Исследовательский проект "Арктика-царство снега и льда!" с детьми старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Петровна

Исследовательский проект "Арктика-царство снега и льда!" с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_arktika_tsarstvo_ssnega_i_lda.docx528.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида № 15 с приоритетным осуществлением деятельности        по социально-личностному направлению развития воспитанников» городского округа Красноуфимск

_______________________

623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Советская, 49А, тел.: (834394) 2-15-04,

e-mail: super.mkdou.15@ yandex.ru

Исследовательский проект:

«Арктика-царство льда и снега»

                          

Составители:

дети, родители, воспитатели

подготовительной группы

г. Красноуфимск

2018 год

Тема: Живой мир Арктики.

Идея возникновения проекта

Совсем недавно был реализован исследовательский проект «Какие животные обитают в наших лесах? Перейдя к следующей лексической теме «Арктика». Дети захотели точно также исследовать Арктику.

Перед началом реализации проекта использовали модель трёх вопросов:

Что вы знаете  о лесных животных?

Что хотите узнать?

Как узнать?

В Арктике живут белые медведи, моржи, песец, тюлени, северные олени, полярные волки и зайцы, белые киты.

В Арктике очень холодно.

В Арктике много снега и льда.

Какие растения растут в Арктике?

Какие птицы живут в Арктике?

Какие рыбы живут в морях?

Что такое Арктика?

Спросить у родителей.

Посмотреть в компьютере?

Посмотреть в книге или энциклопедии.

Посмотреть передачу по телевизору.

Позвонить людям (специалистам).

Провести опыт или эксперимент.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Срок реализации проекта: с 12 января по 19 января  2018 года

Значимость проекта: Дети подготовительной группы детского сада имеют недостаточные представления о животных Арктики, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа.

Участие детей в проекте «Живой мир Арктики» позволит обогатить знания и представления о животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей, птиц, морских животных, растений.  Будет развиваться  связная речь, творческие способности детей и исследовательские навыки. Также научит детей дошкольного возраста беречь и охранять природу.

Актуальность: Арктика – удивительное место холода, снега и льда. Большая часть его покрыта снегом и льдом. В этом месте расположен Северный полюс. Весьма богатая точка Земли, своим разнообразием животного мира и растений. Детям будет интересно «познакомиться» с Арктикой, узнать её природный мир.

В ходе беседы выяснилось, что дети не знают, что такое Арктика, а также знают мало обитателей Арктики. Поэтому мы с детьми подготовительной группы и родителями решили реализовать исследовательский проект «Живой мир Арктики»

Объект исследования:  Арктика.

Предмет исследования: Природный  мир Арктики.

Проблема: Какой природный мир Арктики?

Цель: узнать о природном мире Арктики.

Задачи:

•        расширять представления детей об Арктике как самом холодном континенте Земли;

•        расширить представления о животном и растительном мире Арктики;

•        создать обстановку общей увлечённости и творчества;

•        развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей;

•        прививать любовь к природному миру Арктики и бережное отношение ко всему живому на Земле;

•        формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе;

•        повышать познавательный интерес у детей подготовительной группы;

•        способствовать формированию навыков коллективной работы.

Гипотеза исследования: если дети познают природный мир Арктики, то будут ценить, бережно относиться ко всему живому в природе.

Интеграция ОО по задачам и содержанию:

•        Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

•        Образовательная область «Физическое развитие»:

•        Ведущая образовательная область «познавательное развитие»:

•        Образовательная область «Речевое развитие»:

•        Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

Формы реализации проекта:

•        Непосредственно – образовательная деятельность

•        беседы

•        творческие мастерские

•        игры

•        составление рассказов-описание.

Продукты проекта:

Макет Арктики.

Игра на кругах Луллия «Животные Арктики»

Планируемый результат:

•        расширятся представления детей дошкольного возраста о природном мире Арктики;

•        повысится уровень детской любознательности и познавательного интереса;

•        воспитание любви и бережного отношения к живому миру;

•        дети научатся находить нужную информацию, фиксировать, находить главные мысли;

•        научатся классифицировать, формулировать гипотезы, видеть причинно-следственные связи;

•        научатся делать умозаключения и выводы;

•        научатся составлять рассказы и рассказывать факты по опорным картинкам (пиктограммы).

