Экологический проект «От семечка до плода» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Нарзикулова Дилафруз Мехрожевна

Экологический проект «От семечка до плода»для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования  г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Экологический проект «От семечка до плода»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                            Подготовили и провели:

                                                               воспитатель :Нарзикулова Д.М.

г. Долгопрудный

2022г.

Информационная карта проекта

Авторы  проекта:

Нарзикулова Д.М. - воспитатель высшей квалификационной категории.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с февраля по сертябрь)

Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители,  воспитатели старшей группы № 3

 Возраст детей: Старшая группа, 5-6 лет.

 Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в открытом грунте.  

Задачи:

Образовательные задачи. Формировать у детей представление о росте культурных растений. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Обобщить представление детей  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Формировать осознанно - правильное отношение к природным объектам и явлениям. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Развивающие  задачи. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности

Воспитательные  задачи.  Воспитывать бережное отношение к своему труду. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников

Актуальность проекта:  Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений на огороде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Краткое описание проекта: Проект рассчитан  для детей старшей группы, реализуется на протяжении шести месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий,  серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности  детей.

Этапы реализации проекта:

   1 этап – подготовительный

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

 Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.

Проведение беседы с родителями «Участие в проекте «От семечка до плода ».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, инвентарь (лопатки, грабельки, леечки).

Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

    2  ЭТАП –  реализация проекта 

На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

В ходе проектирования:

 1. Будет проведена НОД - рисование, лепка, аппликация.

 2. Участие родителей с детьми в создании альбомов фотографий «Мы огородники», «Мои любимые блюда»

 3. Оформление выставки детских работ «Мой любимый овощ»

 

Продукт проекта:

1. Пополнение развивающей среды.

 2. Фоторепортаж «Мы огородники».

 Виды детской деятельности

 ОО «Познавательное развитие»

 1. Рассматривание картинок, муляжей по теме «Овощи».

 2. Проведение ООД:

 - Рассказ воспитателя о труде овощевода.

 - «Все начинается с семечка»,                                                      

 - «Посев семян»,                                                                        

 - «Первые всходы

Опытно-экспериментальная деятельность:                              

-  «Строение растений»                                                                

-  «Размножение, рост, развитие растений»                       

- «Условия, необходимые для жизни растений»:

 - Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./                                                          

 - Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/

 - Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/

 - Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

 ОО «Развитие речи» (чтение художественной литературы)

 1. Отгадывание загадок об овощах.

 2. Заучивание стихотворений об овощах:

 - «Овощи» Ю. Тувима.

 - «Таня и овощи».

 3. Беседа об овощах.

 4. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», «Репка».

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 1. Рисование «Что созрело в огороде».

 2. Аппликация «Огурцы и помидоры».

 3. Лепка «Овощи».

4. Ручной труд «Макет огорода»

 ОО «Физическое развитие»

 1. Гимнастика для пальчиков «Капуста».

 2. Физкультурная пауза: «Вот так семечки».

 3. Речевое упражнение.

 ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 1. Дидактические игры «Вершки, корешки», «Подумай и ответь», «Определи на ощупь», «Попробуй на вкус».

 2. Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи».

 3. Домино «Овощи, фрукты».

 4. Разгадывание мнемотаблицы.

 5. Знакомство с трудом взрослых, профессией «Овощевод». (рассматривание картин).

 6. Экскурсия на приусадебный участок, уборка урожая лука, чеснока.

 7. Совместные действия, задания.

 Игры и литературный материал по теме проекта

 Речевые упражнения:

 Если они такие большие, то как мы их назовем?

 - Не репка, а… (репища) .

 - Не морковка, а… (морковища) .

 - Не лук, а… (лукища) .

 - Не чеснок, а… (чесночище) .

 - Не картошка, а… (картошища) .

 Физкультурная пауза: «Вот так семечки».

