Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши друзья" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сапон Ольга Александровна

Раширение и углубление знаний детей о птицах родного края, формирование бережного отношения к пернатым, осознание необходимости помощи птицам в зимнее время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_moy.docx271.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха Московской области

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»

143909 Московская область, г. Балашиха, ул. Третьяка, д.9

ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

«Птицы - наши друзья»

(старшая группа)

                                            Руководитель проекта:

                                               воспитатель Сапон О.А.

                                                                                   

                                    Срок реализации:

                                           10.11.2021-15.05.2022

г.о. Балашиха

2021/2022 г.

Проект по экологическому воспитанию «Птицы- наши друзья»

 «Если в твоей душе осталась
 хоть одна цветущая ветвь - на нее

 обязательно сядет поющая птица» 
                         

Китайская мудрость

Актуальность темы проекта.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны, дети-дошкольники с интересом относятся к живой природе, а с другой стороны часто проявляют жестокость и равнодушие к ней. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить беречь окружающий мир.

И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Вокруг очень много объектов для наблюдения: животные, деревья, птицы, насекомые. Мы выбрали птиц. Почему мы сделали такой выбор? Птицы – это друзья детства. Птицы – это вестники радости, весны. Птицы – это красота. Они окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико. Они уничтожают бесчисленное количество насекомых, поддерживая экологический баланс в природе, радуют нас своим пением, приносят нам эстетическое наслаждение, паря в небе.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края, нет чувства заботы о пернатых. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в трудное для них время года - зимой. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым пробуждая чувства ребёнка.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы (возраст 5-6 лет) и родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (10.11.2021-15.05.2022).

Вид проекта: экологический, духовно-нравственный.

Цель проекта: воспитание любви и заботливого отношения к пернатым через формирование общего представления детей о птицах нашего края.

        

Задачи проекта:

- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;      

- развивать наблюдательность, познавательную активность детей;  

- познакомить с зимующими и перелетными птицами;  

- развивать исследовательские и творческие способности;                

- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать    заботиться о птицах ближайшего окружения;    

- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

Формы работы:

  • игровая,
  • познавательная,
  • продуктивная,
  • работа с родителями.  

        

Планируемый результат:

• систематизация знаний детей о птицах;

• формирование осознанного действенного отношения к птицам,

• желание заботиться о пернатых;

• понимание их значимости в жизни людей;

• развитие познавательных и творческих способностей;

• родители, активно участвующие в проекте, способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

• активное участие родителей в совместной проектной деятельности детей и педагогов пробуждает и закрепляет интерес у воспитанников к мероприятиям данного вида.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (теоретический).

2. Основной этап (практический).

3. Заключительный этап.

На практике запланированные этапы работы над проектом были реализованы следующим образом.

1. Подготовительный этап (теоретический)

На подготовительном этапе мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью:

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как узнать птицу?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы мы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план работы,

- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

- сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.

2. Основной этап (практический)

В течении всего периода работы над проектом мы с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.

На прогулке наблюдали за птицами. Наблюдая, выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.

Проводили НОД по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Воспитанники группы учились рисовать, лепить птиц, делать их из картона и в технике оригами.

Чтобы создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры.

Дети совместно с родителями оформили альбом с рисунками о птицах.

        Родители помогли сделать скворечники и кормушки для птиц, которые были вывешены совместно с детьми на территории микрорайона и нашего детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В ходе проводимых наблюдений и исследований дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о наших перелетных друзьях.

В ходе реализации проекта воспитанники сделали следующие выводы:

- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

- в ветреные дни птицы не прилетают;

- из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено;

- воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.

Вывод. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, наблюдать за ними и взаимодействовать.

Схема осуществления проекта на данном этапе:

Беседы:

- Беседы с детьми: «Птицы, какие они?», «Зимующие и перелетные птицы». «Учимся жалеть и беречь».

- Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели?», «Кто весной к нам прилетел?».

- Рассуждалки: «Что нам птичка принесла?»

- Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", «Перелетные птицы».

- Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

НОД: 

- Познание «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

- Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц».

- Участие во Всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы» по теме «Как помочь птицам».

- Участие во Всероссийской Олимпиаде «Эколята – молодые защитники природы».

Чтение художественной литературы:

- Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» (с просмотром мультфильма), С. Маршака «Где обедал воробей?», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», В. Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка».

