Проект "Секреты природы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чиркова Елена Николаевна

Данный проект рассчитан для детей средней группы. Реализация педагогического проекта   «Секреты природы» ориентирована на активное приобщение детей к миру природы и носит образовательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение опытом766.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»

     

     

Экологический проект

«Секреты природы»

https://cdn.culture.ru/images/f6f9c436-5326-54ab-8d92-fc9a896370a6средняя группа

Автор:

Чиркова Елена Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

с.п Салым 2018г.

Оглавление

1.Аннотация…………………………………………………………………3

2.Паспорт проекта…………………………………………………………..4

3.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…………...5

4.Актуальность……………………………………………………………...6

5.Цели и задачи……………………………………………………………..7

6.Формы и методы организации образовательного процесса…………..7

           7.Этапы………………………………………………………………………8

8.Работа с детьми……………………………………………………………8

9.Список литературы………………………………………………………10

10.Приложение……………………………………………………………..11

Проект «Секреты природы»

Аннотация

Данный проект рассчитан для детей средней группы. Реализация педагогического проекта   «Секреты природы» ориентирована на активное приобщение детей к миру природы и носит образовательный характер.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Секреты природы»

Основные разработчики проекта

Чиркова Елена Николаевна,  воспитатель средней группы

Проект:

долгосрочный

Цель и задачи проекта

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные: дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;

Воспитательные:  воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

Развивающие:  развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию

Сроки и этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один год:

и включает в себя три этапа:

  1. Организационно – подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов.

  1. Основной.

Организация и проведение циклов занятий, совместных мероприятий.

    3.Заключительный.

Обобщение результатов работы.

Исполнители проекта

Воспитатели

Дети средней группы

Родители воспитанников

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта, продукты проекта

 - у детей расширятся знания о бережном отношении к объектам природы;

- научатся видеть и понимать прекрасное в природе;

- возрастет интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания. 

1. Разработка конспектов занятий, развлечений, тематических бесед.

2. Выпуск буклетов: «Природа и мы», «Пусть посёлок будет чистым!», «Долой мусор!».

3.Создание картотеки дидактических, пальчиковых игр  на природоохранные и экологические темы.

4.Создание пособия «Что выбираешь ты?»

   Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна проекта состоит в том, что дети с 4 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой дошкольники совместно с родителями и педагогом создадут проекты «Секреты природы», «Юные исследователи!».

Все теоретические занятия данного проекта обязательно подкрепляются практическими занятиями, практической экологией. Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего доброжелательности, человечности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру - отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература.

Настоящий проект является аспектом нравственного воспитания. Развивает представление о ценности природы, эмоционально - положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают так же первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Актуальность проекта

         В нашей стране охрана природы — дело государственной важности. В Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Но чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

           Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди.

          Актуальность проекта состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно - экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные: дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;

Воспитательные:  воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

Развивающие:  развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию

Формы и методы организации образовательного процесса

Методы обучения

Специфика проекта: особо эффективное формирование познавательного интереса детей различными средствами.

Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:

      -    игры и занимательные игровые задания;

      -  эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;

      -    прогулки;

      -  собственная продуктивная деятельность детей в природе и уголке природы.

     Методы:

     -    игровая деятельность;

     -    наблюдение;

     -    экспериментальная деятельность.

Этапы проведения:

1.        Организационно – подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта:

- подбор методического и художественного материалов;

- разработка бесед, конспектов занятий, развлечений,

подбор художественных иллюстраций, подбор материала по данной

теме; 

- знакомство родителей с задачами проекта.

2.        Основной

Работа с детьми

Месяц

Проводимые мероприятия

Октябрь 2018г

Разучивание стихотворения «Осень» (по мнемотаблице)

Создание альбома «Грустные и весёлые истории, и рисунки про осень»

Экологическая акция «Российский день без бумаги»

Ноябрь 2018г

«Птицы осенью». Наблюдения за птицами на участке детского сада, беседы о перелетных птицах.

Экологическая акция «Синичкин день»

Декабрь 2018г.

Создание альбома «Красная книга Югры»

Проект «Секреты природы».

Создание дидактических игр, разработка загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр о природе.

Январь 2019г. «

Стихотворные минутки» каждый день.  

Экологическое мероприятие: «Земля - наш дом родной»

Экологическая акция «Всемирный день снега»

Февраль 2019г.

 

КВН и викторины по экологии: «Ребенок и природа», «Природа – наш дом»;

конкурс «Природоохранительные знаки» 

Лаборатория «Вода в природе». Практические опыты, наблюдения, беседы о различных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.

Март 2019г.

