Педагогический проект "Город - наш дом не мусори в нем"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 

 

«Есть такое твердое правило,

— Встал поутру, умылся,

привел себя в порядок — и сразу же приведи

 в порядок свою планету».

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды.

Фундамент экологической культуры и природоохранного сознания составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

      Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.    

     В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

     Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптывание травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке или озере, поле.  Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. Во многих западных странах люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить. Даже в Москве была предпринята попытка вывозить мусор, после того как жители его отсортируют, но успехом не увенчалась – люди по-прежнему выбрасывали мусор, не сортируя его.

Мусор портит эстетический вид. Все люди стараются избавиться от мусора. Одним достаточно выбросить бумажку из кармана, другие, собрав мусор в доме, выбрасывают его на улицу, считая, что там он не будет им мешать

    В дошкольном возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности

Для успешности работы с детьми по экологическому воспитания необходимо применить проектный метод. Данный проект поможет сформировать у дошкольников чувство ответственности за природу родного края.      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_nash_dom_-_ne_musori_v_nem.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта

«Город - наш дом не мусори в нем»

Автор проекта

Пополитова Л.А;

Участники проекта

Дети старшая группы;

Родители (Законные представители);

Воспитатели группы.

Вид проекта

Педагогический, познавательный, краткосрочный

Сроки реализации

11.03. – 20.03.

Цель

Способствование формированию у детей представлений  о мусоре, о методах его переработки и о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи

Способствовать расширению представлений   о взаимозависимости природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

Способствовать  формированию  представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Способствовать  стимулированию  интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Способствовать развитию умения  выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

Способствовать  развитию  воображения, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности

          Привлечение родителей к образовательному процессу.

Этапы работы

  1. Проектирование
  2. Технологическая
  3. Рефлексия

Ожидаемый результат

Умение понимать взаимосвязи в природе и зависимость ее от деятельности человека.

Умение понимать целесообразность вторичного использования мусора.

Умение оперировать имеющимися фактами, делать выводы.

Умение выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых, адекватно воспринимать оценку своего поведения.

Умение выражать свои впечатления в художественной деятельности.

Родитель активный участник образовательного процесса.

Актуальность проекта:

«Есть такое твердое правило,

— Встал поутру, умылся,

привел себя в порядок — и сразу же приведи

 в порядок свою планету».

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды.

Фундамент экологической культуры и природоохранного сознания составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

      Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.    

     В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

     Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптывание травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке или озере, поле.  Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. Во многих западных странах люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить. Даже в Москве была предпринята попытка вывозить мусор, после того как жители его отсортируют, но успехом не увенчалась – люди по-прежнему выбрасывали мусор, не сортируя его.

Мусор портит эстетический вид. Все люди стараются избавиться от мусора. Одним достаточно выбросить бумажку из кармана, другие, собрав мусор в доме, выбрасывают его на улицу, считая, что там он не будет им мешать

    В дошкольном возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности

Для успешности работы с детьми по экологическому воспитания необходимо применить проектный метод. Данный проект поможет сформировать у дошкольников чувство ответственности за природу родного края.      

         

 

Построение проекта:

1 этап: Проектирование

Технологическая карта 1 этапа проекта Концептуальная.

Выявление противоречий

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д.

Формулирование проблемы

На основе   выявленного    противоречия   нами  была сформулирована проблема: каковы педагогические условия для формирования представлений детей дошкольного возраста, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.

Детская проблема

Попытка решить мусорную проблему, что бы помочь природе.

Определение цели проекта

Создание педагогических условий для формирования у детей представлений о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, о взаимозависимости природы и деятельности человека, формировать представления о правильном обращении с мусором, сделав акцент на его раздельном сборе.

Выбор критериев

В ходе реализации проекта мы планируем получить следующие результаты:

-Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе и о взаимосвязях в ней, способах сохранения природных богатств.

