Конспект "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Знакомство детей с зимующими птицами нашего края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Конспект образовательной деятельности

познавательное развитие: формирование целостной картины мира в средней группе

Автор: воспитатель 1 квалификационной категории Рыгалова Л.М.

Тема: «Зимующие птицы» 

Цель:  создать условия для  формирования представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни                                                                                                                

Развивающая задача: развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Обучающие задачи:- формировать представления детей о  зимующих птицах и их  питании зимой;

                                    - формировать умения детей различать птиц  по внешнему виду;

                                    -  обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Воспитательная задача: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, речевая.

Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, сорока,  синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Птички в гнездышке», «Птицы на прогулке», пальчиковой гимнастики «Зимующие птицы»

Оборудование: запись хруста снега; слайд зимнего леса; картинки зимней одежды, макет дерева и зимующих птиц( сорока, ворона, воробей, синица, снегирь) кормушка и  различные виды корма для птиц

Часть занятия

Методы и приёмы работы

Содержание работы

Вводная часть

Организационный

словесные

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту за воспитателем:

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы ногами топ, топ,

Мы плечами чик, чик,

Мы глазами миг, миг,

Вправо, влево повернись

И соседу улыбнись!

Основная часть

Беседа

Игровое упражнение « Выбери одежду для прогулки»

На экране слайд зимнего леса.

Словесные . наглядные

Макет дерева и птиц на магнитной доске

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»

Подвижная игра «Птицы на прогулке»

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как же вы догадались, что именно зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые ,нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Воспитатель: Интересно, а что сейчас происходит в лесу. Вы бы хотели  узнать??? Давайте отправимся на прогулку в зимний лес.
Но прежде чем мы отправимся с вами на прогулку мы должны что- то сделать. Что???

Дети: одеться потеплее.

Воспитатель: Подойдите, ребята, пожалуйста, к столу . На столе картинки с предметами одежды. Выберите ту одежду, которая подходит для прогулки в зимний лес.

Дети выбирают соответствующую одежду.

Воспитатель: Правильно, что бы пойти гулять надо одеться тепло!

Всё –готовы мы гулять.
Будем дружно мы шагать!!!
По тропинке мы пройдём
Друг за дружкою гуськом.

(Дети идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение «хруст снега» метель) садятся на стульчики).

Вот и пришли мы все в лесок!

Воспитатель: Тихо в зимнем лесу… Почему?

Дети: Неслышно пения птиц.

Воспитатель: Да. На улице холодно, морозно, многие птицы осенью улетели в теплые края. Как называют таких птиц?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. Но не все птицы улетают, есть птицы которые остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Воспитатель: А чтобы узнать , что это за птицы , вы должны отгадать загадки.

Чик – чирик!

К зёрнышкам прыг!

 Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Дети: Воробей. (Воспитатель вешает картонную птичку на дерево)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

Послушайте следующую загадку:

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня... (синичка)
Дети: Синичка. (Воспитатель вешает картонную птичку на дерево)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы не соленое сало, семечки, хлебные крошки.
А вот ещё одна загадка:

Красногрудый, чернокрылый,

 любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

 он появится опять. (Снегирь)

Дети: Снегири. (Воспитатель вешает картонную птичку на дерево)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Головка чёрная, грудка красная, крылья серые. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами. рябиной.

Слушайте следующую загадку:

 Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

Дети: Ворона.  (Воспитатель вешает картонную птичку на дерево)

Воспитатель: ворона крупная птица, у нее большой, толстый клюв, спинка и грудка серого цвета . а голова , крылья и хвост черного. Питается ворона очистками , отходами пищи.

Следующая загадка:

Кто летает ?Кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (Сорока)

Дети: Сорока.   (Воспитатель вешает картонную птичку на дерево)

Воспитатель: У сороки длинный красивый хвост черного цвета как и голова с крыльями, а бока белого цвета. Сорока ест все и пищевые отходы, насекомых и даже ворует яйца других птиц.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. Почему эти птицы называются зимующими?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Ребята встаньте  в кружок и повторяйте движения за мной.

Прилетайте птички  (зовущие движения пальцами)

Сало дам синички.  (режущие движения одной руки подругой)

Приготовлю крошки    (тереть подушечками пальцев друг об друга)

Хлебушка немножко.  (тереть подушечками пальцев друг об друга)

Эти крошки голубям   (вытянуть правую руку с открытой ладонью)

Эти крошки воробьям . (вытянуть левую руку с открытой ладонью)

Галки, да  вороны     (тереть ладонь о ладонь)

Ешьте макароны!

Воспитатель: Ребята,  зима суровая, снежная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. Давайте с вами подойдем к столу. (Воспитатель достает из пакета  кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, рябину, семена тыквы, арбуза, картофель, морковь.)
Воспитатель:     Мы кормушку смастерили,
                             Мы столовую открыли.
                             Воробей, снегирь-сосед,
                             Будет вам зимой обед.(З. Александрова «Новая столовая»)

Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)

 Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием!  

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку. (игра повторяется 2 раза)

Заключительная часть

Беседа

Ребята, вам понравилось путешествие по лесу?

Про каких птиц мы говорили с вами сегодня?

Скажите, как можно назвать птиц которые остаются с нами зимой? 

Какая птичка любит сало? 

Какую птичку угостим рябиной?

Какая птичка не откажется от хлебных крошек?

Наше занятие окончено.Когда мы пойдем на улицу, то установим нашу  кормушку для птиц.

Мне было очень приятно сегодня общаться с вами, и я хотела бы вас угостить сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....