 «Здравствуй,  весна». Чтение и заучивание стихов, потешек о весне. Конкурс чтецов. 

Конкурс рисунков «Мой красивый, чистый дом!»

Экологическая акция «Всемирный день Земли»         

НОД «Верни природе чистоту».

Апрель 2019г.

Заучивание стихов и загадок о птицах.

Экологическая акция «Международный день птиц» 

Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

Май 2019г.

«Экологический десант» – провести субботник с детьми и родителями по озеленению территории детского сада.

Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». Итоговое экологическое мероприятие «Цветок моего настроения»

                                                                                                   

3.Заключительный

Обобщение результатов работы

Анализ деятельности (в конце года)

Список источников

         

          Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

         Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.

         Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Г. Фокина,

                   Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2012. – 232 с.

          Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.

         Павлова, В. А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ [Электронный ресурс] / В. А. Павлова. – Режим доступа: estival. 1september.ru/articles/601740/

         Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710

        Алешина Н. А. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

        

Приложение

Тема: Конспект занятия «В мире бумаги»

 Цель: Учить детей бережному отношению к бумаге.  Выяснить, как можно заменить бумагу.

Задачи: Развитие логического мышления и творчества в процессе познавательной деятельности. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Материал: игрушка – сердечко; береста, камень;  фильм «Откуда пришла бумага»; пластилин, металлические крышки, клеёночки.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность 

Методы и приёмы: беседа, поисковый

Ход ООД

1.Мотивация:

Вот собрался наш кружок,

Улыбнись скорей, дружок.

Рука другу, рука другу

Передаём тепло по кругу

- Ребята, смотрите, у меня в руках маленькое сердечко. Оно символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, Аня» (Передать игрушку и улыбнуться).

- Вот сердце вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в бумажную страну. 

- А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (смотрят, удивляются)

- Ой, ребята, все предметы, сделанные из бумаги, пропали. Почему так случилось?

(ответы детей)

2.Организационно-поисковый

Беседа о бумаге. 

- А вы знаете, что такое бумага, откуда она вообще берется?

- Как вы думаете, бумага была всегда? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете,  на чём писали люди в древние времена, когда ещё не было бумаги? (ответы детей)

- В древности, еще до появления бумаги, люди выдалбливали надписи на камнях, наши русские предки писали на бересте палочками (показ).

- А вы знаете, где и как делают бумагу? (Выслушиваю предположения детей)

- Хотите узнать, откуда берется бумага? Подходите к нашему экрану, присаживайтесь.

Просмотр фильма «Откуда пришла бумага»  http://androidmafia.ru/video/YKIWfxo2qGc

- Всю бумагу, которой мы пользуемся, изготавливают из деревьев. Это очень большой и трудоемкий процесс.

Динамическая пауза  

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте) 

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи) 

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками) 

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте) 

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны) 

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 

 

- Ребята, сможем ли мы без бумаги прожить хоть один день, как вы думаете?

Практический этап.

- Нам нужно приготовить подарки для жителей бумажной страны. Но, к сожалению, бумага закончилась. Даже не знаю, что вам предложить.

(Выслушиваю предположения детей)

- Можем ли мы чем-то заменить бумагу? (Рассуждения детей)

(Выполняют работу на металлических крышках)

- Ребята, давайте будем беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать её понапрасну. Бумага незаменима. Она необходима нам каждый день. Если представить свою жизнь без бумаги – это будет совсем неинтересная, скучная жизнь, правда? Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.  Также бумагу после её использования можно собрать и сдать на переработку, и из старой бумаги можно получить новую.

3.Рефлексия.

- Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего запомнилось? 

- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему? (ответы детей).

  А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда -
Умным станешь ты тогда! 

C:\Users\Elena\Desktop\20181025_161144 (3).jpg    C:\Users\Elena\Desktop\DSC03160.JPG

C:\Users\Elena\Desktop\DSC03294.JPG

C:\Users\Elena\Desktop\DSC03303.JPG

Разучивание стихотворения

«Осень» (по мнемотаблице)                                                  

                                                                                                      Создание альбома

                                                                     «Грустные и весёлые истории, и рисунки

                              про  осень»

                                                                                 

                                                                                                                                     

Тема:  Беседа о перелетных птицах    (19.11.2018г)

Программное содержание: Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать. Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение к птицам.

Материал: картинки перелётных птиц; ватман, клей, салфетки, силуэты птиц

Этапы

                    Деятельность воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

- Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Отгадывают загадку

Организационно-поисковый

- Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не сорока, не ворона и не чайка»

(воспитатель  говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка»,  показывает картинку птиц, а дети называют)

- Все эти птицы относятся к перелетным, т.е. тем, которые улетают осенью в теплые края.

