Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Головные уборы»
план-конспект занятия по окружающему миру

Цель: Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk._zanyatie.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Головные уборы»

Цель: Содействовать развитию любознательности и познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром вещей.

Задачи:

Формирование осознанной привычки заботиться о своём здоровье;

Обобщение и уточнение представлений детей о головных уборах, их предназначении;

  Формирование интереса к разнообразию головных уборов

Активизация речи детей, формирование умения аргументировать свои ответы;

Развитие коммуникативных умений, поощрение полных, развернутых ответов детей.

 Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям.

Материалы и оборудование:

Головные уборы (кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет); письмо.

Предварительная работа: беседы на темы: «Головные уборы»; наблюдения за людьми: «Какие головные уборы носят люди?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; рассматривание картинок по теме «Головные уборы в профессиях»; загадывание загадок о головных уборах; обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах.

Художественная литература: сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», В. В. Маяковский «Кем быть», Н. Носов «Живая шляпа», Художественное творчество: рисование «Украшаем головной убор».

Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку «Песенка о доброте», встают полукругом

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро, доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становиться добрым, доверчивым Пусть доброе утро длиться до вечера!»

Ребята, давайте мы улыбнемся друг другу, поздороваемся с нашими гостями,

Скажем вместе, дружно: «Всем, всем доброе утро!»

Посмотрите, сколько вокруг добрых и улыбчивых лиц. А как вы думаете, где живет доброта? (В нашем сердце.)

Сердце - это один из самых главных органов человека, его еще называют «мотором» нашего организма, потому что оно работает, не останавливаясь ни днем, ни ночью. А как Вы думаете, какой орган называют «командиром» нашего организма? (мозг) В какой части тела находиться мозг? (В голове.)

Разумный человек всегда заботиться о своем здоровье, подумайте и скажите, а как люди защищают своего «командира» от вредных воздействий, например от холода? (Надевают шапку, чтобы не случилось переохлаждения головного мозга, от которого человек может заболеть.)

Вы знаете, совсем недавно я узнала, что слово «шапка» в переводе с французского языка обозначает... покрышка. Какое точное название, действительно, надевая шапку человек, как бы покрывает голову. Скажите, а какую покрышку вы носите на своей голове?

Дидактическая игра «Кто больше назовет головных уборов».

Молодцы, как много разных головных уборов вы знаете.

Ребята,  когда я пришла на работу сегодня, то увидела на окне письмо. Хотите узнать от кого письмо? Давайте посмотрим (достает из конверта иллюстрацию незнайки и текст письма):

“ Здравствуйте ребята! У нас в сказочном городе случилась беда. В сказочном королевстве был бал, все веселились, танцевали, но вдруг началась страшная буря, налетел сильный ветер и сорвал со всех головные уборы и все перепутал, а еще злая ведьма их всех заколдовала и они никак не могут вспомнить где чей. А без своих шапочек, колпачков и шляпок они не могут вернуться в свою сказку? Теперь никто и никогда не сможет прочитать ни одной сказки. Ваш друг Незнайка.” Что же делать? (помочь сказочным героям в поиске головных уборов)

Что бы расколдовать шапки, для этого нам нужно пройти несколько заданий. Первое задание – отгадайте загадки и найдите отгадки (предметы – отгадки находятся в разных мессах в группе):

Бывает из шелка, бывает из ситца,
И очень девчонкам идет круглолицым.
Цветами украшена или в горошек.
Похожи девчонки в ней на матрешек! 
(Косынка)

Утром выпадет снежок -
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую … 
(Ушанку). 

Ее мы летом только носим,
Всегда о ней напомнит мама!
Ну, а когда наступит осень,
На полку ляжет вновь … 
(Панама).

Свой лесной уютный домик
Запирая на крючок,
Погулять выходит гномик,
Шарф надев и … 
(Колпачок).

Всегда надеваем мы
Вместе с футболкой
Спортивную кепку
С названьем … 
(Бейсболку).

Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

В моде уже много лет? - Изящен вязаный… (Берет)

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты. (Шапку)

Молодцы! Все головные уборы нашли!

Ребята посмотрите на найденные вами головные уборы и назовите, какие носят люди зимой.

 (Ответы детей).

 Ребята, попробуйте определить, из какого материала сделаны зимние головные уборы и почему? (Воспитатель уточняет ответы детей, потому что эти материалы хорошо удерживают тепло.)

А оставшиеся головные уборы, когда можно носить и почему? (от палящих лучей солнца, перегревания головы).

