Паспорт экологической тропы
методическая разработка по окружающему миру

Сайкина Ольга Сергеевна

Всем очень интересно путешествовать по нашему экологическому маршруту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx473.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №18»

Паспорт экологической тропы

разработала: воспитатель Сайкина О.С.

2022

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

МБДОУ «Д/с №18»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ «Д/с №18»  - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления, об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное  - появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

ФОРМЫ МЕТОДЫ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ:

- экологические беседы;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- уроки мышления;

- экологические конкурсы;

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- клуб исследователей природы;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение календарей природы;

- коллекционирование;

- экологические выставки и экспозиции;

- день (неделя) экологического творчества;

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения : МБДОУ «Д/с №18»

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года

Краткое описание границ маршрута: 

начало маршрута от «Колодец», рядом с которым живет Белочка -хозяйка тропы, затем движение по территории детского сада: «Береза»,  «Ёлочка и её подружки», «Птичья столовая», « Метеостанция», «Водоем», «Огород»,

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе

- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром

- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.

- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

- развитие восприятия красоты;

- заложение этических и нравственных основ;

- расширение кругозора;

- развитие творческого потенциала;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование двигательной активности;

- развитие внимания, воображения, фантазии.

СТРУКТУРА:

Экологическая тропа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:

- познавательная деятельность;

- развитие художественно-эстетической культуры;

- организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  РАБОТЕ  НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ТРОПЕ

Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним - двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы.

Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Белочки, который предлагает решить какую-то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.

Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Важно: материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса, только тогда экологические знания будут усвоены детьми.

Работа на экологической тропинке может быть разнообразной. Можно организовать серию кратковременных наблюдений за разными объектами, удачным будет включение детского экспериментирования. Целесообразно проведение предметных и словесных дидактических игр. Например: «Раз-два-три, к дереву (кустарнику) беги!», «С чьей ветки детки». На многих видовых точках можно запланировать организацию трудовой деятельности, проведение элементарных природоохранных акций («Живая ёлочка - зелёная иголочка», «Птичья столовая» и т. д.). Наконец, можно провести целевую прогулку и экскурсию. Они будут особенно интересны, если путешествуя от одной видовой точки к другой, дети выполняют задание педагога или сказочного персонажа.

Т.о., экологическая тропинка является компонентом развивающей предметной среды ДОУ и может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков общения с природой, а также эмоционально-положительного отношения к ближайшему природному окружению.

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

1.«Хозяин тропы»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_172624.jpg

Педагог обращает внимание детей на колодец, разные цветы рядом с  колодцем, фигурку белочки. Рассказывает детям, что белочка является хозяйкой экологической тропы. 

2.«Русская берёзка»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_172712.jpg

Цель создания данного объекта: создать условие  для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;   формировать чувство бережного отношения к природе.

3.«Ёлочка и её подружки» 

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_172739.jpg

Цель. Знакомство детей с такими растениями, как: ель, можжевельник, барбарис, самшит. Учить бережному отношению к растениям.

4. «Птичья столовая»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_160315.jpg

ЦЕЛЬ: продолжать наблюдать за зимующими птицами, обобщать полученные знания, вызывать интерес к живой природе.

5. «Метеостанция». 

E:\Ладошки 2018)\IMG-20190820-WA0006.jpg

«Метеостанция» - площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)

 При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, - все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

Дождемер - прибор для измерения количества осадков.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра

6.«Розарий»

E:\Ладошки 2018)\20190530_102832.jpg

Характеристика объекта

Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.

На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

7. «Водоем»

C:\Users\Maaster\Documents\20200427_160519.jpg

 Формировать знания детей о водоемах. Воспитывать интерес к воде.

8. «Огородик»

E:\Ладошки 2018)\20190517_103810.jpg

На территории детского сада есть объект - «Огородик».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт экологической тропинки

Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21...

Паспорт экологической тропы ДОУ.

Представлены объекты экологической тропы и основные задачи этих объектов....

Паспорт экологической тропы

Описание экологических троп на территории детского сада , цели и задачи её создания. Экологическое воспитание дошкольников....