Познавательно-исследовательский проект в старшей группе на тему: «Плоды и семена»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Дети растут, видя, как разрушается окружающая среда, а ситуация становится непоправимой. Поэтому вместе сажайте клубнику, готовьте лекарства из трав, нарисуйте восход солнца. Покажите детям доказательство того, что за каждый акт разрушения они могут посеять семя красоты, пусть даже маленькое. (Николетт Соудер)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plody_i_semena_proektnaya_deyatelnost.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в старшей группе

на тему:

«Плоды и семена»

                                            Составила и провела:

воспитатель Ермолаева Т.Ф.

                                             

2022 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Плоды и семена»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Группа

Старшая группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

     Дети растут, видя, как разрушается окружающая среда, а ситуация становится непоправимой. Поэтому вместе сажайте клубнику, готовьте лекарства из трав, нарисуйте восход солнца. Покажите детям доказательство того, что за каждый акт разрушения они могут посеять семя красоты, пусть даже маленькое. (Николетт Соудер)

Цель проекта

Формировать представление у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии плодов и семян, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов, для роста которых необходимы определенные условия: свет, тепло, влага, почва.

Учить классифицировать плоды по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.

Вызывать интерес к исследовательской деятельности, экспериментировать с семенами.

Воспитательные задачи:

Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.  

Развивающие задачи:

Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

Ожидаемые результаты

  • Расширятся знания детей о плодах и семенах, их роли в природе и в жизни человека;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде. 

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование телевизора для просмотра познавательного видео и мультфильмов о камнях;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

•   Выставка детских работ, поделки и композиции из природного материала «Чудесница природа»;

  • Коллекции плодов и семян, собранные родителями вместе с детьми по данной теме.

•   Тематическое занятие «Дары растений человеку».

Содержание проекта

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, связанные с тематикой проекта

Сотрудничество с родителями:

Совместный с детьми сбор и оформление коллекции плодов и семян; оформлении гербария цветов и листьев; выполнение поделок и композиций из природного материала для выставки.

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии плодов и семян, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов, для роста которых необходимы определенные условия: свет, тепло, влага, почва.

Учить классифицировать плоды по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.

Расширить представление  об объектах природы (лес, поле, парк, сад и огород), формирование знаний о причинно-следственных связях.

Вызывать интерес к исследовательской деятельности, экспериментировать с семенами. Прийти к выводу, что семена – «живые» (дышат, набухают, из них зарождается растение).

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Рассматривание альбомов: «Деревья и кустарники», «Цветы», «Плоды и семена», «Лекарственные растения», «Природные объекты».
  •  Беседы: «Что такое растение?», «Строение растений», «Плоды», «Какие бывают плоды?», «Семена», «Способы распространения семян», «Что нужно для прорастания семян?», «Значение плодов и семян для человека», «От семени до растения», «Интересно это знать».
  • Целевые прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Наблюдение за деревьями, цветами, лекарственными растениями.
  •  Загадывание загадок о деревьях, цветах и плодах.
  • Экспериментирование 

«Опыты с семенами».

Доказать, что:

- для роста, растениям необходима вода, свет, почва;

- семена – живые, дышат (образование пузырьков воздуха в воде);

- в воде семена набухают (увеличиваются в размере) и прорастают;

- быстрее прорастут семена, которые перед посадкой были в воде;

- особенности приспособлений семян для их распространения (крылатки, летучки, крючки, зубчики, липучки, вкусная мякоть).

 Дидактические игры  «Дерево и плод», «Узнай плод», «Соберите плоды в корзинку», «Как распространяются плоды?», «Вершки и корешки», «Во в саду ли в огороде», «Детки с ветки», «Выложи цепочку», «Подбери картинку».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры:

«В саду», «В поле», «Уборка зерновых», «В лесу», «Огород».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания сюжетных картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение словаря по теме «Плоды и семена»; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Посадила зернышко», «Чудо фрукт», «Прогулка в лес». Рассматривание пейзажей с изображением леса, сада, огорода, поля, составление описательных рассказов.

Составлении из серии сюжетных картин рассказ «Полевые работы», «Дети выращивают помидоры».

  • Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Скажи одним словом», «Что сначала – что потом», «Наоборот», «Сочиним рассказ или сказку», лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Овощи и фрукты».
  • Составление описательных рассказов о фруктах и овощых.
  • Чтение художественной литературы. 

