Опытно-экспериментальная деятельность "Снежинка" Подготовительная к школе группа №1 с тяжелыми нарушениями зрения
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лебедева Светлана Вячеславовна

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытно-экспериментальная деятельность. Такая  деятельность позволяет ребенку создавать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях. Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного. Все это систематизирует представления детей об окружающей действительности, делает изучение окружающего мира интересным и наглядным. Помогает сформировать у детей правильные представления о природных объектах и явлениях в их взаимосвязях, развивает мышление, память, речь, воображение, воспитывает эстетические чувства.  Здесь важно направить интерес ребёнка для осуществления поиска необходимой ему информации и способах достижения цели исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (дошкольное отделение) Опытно-экспериментальная деятельность «Снежинка» Подготовительная к школе группа №1 с тяжелыми нарушениями зрения Выполнил: воспитатель Лебедева С.В. Москва 2022г.

Слайд 2

Проект «Снежинка» Тип проекта: исследовательский Продолжительность: краткосрочный Сроки реализации: январь 2022 г. Участники проекта: дети, педагог, родители.

Слайд 3

Актуальность Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытно-экспериментальная деятельность. Такая деятельность позволяет ребенку создавать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях. Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного, услышанного. Все это систематизирует представления детей об окружающей действительности, делает изучение окружающего мира интересным и наглядным. Помогает сформировать у детей правильные представления о природных объектах и явлениях в их взаимосвязях, развивает мышление, память, речь, воображение, воспитывает эстетические чувства. Здесь в ажно направить интерес ребёнка для осуществления поиска необходимой ему информации и способах достижения цели исследований.

Слайд 4

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи : - р асширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями, знакомить с явлениями неживой природы; - формировать умение детей в ходе экспериментирования определять причинно-следственные связи ( снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд . ); - п родолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда; - о богащать чувственный опыт детей; - развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; - учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; - обогащать словарный запас детей; - воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, желание заниматься, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Слайд 5

Предполагаемые результаты: - у детей будут сформированы представления о свойствах снега(белый, рыхлый, хрустящий, липкий, тает в тепле),об особенностях его внешнего вида; - дети приобретут новые знания о свойствах льда (хрупкий, твердый , тает в тепле, не тонет в воде), а так же об условиях возникновения льда и способах его получения; - проявление интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности; умение устанавливать причинно-следственные связи; о богащение знаний у детей об экспериментальной деятельности, пробуждение интереса к окружающему миру.

Слайд 6

Этапы проекта Подготовительный: -сбор информации по теме, р азработка плана реализации проекта; в ыявление уровня знаний у детей о снеге, льда; -подбор методической литературы; - информирование родителей о проектной деятельности. Практический: -подвижные, речевые, дидактические, словесные игры; -чтение художественной литературы про снег, лёд; -н аблюдения на прогулке; -п роведение бесед о свойствах льда и снега; -составление и создание опытов, экспериментов со льдом, снегом; - взаимодействие с родителями посредством консультаций; Заключительный: Выставка творческих работ.

Слайд 7

Содержание проекта Чтение художественной литературы: И. Суриков «Зима»; Русская народная песня «Как на тоненький ледок…», С.А. Есенин «Белая береза»; А. Усачева «Снежинка»; Русские народные сказки: «Два мороза», «Морозко», В.Осеева «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; разгадывание загадок. Словесные и дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку» «Из чего- какой» (горка из снега –снежная, сосулька из льда-ледяная), «Когда это бывает»; «Выбери нужное»; «Где снежинки?», «Узнай по описанию». Подвижные игры «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снежный ком», «Метелица», «Что нам нравится зимой». Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам», катание на санках. Игры со снегом и льдом на прогулке : «Постройка снеговиков »; «Метание снежков»; «Снежный ком». Наблюдения з а зимними природными явлениями ( снег, снегопад, лёд, гололед); з а сугробами на улице, з а образованием сосулек, з а оттепелью. Беседы : «Почему снег хрустит», «Осторожно, гололед», «Что будет, если одеться не по погоде», Беседа о правилах поведения на улице зимой; . Опыты и эксперименты со снегом и льдом: «Свойства снега»; « Наблюдение за таянием снега, «тонет, не тонет »; «Что быстрее растает»; «Льдинка, растай», «Форма льда и снега», «Разноцветный лед». Творческая мастерская: « Снеговички » , «Снежинки», «Деревья в инее»(аппликация, лепка, пальчиковые краски)

Слайд 8

Проблемная ситуация На зимней прогулке детям было предложено слепить снеговика. Во время лепки дети удивились, что снег хрустит, легко налипает на варежки, а вот в ладошках он тает. Дети заинтересовались: От куда берется снег? Как появляются снежинки, почему они пушистые, холодные? Приносят они пользу или вред? И мы решили разобраться в этих вопросах и узнать всё о снеге и льде. Что мы знаем? Что хотим узнать? Снег пушистый и холодный. Откуда берутся снежинки ? Снег это множество снежинок. Чем полезен снег зимой окружаюей природе? Почему снег тает в ладошках и превращается в лед, а затем в воду?

