ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Давайте знакомиться - Зимующие птицы!"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Толмачева Нина Ивановна

Представленный проект это маленькая частичка образовательной деятельности, которая может помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Исходя из этого, проект имеет определенную цель, задачи  и предполагает творческий подход педагога, без чего успешная работа с детьми просто не возможна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

(ГБОУ ШКОЛА №1161)

 Корпус № 6

                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

               «Давайте знакомиться – Зимующие птицы!»http://dfktxrf.ucoz.ru/_nw/7/50970966.jpg

Авторы:

Толмачева Нина Ивановна

Лошина Ираида Валентиновна

воспитатели высшей

квалификационной категории

ГБОУ Школа № 1161 ДО корпус 6

nina-tolmacheva@yandex.ru

т.:8(495) 427- 64-39

Москва, 2020 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3 – 4

Этапы проекта …………………………………………………………………………...5

Паутинка проекта ………………………………………………………....................6 – 9

Выводы …………………………………………………………………………………...9

Заключение ……………………………………………………………………………..10

Список литературы …………………………………………………………………….11

Приложения

Приложение 1.Образовательная деятельность на тему: «Почему не все птицы улетают в теплые края? » …………………………………...12 - 17

Приложение 2. Конспект ООД по развитию речи

 «Мерзнут пташки за окном»………………………………..18 - 22

Приложение 3. Сценарий спектакля по мотивам одноименной сказки  Прописновой Т.З. « Домик для птиц»……………………………………...23 - 28

Приложение 4. Образовательная деятельность  по чтению художественной литературы с элементом экспериментирования

 «Умная галка»………………………………………………29 - 32

«… логика природы есть самая доступная

и полезная логика для детей»

К. Ушинский

Введение

Актуальность

Природа – неиссякаемый источник, с которым дети постоянно в той или иной форме соприкасаются, и который способствует формированию у них реалистических знаний об окружающем мире и гуманном отношении к живым существам. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентация на истинные ценности, созидание и творчество – актуальные задачи подрастающего поколения и должны начинаться с раннего детства.

Необходимо максимально использовать дошкольный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры личности.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Проектная деятельность – одна из эффективных форм организации педагогического процесса, направленная на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Продуманное, методически правильно организованное экологическое образование дошкольников  вовлекает каждого ребенка в активную познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому – то помочь или за кого – то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные навыки, анализирует продут деятельности.

Представленный проект это маленькая частичка образовательной деятельности, которая может помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. Исходя из этого, проект имеет определенную цель, задачи  и предполагает творческий подход педагога, без чего успешная работа с детьми просто не возможна.

Тип проекта: познавательно-творческий

Возрастная группа: средняя группа № 9 «Знайки» (4  – 5 лет)

Продолжительность проекта: краткосрочный (13.01 – 23.02.2020г.)

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители

Цель:

формирование элементарных научных знаний о мире животных, их взаимосвязи с природными явлениями и ответственного отношения к уникальному миру природы.

Задачи:

  • закладывание фундамента познавательной активности и интереса к окружающему миру природы;
  • обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях  зимующих птиц, их поведения, внешнего вида, способов передвижения, питания, образа жизни;
  • формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии зимующих  птиц (живых организмов) со средой обитания;
  • Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • развитие связной речи, обогащение словаря детей, образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,;
  • воспитание бережного отношения к природе, умения ответственно ухаживать за птицами;

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформируются элементарные научные экологические знания о зимующих птицах;
  • Повысится познавательный интерес и потребность в самостоятельном изучении мира природы;
  • Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
  • Будут заложены основы безопасности и экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям;
  • Пополнится словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности и повадки персонажей произведений.

Продукты проекта:

  • Спектакль по мотивам одноименной сказки Прописновой Т.З. « Домик для птиц».

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

Сроки реализации

  • Подбор и изучение методической, специальной литературы по выбранной теме проекта.
  • Разработка замысла проекта, формулирование задач, плана действий, согласование способов совместной деятельности с детьми.
  • Подбор книг, иллюстраций о птицах.
  • Разработка конспектов ОД, сценария для постановки спектакля «Домик для птиц».
  • Подготовка консультаций для родителей: «Они зимою рядом с нами», «Если не мы, то кто?»

Обсуждение целей и задач проекта с родителями, обозначение  их роли в  его реализации.

13.01. – 19.01.

2020г.

Формирующий этап

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие

с родителями

Сроки

реализации

  • Формулировка целей и задач проекта
  • Создание проблемной ситуации:

Почему не все птицы улетают в теплые края?

