Путешествие по ХМАО-Югре
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Зайцева Надежда Андреевна

Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_hmao_-_yugre_zaytseva_n.a.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад  «Росинка»  п. Пионерский.

Конспект  занятия  

итогового занятия  непосредственно образовательной  деятельности  по региональному компоненту

в средней общеразвивающей  группе  №12 «Теремок»

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Путешествие по ХМАО - Югре»

                                                              Разработала: Зайцева Н. А., воспитатель

2022г.

Цель: Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.

Образовательные: 

- формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю ХМАО – Югре;

- закрепить  знания о диких животных и растительном мире округа.

Развивающие: 

- развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине, к малой родине;

- развивать у детей речевую активность и познавательный интерес.

Воспитательные: 

- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края;

-  воспитывать нравственные чувства, уважение к жизни народов ханты и манси;

- формировать навыки поведения в природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением природы ХМАО-Югры; картинки с изображением деревьев; аудиозапись «Письмо от бабушки Эннэ»; лыжи; аудиозаписи с национальной музыкой ханты, пение птиц, кваканье лягушек; чум; видео физминутка «У оленя дом большой»; карточки «Правила поведения в природе»; презентация «Дикие животные и растительный мир Югры»; фишки с орнаментом народов ханты «солнце» и «луна»; «лесенка успеха».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я рада вас сегодня всех видеть! Давайте поделимся улыбкой друг с другом. Молодцы!

Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком поселке мы живем?

Дети: В поселке Пионерский.

Воспитатель: А поселок Пионерский находится в каком округе?

Дети: в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.

Воспитатель: Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.

Югорский край – заветный край России,

земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Воспитатель - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времен? Самыми древними людьми, или, как мы называем,  коренными жителями нашего края являются ханты и манси.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром мне пришло на телефон голосовое сообщение от коренной жительницы нашего поселка бабушки Эннэ. Давайте прослушаем его.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эннэ, я пишу  вам, что бы  рассказать о земле, о нашем крае,

где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете, чем богат наш

край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и

не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие

государства. Наш край богат не только нефтью и газом, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой.

В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. В красивом поселке вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись.

Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Ребята,

как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем

Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и

рыболовством. А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю. Как же мы попадём туда? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком). Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Одевайте на ноги

лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь! Я отправляю вас в путешествие по нашему родному краю! В Добрый путь!

Звучит аудиозапись народов ханты.

Воспитатель  -Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Скорей вставайте на лыжи! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси. Кажется, мы приехали, скорее, занимайте свои места.

Воспитатель: А вы знаете, что это за сооружение стоит? (показ презентации)

Дети: Чум - это жилище хантов.

Воспитатель : Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова

поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на

другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум?

Дети: Из оленьих шкур.

- Чем занимаются народы Севера.

Дети: охотой, рыболовством, оленеводством.

- На чем передвигаются народы Севера.

Дети: на нартах.

Воспитатель : Ребята, а что же встало на нашем пути? Он окружает нас со всех сторон. (Создание проблемной ситуации.)

Дети: лес.

(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).

Воспитатель: Представьте дети, что мы едем по лесу. А как по другому можно назвать лес?

Дети: тайга.

Воспитатель: А какие деревья растут в тайге?

Дети: кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина. (показ картинок)

Воспитатель: Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

5. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

6. На свинью похож он очень,

Но в щетине в шерсти точно,

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный!

(Кабан)

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

(Олень)

(Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.)

Воспитатель:  Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя. ( Вспомнить правила, показ карточек «Правила поведения в лесу»)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, теперь нам пора размяться, скорее вставайте. (Физкультминутка «У оленя дом большой…»)

Звучит аудиозапись «Пение птиц».

Воспитатель: Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на экране появляются картинки птиц.

Воспитатель: А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы. А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (слайды)

Дети: Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Аудиозапись кваканье лягушек). Загадочная природа нашего края привела нас на  болото.  А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды).

Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками.

(слайды)

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. (При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.)

