Программа экспериментального развития «Профессии сферы обслуживания» для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Терентьева Елена Александровна

Раннее профессиональное развитие детей дошкольного возраста является очень важным, поскольку в наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Говоря о знакомстве дошкольников с миром профессий, я не имею в виду простое формирование знаний и представлений о существующих профессиях, а говорю о начальном этапе профессионального самоопределения. 

Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.

Но как грамотно построить эту работу, не навязав ребёнку своего мнения о той или иной профессии, о его собственных возможностях и способностях? На сегодняшний день не одна из существующих программ не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка.

Основное направление в моей работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на:

  • выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности;
  • обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников;
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через использование информационно – коммуникационных и игровых технологий.

Что бы дети приобрели следующие качества:

  • любознательный, активный: проявляет интерес к различным профессиям взрослых, задаёт вопросы о профессиональной деятельности взрослых, её особенностях. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры на основе специфики различных профессий.
  • эмоционально отзывчивый: эмоционально реагирует на профессиональную деятельность взрослых. Испытывает гордость за профессиональные достижения своих родителей.
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: относится к труду взрослых и его результатам как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе: осознаёт некоторые собственные качества, проявляющиеся в той или иной профессии и влияющие на результат профессиональной деятельности. Имеет представление о различных видах профессиональной деятельности взрослых, связанной с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание различных профессий, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика некоторых профессий).

Диапазон методов и приемов достаточно широк, вариативен:

  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • беседы
  • чтение художественной литературы
  • экскурсии
  • использование информационно-коммуникативных технологий

Методы и приемы, которые я использую, связаны с:

  • выделением социально-нравственной составляющей содержания образования в ДОУ;
  • стимулированием переигрывания дошкольниками разнообразных социально-нравственных чувств и эмоций;
  • обогащением, уточнением и систематизацией представлений о нормах и правилах поведения;
  • самоанализом и самооценкой детьми собственных нравственных действий и поступков.

А поскольку профессиональное развитие детей происходит в игровой и познавательно – исследовательской деятельности, то процесс приобретения новых знаний проходит для детей с удовольствием, а значит приобретённые знания, умения и навыки лучше усваиваются и находят эмоциональный отклик у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка №19»


Утверждаю

Заведующий МБДОУ «ЦРР №19»

__________________Н.М. Лапшина

«_____»____________20___г.

Принято 

Педагогическим Советом

Протокол №__

от «  » августа 20___г.


Программа экспериментального развития

 «Профессии сферы обслуживания» 

для детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год



Автор программы:

воспитатель:

Терентьева Е. А.







Сосновый Бор

2021г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Условия реализации программы
  5. Оборудование для реализации программы
  6. Календарно – тематический план
  7. Конспекты занятий

 

  1. Пояснительная записка

Раннее профессиональное развитие детей дошкольного возраста является очень важным, поскольку в наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Говоря о знакомстве дошкольников с миром профессий, я не имею в виду простое формирование знаний и представлений о существующих профессиях, а говорю о начальном этапе профессионального самоопределения. 

Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.

Но как грамотно построить эту работу, не навязав ребёнку своего мнения о той или иной профессии, о его собственных возможностях и способностях? На сегодняшний день не одна из существующих программ не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка.

Основное направление в моей работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на:

  • выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности;
  • обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников;
  • формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через использование информационно – коммуникационных и игровых технологий.

Что бы дети приобрели следующие качества:

  • любознательный, активный: проявляет интерес к различным профессиям взрослых, задаёт вопросы о профессиональной деятельности взрослых, её особенностях. Организует сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры на основе специфики различных профессий.
  • эмоционально отзывчивый: эмоционально реагирует на профессиональную деятельность взрослых. Испытывает гордость за профессиональные достижения своих родителей.
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: относится к труду взрослых и его результатам как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых в соответствии с гендерными представлениями.
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе: осознаёт некоторые собственные качества, проявляющиеся в той или иной профессии и влияющие на результат профессиональной деятельности. Имеет представление о различных видах профессиональной деятельности взрослых, связанной с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание различных профессий, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика некоторых профессий).

Диапазон методов и приемов достаточно широк, вариативен:

  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • беседы
  • чтение художественной литературы
  • экскурсии
  • использование информационно-коммуникативных технологий

Методы и приемы, которые я использую, связаны с:

  • выделением социально-нравственной составляющей содержания образования в ДОУ;
  • стимулированием переигрывания дошкольниками разнообразных социально-нравственных чувств и эмоций;
  • обогащением, уточнением и систематизацией представлений о нормах и правилах поведения;
  • самоанализом и самооценкой детьми собственных нравственных действий и поступков.

А поскольку профессиональное развитие детей происходит в игровой и познавательно – исследовательской деятельности, то процесс приобретения новых знаний проходит для детей с удовольствием, а значит приобретённые знания, умения и навыки лучше усваиваются и находят эмоциональный отклик у детей.