-Готовность детей и родителей участвовать в практических делах по улучшению природной среды.

-Осознание детьми и взрослыми значимость социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочного материала, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

-Пополнение ППРС группы за счет создания картотек, подбора иллюстраций и книг, создания атрибутов для игр.

-Разработка методического обеспечения работы с детьми по теме «Раздельный сбор мусора», макет, картотеки дидактических игр и упражнений.

Технологическая карта 2 этапа проекта Моделирующая:

Участники проекта

Дети старшей группы

Родители (законные представители)

Воспитатели группы

ППРС

Создание выставки открыток природа области

Создание макета раздельный сбор мусора.

Подборка дидактических игр по данной теме;

Подбор иллюстраций; картин и фотографий «Загрязнение природы».

Подбор литературы со стихами о природе.

Создание презентации «Земля в опасности».

Сбор с помощью родителей бросового материала для поделок

Изготовление  плакатов и листовок с природоохранным содержанием;

Методы

Сбор информации;
 беседы;
 наблюдения; 
анализ.

Сотрудничество с родителями. Помощь в подборе информации и материала о природе  (песни, стихи, рассказы, плакаты, репродукции картин художников)

Экскурсия с детьми в Музей Природы.

Экскурсия  с детьми в парк.

Творческое задание для детей и родителей – «Вторая жизнь ненужных вещей»

Оформление листовок «Берегите природу».

Технологическая карта 3 этапа проекта Конструирующая:

Декомпозиция

Задачи проекта.

Способствовать расширению представлений  детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

Способствовать  формированию  представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Способствовать  стимулированию  интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Способствовать развитию умения в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

Способствовать  развитию  воображения, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности

 Привлечение родителей к образовательному процессу.

Агрегирования

Познавательное развитие;
 Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие; 
Художественно-эстетическое развитие.

Исследования условий

Оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.

Построения программы

Познавательное развитие:
Беседы: - «Лес – богатство и краса! Береги свои леса!», « Волшебница вода, « Воздух – невидимка», «Зачем сортировать мусор» и др;

-беседы о редких растениях , о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,

 Рассматривание иллюстраций, альбома

 «Растения и животные родного края», «Красная книга»

 Экскурсия:

в Музей Природы.

В парк «В парк пришли, что интересного нашли»

 Знакомство с профессиями: 
Ветеринар
Лесничий

Эколог

Просмотр мультимедиа «Земля в опасности»

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы об охране природы:

С.Есенин «Береза»

П.Воронько «Лучше нет родного края»

« Серая Шапочка и Красный Волк»,

«Жила – была река»,
пословицы о природе

Заучивание сценок  «Любите все живое»

Составление рассказа «Письмо березке»

Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:

 « Юный друг природы»,

« Ветеринар»,  

 « Цветочный магазин»,

« Лесничий».

Дидактические игры:

  •  «Узнай по описанию»,
  • «Кто трудится в лесу?»,
  • «Какие животные в нашем краю живут?»,
  •  «Собери картинку».
  • «Четвертый лишний».

Настольно- печатные игры:

  • «Расскажи о любимом животном».
  • «Прогулка по парку»

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:

рассматривание репродукций картин и иллюстраций о природе.
Лепка «Любимое животное» 

Составление картин из мелких опилок

Ручной труд из бросового материала «Вторая жизнь ненужных вещей»

Слушание муз произведений:

Прослушивание звуков природы

ООД:
«Что такое заповедник»;
Составление рассказа «Не  будем бросать мусор никогда и нигде»»; 

Работа с Родителями:

поход в лес, прогулки в природу;

 экскурсия в краеведческий музей;

 изготовление поделок из природного материала;

 гербарий;

 сбор и приобретение семян;

 сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц.

2 этап Технологический.

Технологическая карта организации работы с детьми

дата

Образовательные области

Мероприятия

Работа с родителями

11.03

Познавательное

развитие

Социально – коммуникативное

Речевое

Беседа ««Лес – наше богатство».