        Цели и задачи, указанные в исследовательском проекте были достигнуты и выполнены детьми.

Этапы реализации проекта:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

СРОКИ

Сделать методическое пособие «Кольца Луллия»

11 января

Подборка дидактических игр для детей дошкольного возраста

12 января

Подборка художественной литературы, информационных источников об Арктике.

Подборка материала для НОД «Птицы Арктики», «Животные Арктики», «Рыбы Арктики», «Растения Арктики»

Выбор схемы-описания животного «Расскажи-ка»

Подборка картинок с изображением живого мира Арктики.

Карточки с методами исследования.

Организация предметно-развивающей среды

12-18 января

Приготовление бросового, природного материала для изготовления макета «Животный мир Арктики»

15 января

Подборка экспериментов

16 января

Подборка материала к НОД практической деятельности

Подготовка информации на стенд для родителей по выполнению проекта. Фотоотчёт о выполнении проекта.

19 января

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Исследовательская деятельность: какие животные обитают в Арктике?

Составление рассказов о животных Северного полюса с использованием пиктограмм  (РАБОТА С КНИГАМИ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ).

Дидактическая игра-лото «Мир животных».

Рассматривание иллюстраций с изображением Севера.

Беседы «Что такое Арктика», «Животный мир Арктики»

НОД «Знакомство с жизнью народов Севера»

Рассматривание карты мира и атласов.

Чтение рассказа В.П. Катаева  «Цветик – семицветик».

15 января

Дидактическая игра с кругами Луллия «Животные Арктики».

Чтение рассказов народов мира: нанайская сказка «Айога»; ненецкая сказка «Кукушка».

Рассматривание карты «Животный и растительный мир».

Исследовательская деятельность: растения Арктики.

16 января

НОД рисование «Арктика»

Исследовательская деятельность: айсберги и их образование в океане.

Экспериментирование «Полярное сияние»

Проведение экспериментирования «Почему айсберг не тонет?», «Почему животные Арктики не замерзают».

Чтение сказки народов Севера  «Гадазами».

Творческая мастерская: изготовление макета Арктики.

17 января

НОД аппликация «Северный Ледовитый океан и его обитатели».

Исследовательская деятельность: какие моря омывают берега Евразии в Северном Ледовитом океане.

Рассматривание иллюстраций с изображением морской рыбы.

Чтение рассказа Ю. Я. Яковлева «Умка. Четвероногие друзья».

18 января

НОД рисование «Северный полюс»

Творческая мастерская: изготовление макета Арктики.

Чтение сказки народов Севера «Толстый Колькет»

19 января

Составление рассказов детьми о диких животных Арктики (с использованием технологии А.И. Савенкова «Самостоятельная исследовательская деятельность»)

15-19 января

Творческая мастерская: изготовление макета Арктики.

15-19 января

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Игра  на кругах Луллия «Животные Арктики».

Макеты Арктики (тундра и Северный Ледовитый океан).

Представление проекта. Защита.

19 января

Приложение 1

Опыт № 1 (Определение плавучести)

Погружаем наш айсберг в воду. Он утонул?

А как вы думаете, почему? Ведь он такой тяжелый, а плавает в воде, как наш кораблик.

А теперь ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите хорошенько наш айсберг, что можно увидеть внутри него?  /Пузырьки воздуха/

Правильно! Замерзая, лёд становится легче воды. Выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому даже такие огромные айсберги не тонут.

(показываем картинку с айсбергом)

Опыт № 2. Северное сияние

Материалы: фломастеры, салфетка, прозрачный стакан с водой.

Ход опыта: на салфетке фломастером рисуем жирные точки разного цвета в ряд, затем опускаем салфетку в воду.

Получается северное сияние.

Опыт «Почему животные Арктики не замерзают?»

Лист бумаги натереть воском (свечой) , опустить в воду. Достать и пронаблюдать, как на жирном листе исчезает вода.

Приложение  2

Рассказы детей о животных Арктики

Волков Саша, 6 лет.