  • Тематические занятия
  • Беседы
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Дидактические игры
  • Словесные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Чтение художественной литературы
  • Свободная деятельность детей
  • Постановка спектакля « Домик для птиц»
  • Привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг совместно с детьми.
  • Изготовление:
  • атрибутов и костюмов к играм и спектаклю «Домик для птиц»;
  • афиши к спектаклю.

20.01. –23.02.

2020г.

Итоговый этап        

  • Показ  спектакля «Домик для птиц» родителям и детям детского сада.

Паутинка проекта

Образовательные области

Виды совместной деятельности

РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ

ООД

составление рассказа:

по картине «Прогулка в зимнем лесу»

 «Они зимою рядом, помочь им выжить надо!»

  • с использованием мнемотаблицы 
  • по серии картинок «Мерзнут пташки за окном» (Приложение 2)

Чтение рассказа Л. Н. Толстого  «Умная галка» с элементом экспериментирования (Приложение 4)

Беседы:

«Они остаются с нами»

«Сытому морозы не страшны»

Дидактические игры:

 «Найди кто лишний» (птицы, звери)

«Кто улетел?»

Словесные игры: 

«Назови ласково»

«Угадай, кто поет»

«Придумай дальше»

«Доскажи словечко»

«Один – много»

«Скажи наоборот»

Игра с мячом «Подбери действие»

Игры-этюды, импровизации с целью отработки диалога, выразительности в речи.

Чтение художественной литературы

В. А. Сухомлинского  «О чем плачет синичка?»,

Н. Сладков «Еловая каша», «Бюро лесных услуг»

Е. Чарушин  «Воробей»

Б. Павлов «Кто поет в зимнем лесу»

Ю. Дмитриев «Снегирь»

Стихи о зимующих птицах

Пословицы, поговорки, скороговорки и чистоговорки

Пальчиковые игры

ПОЗНА

ВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ

                                               ООД

«Почему не все птицы улетают в теплые края?» (Приложение 1)

«Наши пернатые друзья»

«Лесной строитель»

Беседы:

«Какую пользу приносят птицы?»

«Поможем птахам»

Викторина «Что мы знаем о них?»

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий о зимующих птицах

 Конструирование:

геометрические фигуры, счетные палочки - «Что нам стоит дом построить и того кто в нем живет!»,  «Такие разные птицы!»

Поисково-исследовательская деятельность:

Просмотр

презентаций:

«Городские жители»,  «Зимние птахи леса»;  

мультфильма:

«Серая шейка»

«Высокая горка»

Режиссер: Леонид Амальрик, Владимир 1951г.

Цикл наблюдений:

  • за воробьями
  • воронами
  • сорокой, синицей (с родителями)

Экспериментирование:

«Волшебное перо птицы»

Ситуативная беседа:

«Разговор по телефону»

Дидактические игры:

«Найди зимующих птиц»

«Третий лишний»

«Кто что любит?»

«Сложи и отгадай»

 Пальчиковые игры

СОЦИАЛЬНО-

КОММУНИКА
   ТИВНОЕ
 РАЗВИТИЕ

 Сюжетно-ролевые игры: 

«В лес на прогулку»,  «Ветлечебница»

Беседы, обсуждения: 

Игры по безопасности:

«Правила поведения в лесу», «Как бы ты поступил?»

ХУДОЖЕСТ

ВЕННО - ЭСТЕ            ТИЧЕСКОЕ

   РАЗВИТИЕ

Художественное творчество

ООД

Лепка: 

«Воробушки прилетели, на кормушку все уселись»

Аппликация:

«Зимний гость» (Снегирь)

Рисование: 

«Совушка – сова, большая голова»

«Осторожно! Кошка!»

Ручной труд:

«Воробей» (пластилин и контейнер от киндер - сюрприза)

- работа с трафаретами и шаблонами

- раскрашивание, штрихование.

- Изготовление реквизита:  афиши, билеты  для сюжетно-ролевых игр и к показу сказки «Домик для птиц». (Организация совместной деятельности в форме творческой мастерской).

Театр и музыка

Пение и слушание песен:

 Песня «Воробей»  (В. Гречик,  А. Чельцова)

«Воробушек» (Эльвира Воронова)

«Птичкам холодно зимой» (Настя Годунова)

«Кто такие птицы»

Театрализованные игры:

Игра-имитация: «Пойми меня», «Озорной воробей»

Игры с движением: «Представьте себя…»

Постановка спектакля «Домик для птиц» (Приложение 3)

Чтение сценария сказки, коллективное обсуждение.

Этюдные импровизации.

Разучивание диалогов  и монологов персонажей.

Слушание музыки, разучивание танцев.

Игры с театральными куклами в качестве актера.

ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ

Подвижные игры

Физкультминутки

Самостоятельная деятельность детей

Книжный уголок: 

Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?», Н. «Еловая шишка», Э. Шим «Как воробей теплый угол искал», Н. Калининой «Про птиц»,

М. Горький « Воробьишко», М.С. Пляцковский «Отчего галка черная»,

Ирис Ревю «Возвращение на родину»

А. Барто «Синица» А. Яшин «Покормите птиц зимой»;

Иллюстрации о зиме, птицах,

Центр игры: 

Создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр.

Центр дидактических и развивающих игр: 

«Составь картинку»,  «Разложи по порядку»,  «Найди пару»

Центр творчества: 

- Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера.

- Игры:

Центр театра:

- Мягкие игрушки, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного.

- Аудиозапись «Звуки леса», «Пение птиц»

- Шапочки-маски птиц, зверей.

- Костюмы и атрибуты для  сказок.

Центр конструирования:

Конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего».

Взаимодействие с семьей

- Изготовление печатных консультаций по темам: «Зимующие птицы», «Они зимою рядом с нами», «Если не мы, то кто?»

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, детских костюмов для спектакля, оформления группы к возвращению пернатых друзей;

- совместные походы в парк, лес детей и родителей

Вывод

Многолетняя практика работы доказала эффективность использования проектной деятельности, так как позволяет создать единое образовательное пространство, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих и познавательных способностей детей, креативности, их личностному росту. А принцип интеграции обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами, явлениями и требует отбора содержания проекта и проявление творческой активности педагога.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Заключение

Проделанная в ходе проекта работа, получалась интересной, увлекательной и дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в духовно-нравственном развитии детей.

Дети:

  • с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические, театрализованные и подвижные игры;
  • узнали о характерных признаках и некоторых особенностях образа жизни  птиц в холодное время года, о роли человека в их жизни в данный период;
  • свои впечатления, полученные эмоции, дети передавали в играх, продуктивной и театрализованной деятельности;
  • научились вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов птиц;
  • проявляли осознанно – правильное отношение к птицам, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия жизни;
  • стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, коммуникативные навыки, познавательная активность.
  • овладели  навыками экологически грамотного  поведения в природе в рамках данной темы.

Родители:

проявляли инициативу и творчество в изготовлении поделок и рисунков, принимали активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в изготовлении костюмов для спектакля.

Список литературы:

  1. Громова О.Г., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
  2. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
  3. Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие. – М: Педагогическое общество России, 2006. – 112 с.
  4. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2005. – 248 с.
  5. Лисеев И.К. Философские обоснования экологического образования в эпоху нано технологий.  М.: - Канон+, 2014. - 327 с.;
  6. Лыкова И., Рыжова Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: - Цветной мир; 2012 г., 144 стр.
  7. Николаева С. Методика экологического воспитания дошкольников: - Академия; 2012 г., 224 стр.
  8. Николаева С. Теория и методика экологического образования дошкольников: - Академия; 2013 г., 272 стр.
  9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо-

вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

  1. Прописнова Т.З. Круглый год нас праздник ждет. Сценирии утренников для дошкольников. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВЛТ, 2008. – 192 с.
  2. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» М.: «Карапуз-дидактика», 2005. — 192 с.
  3. Соломенникова О. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада Мозаика - Синтез, 2012 г.
  4. Серебрякова Т. Экологическое образование в дошкольном возрасте: - Академия; 2011 г., 208 стр.
  5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
  6. Шорыгина Т.А. Птицы.Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"

Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...

Образовательный проект "Давайте вместе сохраним елочку!"

                Участие ребят, воспитателей и  родителей  в  данном  проекте сплачивает коллективы детей и взрослых, заставляет разви...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие "Зимующие птицы" (С использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: познакомить детей  с жизнью зимующих птиц.Задачи:- формировать у детей представление о зимующих птицах;- продолжать формировать умение различать предметы по размеру;- развивать познавательн...

Летний образовательный проект "Давайте познакомимся" для детей 3-4 лет

летний образовательный проект для детей 3-4 лет...

Образовательный проект "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ - ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Цель:формирование элементарных научных знаний о мире животных, природных явлениях и ответственного отношения к уникальному миру природы.Задачи:закладывание фундамента познавательной активности и интер...

Образовательный проект "Давайте поиграем в Театр"

Представлен совместный долгосрочный проект воспитателя и учителя-логопеда "Давайте поиграем в Театр". Проект направлен на создание оптимальных условий для совершенствования речевых умений и ...

Презентация образовательного проекта «Давайте знакомиться – Зимующие птицы!»

laquo;… логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей» К. Ушинский...