dHXbfRIdFc5rXGn26OsGnMl3bivzhpZHN1B-d3ZW6K_mp-7FVRL_.jpg?size=810x1080&quality=95&type=albumhttps://sun9-25.userapi.com/s/v1/ig2/tK-xBawEHP8s6Osy5zCqWgr8q_kigDmAf5l8a2TiK2ZzmVyu0ojWBZZfWFihKdtrb5TGUnS2TPvGxgk_-2UvkLTd.jpg?size=810x1080&quality=95&type=albumhttps://sun9-4.userapi.com/s/v1/ig2/p5Io_qaebpecN_-eEw53ETApmHbBQV3ScKN4xQs8D7kF3Ze8bLlsoW3cg4MVbyRNBGOxaarT8Ah2z-Kr1JkKN1-A.jpg?size=1280x960&quality=95&type=albumhttps://sun9-37.userapi.com/s/v1/ig2/JeNFK2PmnaTYzreFv-sIJtxnK74BkhgQuz3u0l-OSNVI7PD8HBoRhtsrdpj3UqP-L25o3vt9PyBpUVU1ZePGIhLT.jpg?size=810x1080&quality=95&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Экологический проект «Зимняя экологическая тропа» в средней группе №1 МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска Саратовская область» Воспитатели первой квалификационной категории: Юдина Алевтина Геннадьевна

Цель  экологической тропы: экологическое воспитание дошкольников в зимний период времени, с учетом регионального компонента, климатических особенностей Саратовской области.В соответствии с д...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Развлечение по экологическому воспитанию в средней группе «Урожай мы соберём (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)»

Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной выразительности. Задачи:• дать представление о народном празднике, р...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...