Воспитатель: северная ягода настоящее богатство нашего края, все ягоды нашего края богаты витамином С и полезны для нашего здоровья.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, какое интересно путешествие для нас приготовила бабушка Эннэ. Нам нужно будет написать ей письмо и  отблагодарить её. А теперь вставайте на лыжи, нам пора возвращаться обратно в детский сад. (звучит аудиозапись музыки народов ханты)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? О чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край? (ответы детей)

Воспитатель: Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, возьмите, пожалуйста, фишки с орнаментом «солнце» если вам понравилось занятие, если вам было сложно и не понравилось занятие возьмите фишку с орнаментом «луна» и поставьте на лесенку. Первая ступенька зеленого цвета – мне все удалось, вторая ступенька желтого цвета с  – у меня были проблемы и третья ступенька у меня ничего не получилось. (ответы детей, обсуждение с детьми)

Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

АНАЛИЗ

Тип  НОД : Итоговый.

Вид  НОД: не стандартное  в познавательно игровой форме.

Форма организации НОД было проведено в виде познавательно игровых упражнений. Структура НОД соответствует заявленному типу и виду. Образовательные задачи соответствуют программным требованиям, психофизиологическим особенностям детей и уровню их развития.

Каждое задание было направлено на решение поставленных задач. Для эмоционально положительного фона был использован организационный момент и создана мотивация для выполнения заданий.

В ходе НОД наблюдалась логическая связь для выполнения поставленной цели (мотивации).

Цель мотивации выполнение заданий -  отправиться в путешествие и узнать какие задания приготовила бабушка Энне.

Содержание соответствует задачам.   При решении образовательных задач использовались следующие формы работы:

1.Просмотр презентации  «Дикие животные и растительный мир Югры», д/и «Какие животные спрятались в лесу?», «Какие деревья растут в тайге?», «Северные ягоды» -  закрепить  знания о диких животных и растительном мире округа.

2.Дидактическая игра «Правила поведения в природе» - формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю ХМАО – Югре.

 2. Реализация принципов обучения:
 Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов. 

  • словесный  (ситуативный разговор, вопросы, ответы, рефлексия)
  • практический (рассказ по картинкам «Правила поведения в природе»)
  • игровой  ( Д/и, физминутка)
  • репродуктивный: (Закрепление пройденного материала)
  • частично- поисковый – (выполнение заданий)

С целью формирования положительного отношения детей к обучению осуществляла стимулирование посредством похвалы, одобрения.

Индивидуальная работа проявлялась в  проведении словарной работы, в оказании помощи  затрудняющимся  в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако Саша К., Вика К., Милена Б., Игнат К., Арина К.  работали в своем темпе,   задания выполнили чуть  медленнее, отвечали не точно,  в силу своих индивидуальных возможностей и частого отсутствия по причине болезни. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

3.Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к НОД 

По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, выслушивали ответы и помогали друг другу при неточных ответах,  по отношению к педагогу – послушание.

4.Деятельность дошкольников на занятии: 
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы.

5.Общие результаты занятия:

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение)

Общая организация детей на занятии соответствует хорошему уровню: рационально распределено время, соблюдалась дисциплина, в работу были включены все дети группы.

Пособия и наглядный материал эстетичен, размещен рационально с учетом соблюдения техники безопасности.

Таким образом, анализируя НОД можно отметить, что план занятия выполнен в полном объеме, образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены.

 Материал усвоен  на среднем  уровне 14 детьми, не  усвоивших  материал занятия нет.

 Санитарные нормы и правила по освещению, проведению влажной уборки перед занятием, температурному режиму соблюдены.

Образовательная нагрузка соответствует 20 минутам и не превышает допустимых норм.

Результатами и эффективностью НОД   удовлетворена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познание» в старшей группе Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»

Тема: «Путешествие по городам ХМАО-Югры»Образовательная область: «Познание»Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.Программное содержание:1. Познакомить детей с городами нашего округа...

Интерактивное путешествие по ХМАО ЮГРА

Пробуждение у детей интереса и любви  к родному краю, знакомство ХМАО ЮГРА...

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"...

Путешествие по заповедникам ХМАО-Югры

Конспект НОД по окружающему миру...