- Заучивание и чтение стихотворений о птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Продуктивная деятельность: 

  • Лепка «Вот на ветках снегири».
  • Изготовление кормушек из бросового материала.
  • Изготовление газеты «Накормите птиц».
  • Рисование «Укрась птичку», «Раскрась птичку», «Ласточка». 
  • Конструирование из геометрических фигур и счетных палочек «Птички», «Скворечники».
  • Аппликация «Снегири, синицы», «Скворечник».

Музыка: 

- Разучивание закличек «Птички летят», «Жаваронки», разучивание песенки «Петушок».

- Слушание пения птиц.

- Разучивание и исполнение танца «Аист на крыше».

Центр экспериментирования: 

- Что дальше улетит?

- Посадка лука (с использованием скорлупок).

- Рассматривание пера птицы и эксперименты с ним.

Игровая деятельность: 

- Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Четвёртый лишний», «Один-много», «Угадай по описанию», «Собери птичку», «Сделай для птички домик».

- Пальчиковые игры: «Птички», «Сколько птиц в кормушке нашей», «Птенчики в гнезде».

- Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот».

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

Мастер-класс по изготовлению «Птички-веснянки» (родители и дети).

Украшение группы к Новому году.

Изготовление газеты о зимующих птицах.

Домашнее задание: подборка книг, журналов о птицах, «Сделай скворечник».

Участие в создании альбома рисунков «Кто такие птички?».

Выставка творчества.

Участие в изготовлении кормушек для птиц.

Участие в акции «Птичья столовая» (прогулки на природу детей и родителей).

Участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «В мире птиц» (ВШДА, Диплом победителя – 1 место).

Изготовлении атрибутов для подвижных игр.

3. Заключительный этап

  • Установка скворечника на участке и кормушек для птиц в микрорайоне, сделанных руками родителей.
  • Открытое интегрированное занятие «Времена года. Весна. Приметы весны (ласточки)».
  • Изготовление птичек-Веснянок (мастер-класс для родителей с детьми).
  • Альбом рисунков «Кто такие птички?».

В ходе реализации проектной деятельности:

  1. Знания детей о птицах расширились.
  2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
  3. На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь.
  4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
  5. У детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
  6. Повысился познавательный интерес у детей.

        

        Работа над проектом показала, что воспитание экологически грамотного человека совместными усилиями педагога и родителей – результативно, актуально и необходимо, поскольку обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса по экологическому воспитанию дошкольников, внося в этот процесс положительную эмоциональную составляющую. Работу в данном направлении целесообразно продолжать, ориентируясь на сотрудничество с семьями воспитанников.

С целью распространения опыта между коллегами по теме экологического воспитания детей в ДОУ на итоговом педсовете ДО 48 МАОУ СОШ №26 г. Балашиха был сделан доклад и представлена презентация, отражающие работу над проектом.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004.

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2013.

5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М., 2009.

6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011.

7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки». -  М., 2002.

9. Электронный ресурс: https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/708-proekty/22280.html

10. Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html

К проекту прилагается презентация.

E:\САД 2021_2022\проекты\Птицы проект\кормушки\IMG-20211122-WA0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в области "Познание" (экология) "Птицы - наши друзья" старшая группа

Разработка итогового конспекта НОД в области "Познание" (экология)...

"Птицы-наши друзья" (старшая группа)

"Птицы-наши друзья" (старшая группа)...

"Птицы - наши друзья" старшая группа (презентация) - 2016 г.

Ознакомление детей с окружающим миром "Зимующие птицы"...

открытое занятие по экологии"Растения - наши друзья!"(старшая группа)

Конспект занятия по экологии с использованием моделей и  проведением элементарных опытов....

Проект «Птицы – наши друзья» (старшая группа, краткосрочный, творческий).

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Птицы».Задачи:Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах;Расширить представление о внешнем виде птиц;Формировать навыки...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Экологическая тропа"

 Особое значение для развития личности дошкольника имеет понимание взаимосвязи человека и природы. Важно, чтобы ребенок овладел способами практического взаимодействия с окружающей средой....

Методическая разработка по продуктивной деятельности.Тема: "Кляксы наши друзья" (старшая группа) нетрадиционная техника рисования

Развитие интегративных качеств личности дошкольника в процессе освоения нетрадиционной техники рисования - кляксографии. Повысить интерес к изо деятельности. Развивать творческую активность, желание р...