Программа инновационного развития «Земля в космосе» для детей 6-7 лет Срок реализации 1 год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Терентьева Елена Александровна

“Человечество не останется вечно на земле, но,

 в погоне за светом и пространством,

 сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

 а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих детский сад.

Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.

Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 6 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.

Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 6–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.

Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.

Внимание ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры».  Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры».

Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками  космоса.

 Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnoyat.odt25.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка №19»


Утверждаю

Заведующий МБДОУ «ЦРР №19»

__________________Н.М. Лапшина

«_____»____________20___г.

Принято 

Педагогическим Советом

Протокол №__

от «  » августа 20___г.


Программа инновационного развития

 «Земля в космосе» 

для детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год



Автор программы:

воспитатель:

Терентьева Е. А.







Сосновый Бор

2021г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Условия реализации программы
  5. Оборудование для реализации программы
  6. Календарно – тематический план
  7. Конспекты занятий

 

  1. Пояснительная записка

       

“Человечество не останется вечно на земле, но,

 в погоне за светом и пространством,

 сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

 а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих детский сад.

Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.

Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 6 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.

Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т.д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 6–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т.д.), а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.

Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.

Внимание ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры».  Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры».

Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками  космоса.

 Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.

  1. Цель программы

 Формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе и развитие интереса к истории нашей Родины, как к космическому первопроходцу.

  1. Задачи программы
  • образовательные:

– сформировать у детей представление о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники»;   познакомить с историей освоения космоса; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

  • развивающие;

– развивать навыки творческого рассказывания;  добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;

– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;

– развивать мелкую моторику;

  • воспитывающие:

    – воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты;

– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с освоением космоса; за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;

– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;

– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;

– формировать навык выражения своего мнения;

– развивать способности к коллективному творчеству;

  1. Условия реализации программы

Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей через игровую и практическую деятельность. Суть тематического планирования заключается в следующем:

– при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;

– при последующей  непосредственно образовательной деятельности (НОД)  дается короткое повторение темы;

– родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;

       – праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т.д.).

Большое значение придается организации детей, а также их самостоятельной деятельности. Активно используется работа в микрогруппах по 2 – 5 человек (в зависимости от цели, которая ставится педагогом). Задания предлагаются не одному, а нескольким, подчеркивающие общность участников. Предлагается какое-то конкретное дело для проявления детской фантазии.

Такого рода организация продиктована следующими соображениями:

– она дает детям необходимость для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей;

– позволяет ребёнку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»;

– скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путем сопоставления с действиями других.

Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

Позиция же педагога при организации НОД, а также всей воспитательно-образовательной работы дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная же роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребёнок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

К тому же такая организация позволяет перенести акцент в содержании обучения и усвоения знаний, умений и навыков на формирование у дошкольников средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д.

 Все эти формы служат достижению цели программы «Земля в космосе» – это разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.

  1. Оборудование

В развивающую среду группы были внесены иллюстрации, фотографии, картины о космосе. Для удобства ребят сделана выставка книг для чтения и рассматривания: «Космические сказки», «Расскажи мне о космосе», «Мой первый атлас Космос», энциклопедии «Планета Земля», «Космос».

Также появились настольно-печатные игры по теме «Космос»: «Лото», «Космическое путешествие», пазлы, «Изучаем вселенную», «Космические приключения».

В центре конструирования предложены были схемы, чертежи космических кораблей, различный строительный материал, модули, конструкторы.

Центр творчества пополнился раскрасками и трафаретами «Планеты солнечной системы». Пополнились ящики с неоформленным материалом (втулки от туалетной бумаги, кусочки цветной бумаги, контейнеры от шоколадных яиц, маленькие коробочки и т. д., что позволило ребятам самостоятельно создавать атрибуты для игр, космические аппаратыинопланетян.

  1. Календарно – тематический план

Циклы

Учебная деятельность

Наблюдение

Эксперимент, моделирование, проблемные ситуации

Изо деятельность, конструирование

Чтение

Игры, досуги, развлечения

Сентябрь

Написание программы. Мониторинг на начало учебного года.

Октябрь

1 цикл

Этот загадочный мир

Познавательная беседа «Неизвестная вселенная»

Наблюдение за звёздным небом.

______________

НОД по рисованию и аппликации «Звёздная фантазия»

К. Булычева «Тайна третий планеты», «Девочка с Земли»

С – Р игра «Исследователи новой планеты"

Ноябрь

2 цикл

Солнечная система

Познавательная беседа «Планеты солнечной системы»

Наблюдение за луной.

Моделирование планетария.

НОД по рисованию «Среди планет»

Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»

Русская народная сказка «Солнце, месяц и Ворон Воронович»

Досуг «Солнечный круг»

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Декабрь

3 цикл

Звёзды – это интересно

Интегрированное занятие «Сколько звёзд на небе?»

Наблюдение за звёздным небом.

Изготовление телескопа.

Опыт «Звёзды светят постоянно»

Рисование «Созвездия» (по замыслу детей)

Сказка народов Сибири «Небесный олень»

П. В. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Дидактическая игра «Звёзды на небе»

Январь

4 цикл

Земля - это шар

Эвристическая беседа «Земля – какая она?»

Наблюдение «Путь Солнца по небосводу»

Моделирование солнечных часов

_______________

А. Томилин «Как люди открывали свою землю». Рассказ «Кто первым догадался, что Земля - шар?».

Рассматривание атласа «Мой первый атлас космос"

КВН «Знатоки космоса»

Февраль

5 цикл

Освоение космоса

Познавательная беседа «Первооткрыватели космоса»

_____________

______________

Оригами «Космонавт»

Рассказ о полёте Сампати и Эатайюса – братьев Рамы.

Выставка «Космос».

Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом».

Сюжетно - ролевые игры: «Космодром», «Юные исследователи космоса».

Спортивный досуг «Большое космическое путешествие».

Развлечение «Юные космонавты»

Март

6 цикл

Все по кругу

Интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, лето и зима?»

Наблюдение за частями суток

Эксперимент с глобусом и лампой

Интегрированное занятие «Времена года»

С. Маршак «Времена года».

В. Бианки «Синичкин календарь».

К. Ушинский «Четыре желания»

Дидактические игры:

«Сложи по порядку»

«Чего не стало?»

«Когда это бывает?»

«Какое время года?»

Апрель

7 цикл

Земля – наш общий дом

Познавательная беседа «Земля - планета, на которой мы живём»

Наблюдение «Что необходимо для жизни на земле,

Эксперимент по теме «Почему всё падает на землю?»

Конкурс плакатов «Защитим землю»

В. Танасийчук «Удивительная прогулка».

Т. Шорыгина «Зелёные сказки»

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Экологический досуг «Земля – наш дом родной»

Май

Мониторинг на конец учебного года.

  1. Конспекты занятий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).

             Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...