Просмотр мультфильмов: «Земля в опасности».

с/р игра «Магазин цветов»

д/и «Узнай по описанию»;

пословицы о природе

чтение х/л стихотворение С.Есенина «Береза».

Чтение детям х/л о природе.

Подбор иллюстраций о природе родного края.

Выход на день

 Создание коллажа «Лес и его обитатели

12.03

Познавательное

развитие

Социально – коммуникативное

Речевое развитие

Рассматривание альбомов с природой родного края .

с/р игра «Ветеринар – врач для животных».

ООД: «Что такое заповедник».

Экскурсия в парк «В парк пришли, что интересного нашли»

Загадки о животных.

Прогулка в рощу, сбор природного материала для поделок.

Поиск информации об обитателях заповедников

Выход на день

Создание книжки – малышки «Обитатели  заповедника»

13.03

Познавательное

развитие

Социально – коммуникативное

Худ –эст развитие

 Беседа «О редких растениях, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе»

с/р игра «Лесничий – защитник природы».

Разучивание минисценок «Любите все живое

Д/и «Четвертый лишний»

Лепка «Любимое животное».

Чтение х/л П.Воронько «Лучше нет родного края».

Экскурсия с ребенком в кмузей.

Создание экологических листовок «Мусор на природе»

Выход на день

Создание листовок

14.03

Познавательное

развитие

Социально – коммуникативное

Речевое развитие

Беседа «Волшебница – вода»

Слушание звуков природы.

Просмотр презентации «Земля в опасности.

Знакомство с профессиями – Ветеринар.

д/и «Узнай по описанию».

Чтение х/л экологической сказки « Серая Шапочка и Красный Волк»,

Исследовательская деятельность: «Вода нужна всему живому и должна быть чистой 

Создании атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Выход на день

Фиксация опытов и создание альбома

15.03

Познавательное

развитие

Социально – коммуникативное

Худ – эст

развитие

Речевое развитие

Рассматривание альбома «Красная книга»

Изобразительная деятельность: рассматривание картин и иллюстраций о  заповеднике

с/р игра «Лесничий»

д/и «Собери мусор»

составление рассказа «Письмо к березке

Чтение х\л Т.А. Шорыгина «Земля наш общий дом».

 Творческое задание – оформление странички альбома «Красная книга»

Выход на день

Альбом «Красная книга  заповедника»

18.03

Познавательное

Развитие

Социально – коммуникативное

Речевое развитие

Беседа «Зачем сортировать мусор»

Просмотр презентации «Как влияет мусор на живую природу».

д/и «Кто трудится для спасения природы»

«Узнай по описанию»;

 Слушание звуки живой природы

Загадки о природе

Чтение х/л И.Тургенев «Деревня».

Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по теме проекта.

Поделки из природного материала

Выход на день

Создание выставки поделок из природного материала

18.03

Познавательное

развитие

Социально – коммуникативное

Худ – эст

развитие

Речевое развитие

Беседа «Город – мой дом родной, не буду мусорить в нем».

Просмотр мультфильмов о России

с/р игра «Защитники природы»

д/и «Собери картинку»;

Чтение х/л экологической сказки «Жила была река».

Аппликация из мелких опилок.

Рисование «Не загрязнейте, город»

Прогулки детей с родителями по роще (сбор мусора)

Выход на день

Сбор мусора  в роще, сортировка мусора по контейнерам

19.03

Познавательное

Развитие

Социально – коммуникативное

Речевое развитие

Беседа «Чудесное превращение бумаги».

Рассматривание альбома «Природа родного края».

Д/И «какие животные в нашем краю живут?»

ООД Составление рассказа ««Не  будем бросать мусор никогда и нигде».

с/р Игра «Экскурсия по городу».

Ручной труд «Вторая жизнь не нужных вещей».