Техника безопасности

Ребёнок должен знать, понимать и выполнять:

 ⎯ правила безопасной работы с колющими/режущими предметами;

⎯ все инструменты и оборудование, необходимые для игры, должны находиться на своём месте;

⎯ правила личной гигиены, специфичные для данной профессии: чистые руки, чистая одежда, убранные волосы;

⎯ правила соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте.

Социально – коммуникативный компонент

Ребёнок должен уметь:

− представиться в профессиональной манере;

− поприветствовать и усадить гостей в нужной зоне обслуживания;

− демонстрировать личные качества, включая опрятность, аккуратный и профессиональный внешний вид, манеру поведения и манеру держать себя;

− неизменно демонстрировать выполнение работы с соблюдением санитарных норм и техники безопасности;

− взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в соответствии с культурными нормами.

  1. Цель программы

Формирование знаний и представлений детей о существующих профессиях, через организацию проб сил в разных направлениях деятельности, для ориентации в собственных возможностях и самоопределения в будущей жизни.

  1. Задачи программы
  • Расширение кругозора детей;
  • Обогащение представление детей о мире профессий;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Развитие монологической и диалоговой речи;
  • Приобретение навыка умения работать в команде;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие художественно-эстетического вкуса;
  • Формирование различных жизненно важных умений и навыков;
  • Прививать любовь к труду, уважать чужой труд.

  1. Условия реализации программы

Создание необходимой развивающей среды, в которой есть всё необходимое для изучения конкретной профессии.

  1. Оборудование для реализации программы

Название раздела

Оборудование и материалы

Количество

«Супермаркет»

«Овощи, фрукты»

Корзина покупателя

5 шт.

Овощи и фрукты

В ассортименте

«Бакалея»

Пакеты с крупой

Коробки из-под круп

«Кондитерская»

Коробки из под конфет

Упаковки от шоколада

Игрушечное печенье в упаковке

«Молочный»

Баночки, бутылочки из-под молочных продуктов(сметана, йогурт, кефир, сметана и т.д.)

Яйца куриные в упаковках

«Чай. Кофе»

Упаковки, коробки из под чая.

Шкаф – холодильник

«Замороженные продукты» в пластиковых контейнерах (пельмени). Суши, ролы, колбаса, пицца.

«Соки. Воды»

Коробки из под сока и баночки от воды.

«Парфюмерия»

Упаковки из-под мыла, зубной пасты и т. д.

Наглядно – дидактические пособия

Лэпбуки, акционные плакаты, вывески магазина. Денежные средства (имитация). Форма продавца – кассира. Бейджи с изображение профессии.

Технические средства

Кассовый аппарат.

1 шт.

«Детское кафе»

Мебель

Барная стойка

1 шт.

Полка

4 шт.

Вывеска кафе

1 шт.

Столы

2 шт.

Стулья

8 шт.

Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры

Подставка металлическая для меню

1 шт.

Подставка для меню пластмассовая

4 шт.

Подсветка гирлянда

1 шт.

Фартуки береты

2 шт.

Шекеры для напитков

1 шт.

Стаканчики маленькие

7 шт.

Бакалы для коктейлей

8 шт.

Поднос пластмассовый

2 шт.

Шпажки

40 шт.

Ёмкость для трубочек

2 шт.

Набор трубочек

60 шт.

Керамическая чаша для фондю

1 шт.

Подсвечник металлический

1 шт.

Подсвечник большой

1 шт.

Ваза декоративная

2 шт.

Атрибуты для сервировки стола

Скатерть

2 шт.

Салфетки

2 шт.

Вилки

10 шт.

Ложки

2 шт.

Ножи

9 шт.

Стаканы

9 шт.

Тарелки

10 шт.

Наглядно – дидактические пособия

Лэпбуки, акционные плакаты, вывеска, имитация денежных средств. Универсальная форма бармена, официантов. Бейджи с изображением профессий.

Технические средства

Телевизор

1 шт.

Пульт

1 шт.

Подсветка – гирлянда

1 шт.

Соковыжималка

1 шт.

«Кондитерская»

Мебель

Стол шеф-повара

1 шт.

Стол

2 шт.

Стул

2 шт.

Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры

Набор тарелок для смешивания

6 шт.

Лист для раскатывания

4 шт.

Скалка деревянная

4 шт.

Форма для изготовления мороженного

2 шт.

Тарелка пластиковая плоская

1 шт.

Набор тарелок для хранения

1 шт.

Кружка мерная

1 шт.

Форма для выпечки кексов

2 шт.

Кондитерский мешок

2 шт.

Формы для печенья

1 шт.

Животные

1 шт.

Разнообразные фигуры

1 шт.

Формы для заливки шоколада

1 шт.

Ложки пластиковые

8 шт.

Нож пластиковый

8 шт.

Спецодежда и средства гигиены

Фартук детский

5 шт.

Шапочки

5 шт.

Гель для обработки рук

3 шт.

Бумажные полотенца, салфетки

Технические средства

Мультиварка

1 шт.

Хлебопечка

1 шт.

Электронные весы

1 шт.

«Салон красоты»

Мебель

Стол с зеркалом

2 шт.

Журнальный столик

1 шт.

Этажерка

1 шт.

Стул

3 шт.