- Каждую осень наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Далёкий, опасный и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них летят многие тысячи километров к месту зимовки. Немало птиц погибает в пути от бурь, ветров, неожиданных снегопадов.

- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

- Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. В природе существуют три этапа отлета птиц.

- Как вы думаете, какие птицы улетают первыми?

- Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми (скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей)

- Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений (овсянка, чиж, зяблик).  Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля.

- Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

- Все птицы улетают в основном ночью: так безопаснее.

Физкультминутка  П/И  «Зимующие и перелетные»

- Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам всем вместе создать панно «Птицы улетают».

играют

ответы детей

Выполняют действия

Выполняют работу

Рефлексия

- О каких птицах мы беседовали?

- Что нового и интересного вы узнали?

ответы детей

Конспект занятия «Синичкин день»

Цель: привлечение внимания к проблеме бережного отношения к птицам.

Задачи:

Формировать практические природоохранительные умения . Развивать познавательный интерес детей к жизни природных обитателей. Воспитывать заботливое отношение к ним.

Материал: макет дерева, игрушки – синички, следы птиц, картинки птиц, маски к игре «Перелётные и зимующие птицы».

Предварительная работа: Беседы о птицах; рассматривание альбома «Птицы нашего края»; наблюдение за птицами на участке; Д/и «Загадки-отгадки» (про птиц), «Назови птицу», «Кто, где живет?», «Кто как кричит?»;  П/и: « «Воробушки и автомобиль», «Птичка и кошка», «Совушка - сова», «Гуси-лебеди»; чтение художественной литературы: русская народная сказка «Гуси-лебеди»,  рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…», стихотворение А. Барто «Снегирь»

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

Методы и приёмы: беседа, поисковый, игровой

Ход НОД

- Ребята, сегодня мы отметим очень необычный  праздник, который отмечает весь мир.

- Ой, посмотрите, какие-то следы. Вы не знаете, чьи они? (ответы детей)

По следам сейчас пройдём,

И кого-то мы найдём.

(дети идут по следам, подходят к дереву)

- Ребята, что это за птички прилетели к нам? (ответы детей).

Синицы: - Здравствуйте, ребята, мы рады, что вы нас узнали и очень приятно, что вы праздник наш птичий отмечаете.

- Синичка, ты будешь на нашем празднике главная, ведь «Синичкин день», как день рождения. Давайте споем синичке праздничный каравай.

Хоровод «Каравай»

- Ребята, 12 ноября русский народ отмечает праздник, который посвящен синичке  и называется «Синичкин день». Даже в народе говорят: «Невелика птичка – синичка, а и то свой праздник знает».

- Ребята, а как вы думаете, почему этой птичке посвящен отдельный праздник?

(Ответы детей)

- «Синичкин день» – с это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.

- Ребята, на дворе сейчас уже очень холодно. Кроме синиц с нами будут зимовать прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине -

Он появится опять……..(Снегирь)

2. Посмотрите, к нам на ели прилетели и запели. С хохолками прилетели. И запели как свирели…. (Свиристель)

- А ещё с нами зимуют и другие птицы.

3. Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей!

Эта птичка…… (Воробей)

4. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! ….(Дятел)

5. Какая с ней морока, Когда трещит  …..(Сорока)

6. Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы. Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее?….(Ворона)

Игра «Зимующие и  перелётные птицы»

Каждому ребёнку даю название птицы: кому - перелётные, кому – зимующие.

По команде: зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.

Каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то их  отправляют на место.

- А сейчас  другая игра.

Игра «Подбеги к птице, которую назову»

Раз, два, три -

К вороне подбеги.

Раз, два, три –

Воробья найди. 

Раз, два, три –

Синицу отыщи (и т.д.)

- Очень хорошо! Замечательно поиграли!

- Ребята, как вы думаете, какой мы с вами можем сделать самый лучший подарок для птиц, которые с нами остались зимовать? (ответы детей)

- Посмотрите, Синички, сколько кормушек ребята со своими родителями смастерили для вас. Когда  ребята выйдут на улицу гулять, развесят их.

Синицы: - Спасибо вам, ребята, за вашу заботу, так хочется рассказать своим друзьям птицам, что вы о нас помните. До свидания» До встречи!

C:\Users\Elena\Desktop\КОНКУРС ДИПЛОМЫ\Синичкин день АКЦИЯ\DSC03175.JPG      C:\Users\Elena\Desktop\КОНКУРС ДИПЛОМЫ\Синичкин день АКЦИЯ\DSC03234.JPG

C:\Users\Elena\Desktop\DSC03306.JPG

Создание альбома «Красная книга Югры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...