Воспитатель показывает несколько иллюстраций с головными уборами: строительная каска, полицейская фуражка, колпак повара, шляпка – таблетка, соломенная шляпа, карнавальная шапка. Как вы думаете, для чего нужны, такие головные уборы? (недоуменно, от мороза они не спасут, от солнца не защитят).

Дети: Для красоты, для праздника.

Есть ещё один сложный вопрос, - “ Как называют человека, который создаёт головные уборы?

(Это дизайнер – шляпник)

Второе задание – нужно найти головной убор сказочному герою.

 Дидактическая игра «Найди головной убор сказочному герою».

(Дети самостоятельно на иллюстрациях выбирают сказочного персонажа и головной убор к нему)

1.Буратино у него на голове колпак.

2.Доктор Айболит у него на голове шапочка

3.Незнайка у него на голове шляпа

4. Старушка Шапокляк у нее на голове шляпка

5.Красная шапочка у нее на голове шапочка

6. Почтальон Печкин у него на голове шапка ушанка

7. Дядя Стёпа на голове фуражка

8. Крокодил Гена  на голове шляпа

9. Крот из сказки «Дюймовочка» у него треуголка на голове

10. Полевая мышь из сказки «Дюймовочка» у неё на голове чепчик

11. Волк из “ну, погоди!”  на голове у него военная фуражка

А теперь пришла пора поиграть нам детвора. Конкурс «Снежный ком».

Все желающие становятся в круг, передают медленно по кругу сумку с шапками и хором приговаривают: «Снежный ком мы все катали, До пяти мы все считали. Раз, два, три, четыре, пять, Тебе шапку надевать!» (У кого «снежный ком» в руках, вытаскивает, не глядя в мешок, головной убор и надевает на себя).

Вот и подошли мы к последнему заданию, нужно объяснить смысл поговорок.

 Конкурс «Объясни смысл» . (На доске карточки с поговорками и фразеологизмами)

Шапками закидаем. (Раньше шапку носил каждый мужчина. И, если много народу, численный перевес, то могли врага и шапками закидать.)

Дело в шляпе. (Раньше почты не было. Почту доставлял гонец. И «дело», т. е. письмо, документ от разбойников зашивали в шляпу под подкладку. Все в порядке, все просто, все удачно закончилось.)

Дать по шапке. (Поругать, наказать, сделать выговор. Шапка была на голове каждого. Раньше «битие» разрешалось.)

Пойти с шапкой по миру. ( Бедняки собирали пожертвования в шапку. Значит, обеднеть, пойти просить у денег у людей.)

По Сеньке и шапка. (Каждому честь по заслугам. Раньше на приемах, в гостях и даже перед царем шапки не снимали, т. к. по ней видно твое положение. Чем знатнее боярин, тем выше шапка.)

Шапочное знакомство. (Поверхностное, случайное , беглое знакомство. На руси малознакомые люди при встрече только приподнимали шляпы и шли прочь. А вот друзья останавливались и пожимали друг другу руки.)

Тяжела шапка Мономаха. (Шапкой Мономаха венчали на царство русских царей. Она была расшита драгоценными камнями и была очень тяжелой. Значит, тяжело, трудно управлять государством, трудно быть руководителем, начальником.)

Воспитатель: Молодцы, все оказались правы. А кто нас сегодня просил о помощи? (Незнайка.) Напомните мне, что случилось у него? (ответы детей) Как вы думаете мы справились с задачей? (Да) Какая замечательная вещь - шляпа, с ней можно и повеселиться, и поиграть, и решить серьезные дела, правда? (Да)

Ребята пока мы проходили с вами разные трудности, жители сказочного города прислали нам вот эту коробочку, интересно что там? (Открывают коробку, там пусто.) Ой, надо же сказать волшебные слова: Рекс, пеке, фекс (у коробки двойное дно, достают чупа- чупсы). Я желаю вам крепкого здоровья, удачи и всего самого наилучшего.

До свиданья!

Звучит музыка «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Одежда. Обувь. Головные уборы"...

Конспект ООД в старшей группе на тему «Головные уборы»

Конспект организованной образовательной деятельности  на тему "Головные уборы" в старшей группе. Это т конспект знакомит детей с разнообразием головных уборов....

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект НОД по развитию речи: в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.-Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.-Закрепить в словаре детей правильное употребление с...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей подготовительной группы « В музее головных уборов»

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "В музее головных уборов"....

Конспект занятия в подготовительной группе «Русские народные головные уборы»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с одеждой наших предков...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Одежда, обувь, головные уборы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема недели "Одежда. Обувь. Головные уборы"....