Тема «Полярный волк»

        Полярный волк живёт в Арктике, в тундре.  Полярный волк  точно такой же волк, как и в наших лесах. Только белого цвета, к лету чуть темнеет.  Живут полярные волки тоже стаями. В каждой стае есть вожак. Стаями охотятся за добычей. Первым нападает на добычу вожак, потом только остальные полярные волки.

        Мать волчиха устраивает себе логово, весной появляются у неё волчата. Она кормит их своим молоком. Потом волчата начинают вести самостоятельный образ жизни. Сами добывают себе пищу, как научила их мать – волчиха.

        Полярные волки питаются леммингами, сусликами, полярными зайцами, птицами, северными оленями. Часто нападают стаями на оленей, а также на овцебыков.

        Полярный волк занесён в Красную книгу.

Медведева Даша, 6 лет.

Тема «Овцебык»

Овцебык – это современник мамонта. У овцебыка густая лохматая шерсть и пуховый подшёрсток. Шерсть длинная, свисает почти до земли. Летом шерсть его начинает линять. Остатки шерсти остаются на камнях и растениях.

У овцебыка есть два больших рога -  бивни. Ими он защищается от врагов и соперников. Есть копыта и горб.

Овцебыки живут группами. В каждой группе от 15 до 20 овцебыков.

Весной у овцебыка рождается детёныш – телёнок. Его мать кормит своим молоком.

Зимой овцебыки питаются растениями, корешками, мхами, которые отрывает своими копытами из –под снега. Летом питается травой.

Также летом овцебыку жарко, он любит ложиться и отдыхать в теньке.

Овцебыки занесены в Красную книгу.

Паршакова Арина, 6 лет.

Тема «Полярный заяц»

Полярный заяц живёт в Арктике, в тундре. У зайцев задние лапы длиннее передних. С помощью таких лап полярный заяц быстро бегает. Умеет запутывать следы. На лапах острые когти. У полярного зайца густой белый мех.

        Полярные зайцы живут группами. Они могут плавать в воде и на льдинах. Продолжительность их жизни – 5 лет.

Зайцы идут на охоту в ночное время суток. Они питаются корешками растений, корой карликовых деревьев, лишайниками, мхами, а летом ещё и ягодами.

У полярного зайца много врагов. Это белая сова, полярный волк, песец и другие животные Арктики.

Пикулева Таисия, 6 лет.

Тема «Белый медведь»

Белый медведь живёт в Арктике, у берегов Северного Ледовитого океана. Очень хорошо умеет плавать в воде и на льдинах. У белого медведя толстый слой подкожного жира. Этот жир защищает от холода.

Зимой самки белого медведя спят в своей берлоге, а самцы не спят. Весной у самки медведицы появляются 2-3 медвежонка. Она их кормит своим молоком. Потом начинает обучать своих детёнышей добывать пропитание.

Питаются белые медведи тюленями, моржами, нерпой и разной рыбой.

У белых медведей есть враги. Это морж, касатка и человек.

Белый медведь занесён в Красную книгу.

Мякушкина Анюта, 7 лет.

Тема «Северный олень»

Северные олени живут в Арктике, в тундре. У северного оленя густой мех, тёплый подшёрсток, который защищает его от морозов. Шерсть северного оленя линяет при смене времён года.  Есть рога, которые являются защитой т врагов.  Северный олень может сбрасывать свои рога, потом вырастают новые.

Северные олени живут стадом. Все вместе выходят на поиск пищи. Питаются северные олени лишайниками, ягелем, разными мхами, травой, грибами. Зимой вырывают своими копытами себе пропитание – мхи, траву из –под снега.

У северных оленей есть враги – волки.

Также северных оленей народ Севера одомашнил. Их люди Севера держат, как домашний скот. Очень ценятся оленьи шкуры. Люди шьют себе из шкур одежду и делают жилище – чум. Люди ведут кочевой образ жизни, вместе с оленями они переходят с места на другое место. Это место называется – стойбищем. Северный олень даёт человеку мясо, сало.

Аксанова Ульяна, 6 лет.

Тема «Песец»

Песец живёт в Арктике, в тундре. Это маленькая полярная лисичка Севера. У песца очень богатый красивый мех. Зимой шерсть белого цвета, а к весне начинает шерсть  линять – становится грязно-бурого цвета. Встречаются и голубые песцы. Ещё песец очень хорошо слышит и чует запахи.