 Беседа:

 - Ребята, как начинается сказка «Репка»? («Посадил дед репку… »). Взял вот такую репку (показать изображение репки) и посадил? Нет. Он взял маленькое зернышко – вот такое (показать настоящее зернышко) и посадил. А из зернышка выросла большая-пребольшая репка. (Рассмотреть зернышко) .

 - Ребята, вы сейчас тоже мои зернышки, я вас посажу (дети садятся) и буду ухаживать за вами: за кем я не очень хорошо буду ухаживать, тот и расти будет хуже. Вам надо показать, кто как вырос: кто-то будет большой-пребольшой, кто-то не очень, а кто-то из вас, к кому я подойду, совсем не вырастет.

 Дидактическая игра: «Подумай и ответь».

 Перед детьми изображения или муляжи репки, картофеля, груши, лесного гриба.

 - Что общего у репы и картофеля? (это - овощи, они круглые, растут на огороде) .

 - Чем отличается от них груша? (груша – это фрукт).

 - Что общего у репы, картошки и груши? (все съедобные, за ними ухаживает хозяин) .

 - Чем отличается от них гриб? (гриб растет в лесу, и за ним никто не ухаживает) .

 - Что общего у репы, картошки, груши и гриба? (все они съедобные) .

 - Чем репа, картошка, груша и гриб отличаются от игрушек? (игрушки нельзя есть, ими можно только играть) .

 Загадки:

 1. Разве в огороде пусто,

 Если там растет …. (капуста) .

 2. Под кустом копнешь немножко,

 Выглянет на свет… (картошка) .

 3. За ботву, как за веревку,

 Можно вытянуть… (морковку) .

 4. Не пугайтесь, если вдруг

 Слезы лить заставит … (лук) .

 5. Ярче солнечного диска,

 Краснощекая… (редиска) .

 6. Кто, ребята, не знаком

 С белозубым … (чесноком) .

 7. Рядом с ним его подружка -

 С белым корешком… (петрушка) .

 8. С тростью смотрится неплохо,

 А стручки полны… (гороха) .

 9. Отыскали, наконец,

 И зеленый… (огурец) .

 10. Вот на грядке круглый бок,

 Только он не колобок,

 Врос он в землю крепко,

 Что же это… (репка) .

 Рассказ воспитателя о корнеплоде.

 - Ребята, а знаете ли вы, почему эти овощи называют корнеплодами? Корнеплодами называют те овощи, плоды которых находятся в земле.

 Плод – толстый корень – этих овощей идет в пищу человеку или на корм животным.

 Репка – самое древнее огородное растение: его разводили еще в Древней Греции и Древнем Риме.

 А на Руси это был самый главный овощ. Ни один стол не обходился без репы, пока не появилась картошка. А она появилась у нас только в самом начале ХVIII века.

 3  ЭТАП –  заключительный 

  Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской   деятельности детей.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Составление отчета о проделанной работе;

 Оформление документации;

Подготовка презентации проекта.

 

Подготовка к презентации своего альбома «От семечка к урожаю» (индивидуальная, ребенок-родитель)

По  реализации проекта «Чудесная грялка» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с многообразием культурных растений.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели конечный результат своего труда, смогли его увидеть, потрогать и даже попробовать.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  7. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  8. Родители приняли активное участие в проекте.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «От семечка до урожая».
  2. Консультация для родителей.
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Список используемой литературы:

  Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

  Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

  Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

   Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

  Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

  Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста.

Экологический проект "С какого дерева листок" для детей старшего дошкольного возраста. Цели проекта: расширить представлений о многообразии растительного мира;  сформировать у детей  умения...

Проект познавательно-экологической направленности «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя еди...

Экологический проект "Батарейки - это опасный мусор?" для детей старшего дошкольного возраста

Мы все живём в таком мире, где уже невозможно представить себе хоть один день без батарейки. На них работают сотовые телефоны, ноутбуки, множество бытовых предметов, а также каждая вторая игрушка...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Проблема экологического состояния территорий и природы в ц...

Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...

Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...