Слайд 9

Чтение художественной литературы:

Слайд 10

Игра «Оденем куклу на прогулку» Цель: почему зимой нужно тепло одеваться. Вывод: мы выяснили, что без теплой одежды мы замерзнем и неотъемлимыми атрибутами в зимней одежде являются шарф, шапка, варежки, а так же закрепили последовательность одевания.

Слайд 11

Опытно-экспериментальная деятельность

Слайд 12

Играем и наблюдаем за снегом Цель: наблюдение и игры со снегом на прогулке. Предложить детям поиграть со снегом, слепить снеговика. Рассмотреть его, потрогать на ощупь в ладошках и варежках и определить, почему в руках снег тает быстрее. Вывод: На улице зимой температура низкая, следовательно снег легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, рассыпчатый. Но, если снег окажется на ладошках он начнет таять, потому что она теплая. А, еще из нега можно лепить снеговиков.

Слайд 13

Рассматривание снежинок Цель. Что такое снежинки. Откуда они берутся. Беседа с детьми о снеге и снежинках. Предложить рассмотреть муляж снежинок. Вывод . Снег это множество снежинок. Снежинки состоят из воды, водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод и сразу же превращаются в кристаллы различной формы. Это множество кристаллов-снежинок падают на землю, образуя снег. Когда мы на них наступаем они ломаются и создают скрипуче-хрустящий звук.

Слайд 14

Опыт «Свойства снега» Цель. Опреде лить свойства снега. Рассмотреть снег на ощупь и определить какой он по качеству. Вывод . С нег белый, холодный, мокрый, липкий , плотный из него легко слепить комки, так как в теплом помещении состояние снега меняет свое свойство. На улице температура ниже, следовательно снег легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий, рассыпчатый.

Слайд 15

Опыт « Наблюдение за таянием снега », «тонет, не тонет» Цель. Определить, при каких условиях тает снег(в воде, в сухой емкости ) проследить, как состояние снега меняется во время таяния . Во что он превратится. Предложить детям поместить снег в емкость с водой и сухую емкость и пронаблюдать как он тает. Вывод . Снег тает под воздействием теплой температуры , а так же в воде, но быстрее тает в воде, чем в сухой емкости и превращается в воду. Так же выяснили ,что снег не тонет в воде.

Слайд 16

Опыт «Определение свойства льда» Цель. Изготовить лед , о пределить свойства льда. Предложить детям заморозить растаянный снег и посмотреть во что он превратится. Рассмотреть лед на ощупь и определить какой он по качеству, а так же что произойдет со льдом при изменении его температуры. Вывод. Мы выяснили, что лед это замороженная вода. Он холодный, гладкий, твердый, скользкий, прозрачный и при высокой температуре тает как и снег, превращаясь в воду.

Слайд 17

Опыт «Что быстрее растает» Цель. Определить что быстрее растает лед или снег. Предложить детям поместить снег и лед в разные емкости и наблюдать время их таяния. Вывод . Мы выяснили, что в тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.

Слайд 18

Опыт «Льдинка, растай» Цель. Определить при каких условиях лед тает быстрее. Предложить детям растопить льдинку в ладошке и в емкости. Вывод . Мы определили, что лед тает при разных условиях. В ладошке он тает быстрее, потому что она теплая, а в емкости медленнее и превращается в воду.

Слайд 19

Опыт «Форма снега и льда» Цель. Определить форму снега и льда. Предложить детям поместить снег в ведро, а воду заморозить в формы, чтобы получился лед. Вывод . Мы определили, что снег и лед не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.

Слайд 20

Опыт «Разноцветный лед» Цель. Окрашивание льда. Предложить детям, используя разноцветные краски, сделать разноцветный лед. Вывод. Мы выяснили, что лед это замороженная вода. Если предварительно окрасить воду, а затем ее заморозить, то получится разноцветный лед,.

Слайд 21

Творческая мастерская На занятиях по творчеству мы изготовили снеговиков, снежинку , деревья в снегу .

Слайд 22

Результаты проектной деятельности Исследовательская деятельность вызывала огромный интерес у детей, предоставила ребенку возможность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты со снегом и льдом, где дети узнали, что такое снег, откуда берутся снежинки, а так же выяснили: - Общие свойства снега и льда: холодные на ощупь, сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду, не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают. -Различия снега и льда: снег белый и рыхлый, а лед прозрачный и хрупкий. Участие в создании творческих работ, а так же лепка снеговиков и фигурок из снега во время прогулок на тему проекта. Консультация для родителей: «Экспериментируем дома -опыты со льдом и снегом», «Осторожно-гололед»; информационный стенд для родителей на тему «Зима». Обогатились знания детей и родителей об экспериментальной деятельности. Пробужден интерес к окружающему миру.

Слайд 23

Список литературы. А . И. Иванова « Наблюдения и эксперименты в детском саду». Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность». Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». В. А. Дергунская , А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Н.А Рыжова «Исследования природы в детском саду». К.Ю. Белая «Образовательные проекты в детском саду». А.А Вахрушев,Е.Е . Кочемасова , Ю.Я. Акимова «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности подготовительной к школе группы

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...