Песцы роют норы с лабиринтами на берегах, в окружении камней делает много ходов. Селятся недалеко от воды.  Зимой песец живёт в своём логове в снегу.

Песец всеяден. Питается мелкими грызунами, особенно леммингами, а также птицами. Питается и рыбой, выброшенной на берег и растительной пищей: ягодами, травами, водорослями (морской капустой), ест падаль.

Летом запасает себе пищу.

Мех песца очень ценится людьми. Люди из его меха шьют верхнюю одежду. Люди Севера даже делают фермы, где разводят песцов.

Донец Андрей, 6 лет.

Тема «Тюлень»

Тюлени живут в Арктике, на берегах и в воде Северного Ледовитого океана. Они хорошо умеют плавать. Живут в воде, иногда выходят на берег. Любят лежать на льду, отдыхать на солнышке. Зимой, когда вода замерзает, тюлень головой продалбливает лёд, потому что можно задохнуться.

У тюленя есть шерсть, она очень короткая. Толстый слой жира под кожей. Всё это защищает его от холода. У тюленя есть ласты, которыми он очень хорошо умеет плавать.

У тюленя есть враг – это белый медведь. Когда тюлень заметит медведя, то сразу уплывает как можно дальше от него.

У тюленя рождаются маленькие детёныши - бельки. Он их выращивает.

Тюлени питаются рыбой, моллюсками и крупными раками.

Катя Лунегова, 6 лет.

Тема «Морж»

Моржи живут в Арктике в Северном Ледовитом океане и на берегу океана. Больше время они проводят в воде, могут выходить на берег отдохнуть.

У моржа есть ласты, с их помощью он хорошо плавает. А ещё есть два бивня, он добывает ими добычу и защищается от врагов. А также они помогают ему забираться на льдины. Есть короткая шерсть и подкожный слой жира. Он защищает его от холода.

Моржи хорошо плавают и трудно передвигаются на суше и льду.

Пищу морж ищет на дне океана. Питается морж морской живностью: раками, моллюсками и рыбой.

Мальцев Архип, 6 лет.

Тема «Белуха»

Белуха – это млекопитающее животное. Вид зубастых китов из семейства нарваловых. Окраска кожи белая, поэтому и назвали их белухами. Детёныши у них тёмно – синие до 1 года, потом белеют. Живут белухи в арктических морях.

Размножаются белухи у побережья. Самцы часто устраивают бои из-за самок. У самок появляются маленькие киты. Она их вскармливает своим молоком.

Питаются белухи рыбой, иногда ракообразными и моллюсками. Еду они не хватают, а всасывают.

Очень часто белухи заплывают на мелководье. Если их не спасти, то они могут погибнуть. Могут попадать в ледовый плен, из-за этого тоже погибают.

Зимой на белух охотится белый медведь. У белухи есть страшный враг – косатка.

Белух отлавливают люди и помещают в дельфинарии.

И другие рассказы о животных…

Литература

1.        Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 159 с. [1, с.148].

2.        Детские энциклопедии

3.        Художественная литература

4.        Интернет-сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Белый снег пушистый..."»

Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к окружающему миру и развитию любознательности у старших дошкольников....

Опыты и эксперименты по теме "Снег" с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыты и эксперименты по теме "Снег" с детьми старшего дошкольного возраста...

Исследовательский проект "Физическое развитие и здоровье"с детьми старшего дошкольного возраста

Проект с детьми старшего дошкольного возраста"Физкультура и здоровье"...

«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «РАЗНОЦВЕТНЫЙ САД – НАЧАЛСЯ ЛИСТОПАД» с детьми старшего дошкольного возраста

«План-конспект   познавательно-исследовательской деятельности«Разноцветный сад – начался листопад»с детьми  старшего дошкольного возрастапо методике Н.А. Коротковой...

Конспект занятия - экспериментирования «Свойства льда» с детьми старшего дошкольного возраста .

Способствовать созданию условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда....

Познавательно-исследовательский проект "В царстве снега и льда!" с детьми старшего дошкольного возраста

Данный проект позволит познакомить детей старшего дошкольного возраста с тематической неделей "Арктика и Антарктида"...