Выступление на педсовете на тему : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
проект

Загидуллина Гузалия Радиковна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА»ГОРОДА ДЮРТЮЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ  РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

 

 

 

 

Семинар для педагогов

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Загидуллина Г.Р.

 

 

 

 

 

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»(Слайд1)

 

 

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания.(Слайд2)

Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.(Слайд3)

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.(Слайд4)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.(Слайд5)

  Работая по теме  «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе экологического воспитания» мы стараемся донести до детей, что кем бы они не стали в будущем, они должны хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

В своей работе мы используем наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Это регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.

Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.(Слайд6)

Для экологического воспитания детей широко используются прогулки . Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: песочница, , совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. (Слайд7)

   Также в образовательной деятельности используем  художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.(Слайд8)

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты . Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое)(Слайд9)

Также в группе имеется уголок природы, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь размещены ящики с почвой, для посадки семян овощей и цветов. Имеются растения, за которыми дети ухаживают. Поливают, протирают листья, рыхлят.(Слайд10) 

Календарь погоды в уголке природы служит источником знаний детей о смене времён года.(Слайд11).

В ходе образовательной деятельности также решаем задачи экологического воспитания детей. Проводим ООД на экологическую тематику. Знакомим детей с миром природы, формирем целостную картину мира. (Слайд12)

Также в группу мы приобрели травянчика. «Травянчик»— это сувенир, выполненный в виде фигур зверюшек, птичек, цветочков. Главная цель- это опытным путем определить условия, необходимые для лучшего роста зерен пшеницы и овса. Это очень увлекательный процесс. Дети наблюдали и ухаживали за травянчиком: поливали, стригли. И были очень рады результату.(Слайд13,14)

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством  экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы,  любовь к природе, бережное отношение к ней, а также эколого- целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Дидактические игры экологического содержания – это те игры, в которых дети закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей  к обобщению и классификации.(Слайд15)

 Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть с ней, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Детям очень нравится заниматься с этим лепбуком и мы надеемся, что многие экологические знания они непринуджённо запомнят.

(Слайд 1).

И создали экологическое дерево "Времена года". Главной целью является - закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года.

 В результате получилось интересное пособие, которое может реализовать следующие цели и задачи:

1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей;

2. Учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

3. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года»;

4. Развивать кругозор, внимание и память;

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Игра-макет может обновляться новыми экспонатами: куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а так же сезонными атрибутами для использовании в сюжетно-ролевых играх, сделанными детьми, например, зимой можно сделать с детьми горку, санки, каток из бросового материала.

Благодаря этому макет может использоваться детьми не один год.(Слайд17).

  В своей работе практикуем сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Провожу собрания на экологическую тему, беседы, консультации. Привлекаем родителей к созданию поделок из природного материала. Особенно интересные поделки получаются осенью, когда есть многообразие красок данного времени года.(Слайд18)

Мы Считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Планирую и дальше прививать детям осознанное и бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру дошкольников.

В своей работе я использую наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.

Это регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.

Например, растения, которые растут на участках детского сада, могут дать детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.(Слайд17)

Для экологического воспитания детей широко используются прогулки . Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: песочница, , совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. (Слайд18)  

   Также в образовательной деятельности используем  художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова,  Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения. (Слайд19)

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В группе я  постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты . Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, камешки, глина, песок, шишки хвойных деревьев и многое другое)

Также в группе имеется уголок природы, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь размещены ящики с почвой, для посадки семян овощей и цветов. Имеются растения, за которыми дети ухаживают. Поливают, протирают листья, рыхлят.(Слайд20)

В ходе образовательной деятельности также решаем задачи экологического воспитания детей. Проводим ООД на экологическую тематику. «Как звери готовятся к зиме», «Что нас окружает?», «Ценность компонентов, которые

 нас окружают» и т. д.  Знакомлю детей с миром природы, формирую целостную картину мира. (Слайд 21,22,23)

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством  экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы,  любовь к природе, бережное отношение к ней, а также эколого- целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Дидактические игры экологического содержания – это те игры, в которых дети закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей  к обобщению и классификации.(Слайд24)

 Каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть с ней, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Детям очень нравится заниматься с этим лепбуком и мы надеемся, что многие экологические знания они непринуждённо запомнят. (Слайд 25).

  В своей работе практикую сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Провожу собрания на экологическую тему, беседы, консультации. Привлекаю родителей к созданию поделок из природного материала. Особенно интересные поделки получаются осенью, когда есть многообразие красок данного времени года.(Слайд26)

Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Планирую и дальше прививать детям осознанное и бережное отношение к природе. Формировать экологическую культуру дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya3332.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Слайд 2

Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания.

Слайд 3

Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Слайд 4

Задачи экологического воспитания: 1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. 2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. 3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Слайд 5

Наблюдения

Слайд 7

ООД :1 « Как звери готовятся к зиме». Цели: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться

Слайд 8

ООД :2 «Что нас окружает?» Цели: Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты созданные природой и человеком; расширить представление о не разрывности природы и человека, а так же о положительном и отрицательном влиянии на окружающую среду. Изучить мир вокруг нас.

Слайд 9

ООД:3 «Ценность компонентов, которые нас окружают» Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для каждого живого на земле; объяснить необходимость сберечь эти компоненты и как это сделать. РАСТЕНИЯ КОСМОС И ЗВЕЗДЫ МИКРОБЫ И БАКТЕРИИ ВОДА ЖИВОТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ ЧЕЛОВЕК СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ ЗЕМЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» 2021 – 2022 уч.год.

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»2021 – 2022 уч.год....

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Актуальность Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха...

Индивидуальный план самообразования тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, обра...