Загадки о плодах, деревьях, овощах и фруктах.

  • Чтение и заучивание стихотворений о семенах: «Семена» Ранджелович С., «Шел сеятель» Жемчужников А., «Три сына» Миролеева Е., «Зелены у мая волосы» Сухорукова М.
  • Чтение произведений:  

Русская народная сказка «Как коза избушку строила», «Бобовое зернышко», украинская сказка «Колосок», А.Шнайдер сказка Г.Х. Андерсон «Пятеро из одного стручка», «Волшебное семечко», «Сказка о подсолнечном семечке», экологическая сказка «Семечко».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Передавать в рисунке красоту окружающей природы осенью; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки, волнистые линии, отпечатывать; развивать эстетическое восприятие.  Совершенствовать умение аккуратно наносить клей на детали аппликации (высушенные листья и цветы), соблюдать композицию.

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.  Способствовать развитию творческого потенциала детей и их родителей.

  • Драматизация сказки: «Как коза избушку строила».
  • Разучивание песен: «Урожай собирай», «Осенние подарки».
  • Рисование: «Осень» (нетрадиционная техника рисования – «отпечатывание листьев»), «Осенний натюрморт».
  • Аппликация: «Красивая композиция» (аппликация из высушенных листьев и цветов)
  • Конструирование из природного материала: «Лесные жители».
  • Просмотр мультфильмов про хомяка и суслика, «Чиполлино»,

и познавательное видео для детей про плоды и семена.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: «Груша», «Кто найдет быстрее березу, липу, тополь, ель и дуб», «Каких листьев больше?», «Послушные листья», «Найди, где спрятано», «Шишка – камешек».
  • Пальчиковые игры: «Осень», «Осенний букет», «Деревья в лесу», «За ягодами», «Белка», по теме: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень».
  • Физкультминутки: «Сад», «Фрукты», «Яблоко», «В саду фруктовом», «Овощи», «Ах, какой же урожай», «Спрятались на грядке ловко», «Во дворе растет подсолнух», «На огороде», «Овощи и фрукты», «За малиной», «По ягоды», «В землю зернышко упало», «Собираем урожай», «Вот полянка», «Репка», «Клен».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- собрать и оформить коллекцию плодов и семян;

- участие в выставке гербариев листьев и цветов, подборка иллюстраций, литературы;

- выполнение поделок и композиций из природного материала «Чудесница природа».

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников конкурсов (дипломы).

•        Подведение итогов проекта, оформление папки.

Дети знают и называют:

- Виды плодов и семян, особенности их распространения;

- Роль плодов и семян в жизни природы и человека;

- Профессии геолог и шахтер, инструменты и техника, используемая ими;

- Дети стали более самостоятельны;

- В свободной деятельности широко применяют игры, связанные с темой;

- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление коллекций плодов и семян;

-  Оформление выставки «Чудесница природы»;

-  Тематическое занятие «Дары растений человеку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД с дошкольниками в старшей группе «Правила жизни в семье»

Работа представляет собой план-конспект  непосредственно образовательной деятельности по областям :  «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» для детей ст...

Праздник в старшей группе "Моя большая дружная семья"

Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность; обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное  общение.П...

сценарий праздник в старшей группе "Нет ничего моей семьи дороже"

Сценарий праздника с родителями в старшей группе "Нет ничего моей семьи дороже, с использованием информационно-технических средст обучения (презентации)...

Занятие в старшей группе "Я и моя семья"

Одно из занятий цикла по формированию навыков общения и произвольной регуляции эмоционального состояния в старшем дошкольном возрасте...

Интеллектуальная игра для старшей группы "Я и моя семья"

Данное мероприятие содействует воспитаию доброго отношения, любви и уважения к членам семьи, обогащению словарного забаса детей....

Паспорт проекта в старшей группе "Я и моя семья"

Работа над проектом   поможет дошкольникам понять значимость семьи, ее ценность для каждого человека. Воспитает в  детях интерес к и...

Открытое занятие, старшая группа "Моё имя, моя семья"

Данное занятие помогает детям старшего дошкольного возраста выражать свои чувства к окружающим их людям, к своему собственному имени....