Загадывание загадок природе.

Сбор коллекций гербариев, коллекций камней, ракушек

Выход на день

Создание в группе выставки необычных коллекций

20.03

Познавательное

Развитие

Социально – коммуникативное

Речевое развитие

Знакомство с профессией «Эколог - краевед».

Д/И «Собери картинку», «Четвертый лишний».

С/р игра «Мы - экологи».

Чтение х/л К.Симонов «Родина».

Настольно – печатная игра: «Расскажи о родной природе и ее защите», «Расскажи о вреде мусора»

Создание макета «Раздельный сбор мусора»

Сбор информации по раздельному сбору мусора

Выход на день

Создание макета

3 этап проекта Рефлексия:

   В ходе реализации проекта, в группе созданы условия для расширения и систематизации экологических представлений детей. Появилось осознанное понимание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочного материала. Повысился уровень умения педагогов использовать в своей деятельности современные педагогические технологии (технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности). Увеличилось число родителей, активно участвующих в мероприятиях проекта.

Список используемой литературы:

  1.  Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2.  Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  4.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
  5.  Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
  6. . Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.

  1. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70
  2. Киселева Л.С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения –М: 2005 г.

Приложение:

Загадки:

  • Мы по улице идём.
    С мусором пакет несём.
    Раз бумажка, два бумажка,
    Кинем это всё в отсек.
    Пластик, банка, промокашка...
    Всё в корзину, или нет?
    Скажем правильный ответ.
    Весь мусор собирается вместе?
    (Нет!)
    Или каждый вид в отдельный пакет?
    (Да!)
  • Загадки о природных явлениях
  • Загадки о деревьях, животных
  • Загадки о воде и воздухе
  •  Когда наводят дружно

Порядок и уют

Всё, что совсем не нужно

Мне люди отдают

 Железной лопатой

Железный паук

Железные баки хватает

И в каждом районе

И в каждом дворе

Он брюхо себе набивает

Пословицы и поговорки об охране природы:

Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
У хорошего садовода хороший сад.
Не красна жизнь днями, а красна делами..
Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется..
Береги землю родимую, как мать любимую.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.
Без хозяина земля — круглая сирота.
Земля ласку любит...
Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.
Землю уважай, она дает урожай.

Рощи да леса — всему краю краса..
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет..
Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.

Стихи об охране природы

Мы по улице идём

На которой мы живём

Мы бумажки и стекляшки

Собираем и кладём

Раз -в ведро, а два- в корзину!

Наклоняем дружно спину!

Если дружно потрудится

Всё вокруг преобразится!

«Мусорная фантазия» А. Усачёва.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты---

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?.

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Рассказы, стихи, сказки:

  • С.Есенин «Береза», П.Воронько «Лучше нет родного края».
  • Экологическая сказка «Жила – была река»
  • Экологическая сказка «Серая Шапочка и Красный волк»
  • Экологическая сказка «Родник»
  • Экологическая сказка «Дождевой червяк»
  • Экологическая сказка «Что такое лес?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта "Полигон отходов или куда девается мусор"

Вашему вниманию представляется опыт работы воспитателей Сальниковой Ж.А. и Разумовской Е.В. над темой достаточно актуальной и полезной с экологической позиции. В презентации показаны все этапы работы ...

Презентация для выступления на педагогическом совете "Раздельный сбор мусора"

Презентация для выступления на педагогическом совете "Раздельный сбор мусора"...

Педагогический проект на тему: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего"

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,  и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина пла...

Педагогический проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен" для детей старшего дошкольного возраста

Педагогические проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен" для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический анализ проекта «Спасём Землю от мусора»

Актуальность:Проблема экологического состояния территорий и природы в целом сейчас очень актуальна. Так как жизнь человека невозможно представить без мусора, необходимо как-то решать эт...

Конспект совместной деятельности детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:«Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»

Совместная деятельность детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:  «Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важн...