Ваза напольная

1 шт.        

Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры

Пульверизатор

2 шт.

Краска для волос

Миска для разведения краски

2 шт.

Маска для волос

2 шт.

Каталог с палитрой оттенков лаков для волос

1 шт.

Пилочки для ногтей

5 шт.

Подставка для пилочек

1 шт.

Бигуди

Одноразовые перчатки

1 шт.

Ободок с вуалью

2 шт.

Парик

4 шт.

Фольга

1 шт.

Ободок

4 шт.

Бусы

4 шт.

Утюжок для волос

2 шт.

Плойка

2 шт.

Фен

2 шт.

Зажим для волос

4 шт.

Массажная щетка

2 шт.

Шапочка одноразовая

2 шт.

Аксессуары для создания прически

1 шт.

Шампунь

2 шт.

Бальзам

2 шт.

Лак

2 шт.

Витаминный комплекс

2 шт.

Спрей для придания объёма

2 шт.

Спрей – блеск для волос

2 шт.

Крем для лица

2 шт.

Туалетная вода

2 шт.

Лак для ногтей

Средство для снятия лака для ногтей

2 шт.

Расчёска

2 шт.

Подставка для расчёсок

1 шт.

Кисточки для окрашивания волос

2 шт.

Дополнительные атрибуты

Постеры

2 шт.

Фото

17 шт.

Каталог красок для волос

2 шт.

Журналы для посетителей

2 шт.

Бейджи для работников

4 шт.

Портмене

2 шт.

Одежда парикмахера

2 шт.

Манекен для создания причёсок

1 шт.

Наглядно – дидактические пособия

Лэпбук, Плокаты, вывеска, бейджи, рекламные буклеты

«АЗС»

Мебель

Стол для лего

1 шт.

Игровой модуль «Бензоколонка»

1 шт.

Оборудование для организации сюжетно – ролевой игры

Набор инструментов

2 шт.

Игровой модуль «Механик»

1 шт.

Конструктор большой крупный

1 шт.

Машины большие

Лего-конструктор

Модельные машины

Канистры с машинным маслом

2 шт.

Бутылки с антифризом

2 шт.

Наглядно – дидактические пособия

Лэпбук, плакаты, вывеска. Бейджи, Рекламные буклеты.

6. Комплексно – тематическое планирование на учебный год

«Сфера обслуживания»

Профессии

Игры - занятия

Развивающая среда

Наглядные дидактические пособия

Совместная деятельность педагога с детьми

Экскурсия

Продавец

  • Игра – занятие «Профессия продавец» (1;47)
  • Игра – занятие «Как устроен супермаркет» (1;48)
  • Игра занятие «Путешествие в прошлое. Как появилась профессия продавец» (1;50)

Создание центра с соответствующим оборудованием (1;72)

Лэпбук «Магазин»

Акционные плакаты, вывески магазина, денежные средства (имитация), бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты, плакаты – акции.

Прогулка по микрорайону, знакомство с ближайшими магазинами.

Водитель

  • Игра – занятие «Знакомство с профессией водитель» (1;53)
  • Игра – занятие «Знакомство с профессией водитель» (продолжение) (1;55)

Создание центра с соответствующим оборудованием (1;78)

Лэпбук «Правила дорожного движения»

Вывеска, бейджи с изображением профессий.

Экскурсия на бензаколонку.

Повар

  • Игра – занятие «Академия кулинарии» (1;57)
  • Игра – занятие «Кто сварил суп?» (1;58)
  • Игра – занятие «Путешествие в прошлое. Как готовили пищу наши предки?» (1;61)
  • Игра – занятие «Наши любимые блюда» (1;64)

Создание центра с соответствующим оборудованием (1;73)

Лепбук «Повар»

Бейджи с изображением профессий, вывеска, меню.

Экскурсия на пищеблок детского сада.

Детское кафе

  • Игра – занятие «Мы повара» (1;60)

Создание центра с соответствующим оборудованием (1;73)

Лэпбук «детское кафе»

Акционные плакаты, вывеска кафе, имитация денежных средств, бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты, меню.

Экскурсия в детское кафе.

Кондитерская

  • Игра – занятие «Мы повара» (1;60)

Создание центра с соответствующим оборудованием (1;74)

Лэпбук «Кондитерская»

Плокаты, вывески кондитерской, бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты, меню.

Экскурсия в кондитерскую.

Парикмахер

  • Игра – занятие «Профессия парикмахер» (1;65)
  • Игра – занятие «Мы парикмахеры» (1;67)

Создание центра с соответствующим оборудованием (1;76)

Лэпбук «Профессия парикмахер»

Акционные плакаты, вывеска, бейджи с изображением профессий, рекламные буклеты.

Экскурсия в парикмахерскую.

Почта

  • Игра – занятие «Каким путём идёт до нас бандероль» (1;68)

Создание центра с соответствующим оборудованием

Лэпбук «Почта»

Вывеска, буйджи с изображением профессий.

Экскурсия на почту.

        Итоговое мероприятие «Первые ступени в мире профессий» (1/70).

7. Конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).

             Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...