Конспект непосредственной-образовательной деятельности в старшей группе «Коренные народы Сахалина. Нивхи и их традиции»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель:  систематизировать представление о коренном народе Сахалинской области – нивхах, познакомить с традиционным укладом жизни, преданиями, обрядами и праздниками аборигенов в зависимости от времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kormakovoy_l.m.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «СКАЗКА» г. ПОРОНАЙСКА                              694242   г. ПОРОНАЙСК, ул. ФРУНЗЕ, 11                                                                                                           тел.: (424-31) 44044, факс: (424-31) 44044.  E-mail: mbdou – skazka 5 @mail.ru

Конспект непосредственной-образовательной деятельности в старшей группе                                                 «Коренные народы Сахалина. Нивхи и их традиции»

C:\Users\User\Desktop\нивхи\фото нивхи.jpg

Выполнила:                                                                                                                                                                                                                    Кормакова Людмила Михайловна                                                                                                                        воспитатель   МБДОУ детский сад№5                                                                                                                             «Сказка» города Поронайска

г. Поронайск                                                                                                                                                            2021г.

Цель:

систематизировать представление о коренном народе Сахалинской области – нивхах, познакомить с традиционным укладом жизни, преданиями, обрядами и праздниками аборигенов в зависимости от времени года.

Задачи:

Образовательная:

познакомить с традиционным наследием культуры нивхов, систематизировать знания о Сахалинской области, активизировать и систематизировать словарь по теме «Нивхи – коренной народ Сахалина, аборигены», совершенствовать грамматический строй речи.

  Развивающая:

формировать интерес и уважительное отношение к национальной культуре аборигенов Сахалина, развивать мыслительные процессы: зрительную память, внимание, мышление.

Воспитывающая:

воспитывать любовь к своей родине, способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края, этнотолерантность, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.

Предварительная работа: рассматривание орнаментов коренного народа Сахалинской области – нивхов, чтение сказок и преданий нивхского народа, рассматривание иллюстраций к книге                             Д. Нагишкина «Амурские сказки», рассматривание одежды нивхов, беседы по ознакомлению с окружающим «Я и моё имя».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: мультимедийный комплекс, картинки на данную тематику, иллюстрации к книгам «Амурские сказки», иллюстрации с рыбами, шаблон рыбы, квадраты серого цвета, клеенка, салфетки клей, куклы, скакалка .

Ожидаемый результат: дети имеют представление о коренном народе Сахалина – нивхах, их традиционном укладе, одежде, орнаментах, фольклоре.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй»

   Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок!

    Здравствуй, тонкий тополек!

    Мы живем на Сахалине      

     Этот остров есть в России      

Дети улыбаются друг другу

Воспитатель: Ребята обратите внимание какая я сегодня красивая, на мне костюм коренных народов Сахалина –Нивхи.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся  с культурой и традициями коренного народа острова Сахалин.

2. Основной этап

Беседа:

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. В России очень много городов. А в каком городе мы живём?

Дети: в Поронайске.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, как называется наш остров, на котором мы живём?

Дети: Остров Сахалин.

Воспитатель: Молодцы! Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. Скажите, люди, каких национальностей, живут рядом с нами?

А вспомнить нам помогут куклы, которые находятся в нашем уголке. (Рассматривание кукол)

Дети: Русские, корейцы, армяне, киргизы, грузины, узбеки.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю познакомиться с культурой и традициями коренных жителей Сахалина –Нивхи

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: Культура этого народа очень интересна и красочна,  заслуживает уважения и изучения.

Демонстрация слайда № 1.

Жизнь этого народа была трудна, так как климат острова был суровый. Зимой стояли крепкие морозы и дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилось выживать в таких условиях.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети: Из кирпича, из дерева.

Демонстрация слайдов №

Воспитатель:  Посмотрите, дети, в каких домах жили нивхи.

Жилище НИФХОВ называется «то-раф» Это зимнее жилище похожее на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном. Как вы думаете, почему нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети:  Чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: Зимние жилища, «то-рафы» строили на небольшом расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, поближе к тайге для удобства охоты.

Мужчины- Нивхи занимались рыболовством и охотой, а женщины готовили пищу, изготавливали посуду из бересты, шили одежду не только из меха, но и из рыбьей кожи.

А дети любили играть в народные игры этих народов.

Давайте ребята мы с вами поиграем в игру.

 Игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка «РУЧЕЙКИ»

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка «РЕКИ»

Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.

Звучит музыка «ОЗЁРА»

Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какая у меня красивая одежда, такую одежду носят нивхи. Одежда  нифхов удобная, лёгкая и тёплая, украшенная  особыми узорами (орнаментом). Яркими узорами были расшиты не только одежда, но и обувь, рукавицы. К своей одежде нивхи относились очень бережно, потому что на её изготовление уходило много времени и сил.

(дети присаживаются на стулья)

Демонстрация слайдов №

Воспитатель: Нивхи любят праздники, как и все народы.  У них есть особенный праздник. Каждый год в нашем городе,  на берегу залива Терпения проводится обряд "Кормление духа - хозяина моря". Проводят его старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая "хозяина  моря" пригнать в сети как можно больше рыбы (слайд 10 кормление духа).

П/игра «Рыбак и рыбки»

Воспитатель: ребята, вспомните, какую рыбу ловят на нашем острове?

Мольберт с рыбами (покажите и назовите какую рыбу вы знаете)

Дети: корюшку, горбушу, кету, кунжу, камбалу

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем хозяину моря наполнить сети рыбой.

Я вам предлагаю украсить рыбу чешуей способом торцевания.

(вспомнить правила выполнения работы, технику безопасности)

Воспитатель: Занимайте свои места (дети подходят к столу,  выполняют работу)

Ребята вы - молодцы! Давайте выпустим нашу рыбу в море.

Заключительная часть

Ребята, о чем мы сегодня говорили?

С какими народами крайнего севера мы познакомились на занятии?

Какой праздник любили отмечать Нивхи?

Что понравилось больше всего?

Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. Мы продолжим знакомиться с традициями и народным творчеством  других народов Сахалина.

Молодцы! Вы сегодня были активными, любознательными и внимательными. На память я всем дарю медальоны.    

Список литературы:

  1. Мувчик Л. Красавица из Выскво. Нивхские народные сказки: Издательство: Печатный салон ОАО ПМП, г. Находка, 2014 г.
  2. Нагишкин Д. Амурские сказки.: Изд. Речь, 2014г.-296 с.
  3. Интернет-ресурс: Захарова Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. http://elar.urfu.ru\bitstream\10995\18926\1\iurp-2010-85(2)-05.pdf
  4. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.          неделя,...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...