Проект "природа глазами маленьких детей"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Чиркова Елена Николаевна

Проект поможет познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подведёт к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение опытом442.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

Социально-образовательный

проект

«Природа глазами маленьких детей»

C:\Users\Elena\Desktop\IMG_0210.jpg

        

Составила: воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                                     Чиркова Е.Н.

с.п. Салым 2021г.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

Информационная карта проекта

Название проекта

«Природа глазами маленьких детей»

Автор проекта

Чиркова Е.Н.

Вид проекта

Социально-образовательный, долгосрочный

Участники проекта

Педагоги, дети младшей группы, родители

Целевая группа

Дети младшей группы

Сроки реализации

октябрь 2021г. - май 2022г.

Форма проведения

НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность родителя и ребёнка, педагога и ребёнка, педагога, ребёнка и родителя

Краткое содержание проекта

Проект поможет познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подведёт к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Цель

Раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней. Формирование основ экологической культуры и гуманное отношение ко всему живому.

Задачи

Обучающие:

Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. 

Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы. 

Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах.

Воспитательные:

Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Ожидаемые результаты

Получают элементарные знания о природе, её явлениях, учатся видеть красоту окружающего мира.

Развивается интерес к наблюдениям в природе. Создаётся благоприятное эмоциональное состояние, любовь к прогулкам.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

Актуальность проекта 

«Что полюблю, то сберегу!

Ценно всегда то, во что вложен собственный

труд!»

  Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование.

  Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Правильное отношение к живым существам воспитывается в игре, в совместной со взрослым деятельности. Необходимо научить малышей тому, что и растения, и животные – это живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, потому что ей больно. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, а птицам зимой - крошки хлеба.

  Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше.

Тип  проекта. Социально-образовательный, долгосрочный

Участники проекта. Педагоги, дети младшей группы, родители

Сроки реализации.        Октябрь 2021г. - май 2022г.

Основание для разработки проекта. Знакомство детей с природой и её обитателями

Цель:        Раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней. Формирование основ экологической культуры и гуманное отношение ко всему живому.

Задачи проекта.

Обучающие:

Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

Учить выявлять причинно-следственные связи в живой и неживой природе.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

Развивающие:

Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах.

Воспитательные:

Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Новизна проекта.

  Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы

                                 Формы работы по реализации проекта:

- Наблюдения.

- Несложные опыты, труд в природе, игры с природным материалом.

- Рассказы, беседы, чтение художественных произведений.

- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия, конструктивно-строительные.

- Экологические акции.

Подготовительный этап.

1.Создавать развивающую среду.

2.Организовать работу с родителями.

3.Составить план проекта.

4.Осуществлять подбор художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации; дидактических игр,  конструктивно-строительные и др.

5. Организация и проведение экологических акций.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

Основной (практический) этап.

Знакомство детей с героями эколят «Эколят – друзей и защитников Природы» («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»)

Беседа « Осень золотая»

Целевая тематическая прогулка  по территории д/с «Природа засыпает». Рассматривание осенних деревьев.

Д/И «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек»

Акция «Вторая жизнь ненужным вещам».

Участие в выставке «Волшебный сундучок осени»

Октябрь   2021г.

«Умница всему научит!»: экологические опыты: «Растения пьют воду», «Плавает-тонет»

Д/и «Что где растет?»

Заучивание потешки: «Огуречик, огуречик»

Ноябрь  2021г.

Изготовление новогодних игрушек на елку из природного или эко материала «Елочная игрушка своими руками»

Природоохранная акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» - утверждает «Ёлочка!»

Утепление стволов деревьев снегом.

Декабрь  2021г.

Подготовка информационного материала «Шалун знает все о птицах»

Слушание «Голоса птиц».

Д/игра «Четвертый лишний».

Экологическая акция «С любовью к зимующим птицам». Изготовление кормушек.

Январь 2022г.

Изготовление карточек «Правила поведения в природе «Мы – маленькие помощники природы».

Экологические игры «Елочка и Тихоня очень любят поиграть»: пальчиковая игра «Снегопад», игровые раскраски Эколят.

Фотовыставка «Мой любимый домашний питомец»

Февраль 2022г.

Беседа «Весна красна»

Опыт «Солнечная лаборатория»

Разучивание стихотворения М. Клокова «Зима прошла»

Рисование «Ландыш»

Март 2022г.

Беседа «Почему лук нужно сажать?»

Наблюдение: проращивание лука.

Опыт «Что любят растения?»

С/р игра «Магазин»

Полив репчатого лука.

Апрель 2022г.

Беседа «Насекомые проснулись». Наблюдения за насекомыми.

Чтение русской народной песенки-потешки «Божья коровушка!»

Д/И: «Где ночует солнышко», «Цветы»

Создание фотоальбома  в рамках проекта «Эколята-дошколята 2021-2022г.г.»

Май 2022г.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

                                     План мероприятий с родителями

Акции:  

- «Вторая жизнь ненужным вещам».

- «С любовью к зимующим птицам». Изготовление кормушек

- «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

Участие в выставке «Волшебный сундучок осени»

Совместное творчество детей и родителей «Мы друзья природы»                                                    

Изготовление новогодних игрушек на елку из природного или эко материала «Елочная игрушка своими руками»

Фотовыставка «Мой любимый домашний питомец»

Участие в изготовление необходимых дидактических пособий дидактических игр по экологическому воспитанию

Размещение информации в уголках для родителей и на сайте ДОУ д/с «Улыбка»:

- «Первый снег»

- «Новогодние чудеса в природе»

- «Весенняя капель»

- «Первые цветы»

                                             Заключительный этап. 

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций

Ресурсное обеспечение проекта.

1.Нормативно – правовой ресурс:

        - согласование проекта с администрацией детского сада.

2. Материально – технический ресурс:

        - обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности; 

       - пополнение познавательного центра альбомами, открытками, фотографиями;  

        - обогащение методического обеспечения воспитательно - образовательного процесса.

3. Информационные ресурсы:

        - подбор методического и познавательного материала по теме;

        - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

Принципы работы по проекту

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

 

                                         Предполагаемый результат:

  Для детей:

- Сформированность положительной мотивации на природу.

- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.

- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

   

Для родителей:

- Повышение уровня экологического сознания.

- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

- Обогащение опыта взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье и с педагогами в группе.

Нефтеюганское районное муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка»

                                                                        Заключение

  Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

  Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Программно-методические ресурсы:

-  Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М.: Просвещение, 2006.

- Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.

- Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010

- Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009

- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.

- Щербанева Е.А. Занимательная экология.201

- Интернет ресурсы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".

Консультация для родителей.Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа....

Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".

Консультация для родителей.Тема: " Познание окружающего мира глазами маленького ребёнка".Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа....

«Война глазами маленьких потомков»

Педагогический проект...

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...

Педагогический проект "Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей"

Мы, педагоги, понимаем, что очень важно прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни.Уделяя большое внимание  работе с ху...

Сценарий спортивного летнего праздника, посвященный дню защиты детей, для детей младшего дошкольного возраста «Маленькие дети на большой планете»

Цель: Организация спортивной досуговой деятельности дошкольников в летний период.Задачи: Воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий в команде. Раз...