Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе " Соль - друг, соль - враг"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.

Участники: дети, воспитатель.

 

Занятие в подготовительной группе детского сада

«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»

 Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях; проведение опытов «Выращивание кристаллов соли» и « Влияние соли на рост растений»; дидактические игры « Определи на ощупь» и «Узнай на вкус»; чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о соли.

 

Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее  видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol-drugsol-vrag.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад № 16 города Шимановска»

Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.

Участники: дети, воспитатель.

Занятие в подготовительной группе детского сада

«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»

 Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях; проведение опытов «Выращивание кристаллов соли» и « Влияние соли на рост растений»; дидактические игры « Определи на ощупь» и «Узнай на вкус»; чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о соли.

Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее  видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Словарь: каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, «спелеолечение», «спелеокомната».

Материал и оборудование: иллюстрации, три вида соли, стаканы с кипяченой водой и  чайные ложечки (по количеству детей); заготовки для рисования; картонные тарелки с тремя емкостями, наполненными солью, сахаром, манной крупой (по кол – вудетей); увеличительные стекла (по кол –ву детей), два ломтика свежего огурца, презентация по теме.

Ход занятия:

Дети совместно с воспитателем  выполняют  движения в соответствии с произносимым текстом:

«Мы сейчас пойдем налево,а потом пойдем направо: улыбнемся, подмигнем-к гостям знакомиться пойдем!»

Воспитатель:

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим теплом через ладошки (дети прикасаются своими ладошками к ладоням гостей). Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что у нас поломался замок, и группа не закрывается. Я пришла рано утром, а у порога лежит посылка. Как вы думаете,  что в ней? (ответы детей) Давайте откроем и посмотрим. Достает 2 письма, на одном написано « ДО»,на другом « ПОСЛЕ».

Зачитывает 1-е:

   « Здравствуйте, дорогие детишки – глупышки! Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители. Вам шлем волшебное стекло, - догадайтесь, для чего?»

ГНОМЫ

Воспитатель достает из посылки коробочку с увеличительными стеклами и спрашивает у детей что это за предметы и для чего используются (ответы детей ).

Воспитатель:

- Спасибо, конечно, гномам, их подарок нам оченьпоможет,но чуть позже, а пока,  кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)

 А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь,алмазы,золото, минеральная вода и т. д.)

 Скажите, пожалуйста, как  еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли).

Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами  об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку:

«Без нее, ребята, повар, как без рук,И становится вся пища несъедобной вдруг!Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? Выслушав ответы детей, демонстрирует поочередно образцы и называет: каменная (неочищенная), поваренная, морская. Откуда берется, например, каменная  соль? (Ответы детей) Ее добывают в рудниках. А как  она туда попала? (Ответы детей). Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда). Но очень давно не местегор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась»? (Ответы детей). Вы правы – приобретала форму кристаллов. Мы проводили  опыт и сами вырастили кристаллы.Посмотрите на фотографии, а Настя расскажет, как мы это сделали (Выступление ребенка).

   В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была  дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег. Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете?

- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно- Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.- Без соли, без хлеба  худа беседа.- Соли не жалей, так и есть веселей.- После хлеба – соли семь часов отдыхать.                                                     - От воды родится, а воды боится (соль).- В земле родится, на солнце вырастаетВ воде умирает (соль).

 Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды методом выпаривания (демонстрация слайдов).

Воспитатель:

 А сейчас, ребята, проходите в лабораторию. Перед каждым из вас стоит тарелочка с образцами трех  неизвестных  веществ. Ваша задача определить, есть ли среди них соль. В этом нам очень поможет подарок гномов.  Как  это сделать? (Ответы детей).  Как вы определили? Посмотрите на эту схему. По ней вы легко сможете отличить соль от других образцов (вкус, цвет, запах, взаимодействие с водой, форма). Молодцы!

  А сейчас немного отдохнем и поиграем…(народная подвижная игра « Соль – без соли»).

 Ну что, немного отдохнули?

Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей )

Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? (вызывает одного ребенка). Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей). В больших количествах  соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может  нанести вред не только людям, ноирастениям.

Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Вика расскажет, что это за опыт (демонстрация фотографий с пояснениями ребенка). Спасибо, Вика! Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.

Но не все так плохо. Соль  еще и полезный продукт, даже жизненно необходимый не только для людей, но и для всех живых существ (например, лошадям  специально дают соль, которой нет в траве и сене). За полезные свойства соль называют « белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение». Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.

 Существуют соляные лампы, изготовленные из кристалла каменной соли (демонстрация изображений). А как еще можно лечиться с помощью соли? (ответы детей :полоскать горло солевым раствором, солевой компресс  на фурункул, теплый солевой компресс, если болит горло или ухо и т. д.)

А еще для чего люди используют соль? (ответы детей сопровождаются показом иллюстраций:для приготовления пищи, консервирования, посыпают дороги и т. д.)

А еще на соли можно рисовать, как на песке (приглашает детей пройти в художественную мастерскую, где дети рисуют палочками  картины).

Воспитатель:Ребята, вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама,  бабушка, папа или дедушка, спросят, чем вы сегодня занимались, что узнали нового, что вы им  расскажете? (ответы детей).

Вы, ребята, молодцы, и пришло время открыть и прочесть  2-е письмо (открывает и зачитывает письмо «ПОСЛЕ»:

 « Вы уже не глупышата, а очень умные ребята,

    Вам желаем мы добра, до новой встречи, детвора!»

Составила: воспитатель Трофимова Н. А.

2015 г.

Литература:

  1. «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности». Автор-составитель Л. П. Пяткова и др.
  2. Интернет.

САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ.

Данное занятие явилось  заключительным и обобщающим этапом  знакомства с солью и ее свойствами. Основной  целью его  являлось « уточнение знаний детей по  теме «Соль друг-соль враг», знакомство с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развитие навыков экспериментирования, воспитание бережного отношения к соли, навыков ее культурного потребления».

          Использование в ходе занятия сочетания различных педагогических технологий(информационно-коммуникативной, технологии организации деятельности, технология объяснительно-иллюстративного обучения, игровой, ИКТ-технологии) позволило задействовать три канала восприятия: визуальный, аудиальный  и мануальный. Разнообразные  формы работы( постановка задач и их усложнение, вопросы-ответы ,обсуждение, работа в лаборатории и художественной мастерской и т.д.) помогли мне добиться поставленных целей.

Для успешного проведения занятия были созданы необходимые условия:

- учебно-материальные(оборудование);

- морально-психологические(нужный настрой, поддержка, положительный эмоциональный климат);

- гигиенические (проветривание, влажная уборка, пауза для релаксации, влажные салфетки);

- временные (экономия времени осуществлялась за счет использования ИКТ);

- эстетические (оформление лаборатории ,рисунки детей, презентация).

   Поставленные  цели  в ходе занятий были достигнуты в полном объеме.

Воспитатель: Трофимова Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Целью работы является закрепление знаний о пользе и вреде огня. Воспитание уважения к труду пожарного....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебная соль»

Расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность....

КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОГОНЬ: ДРУГ И ВРАГ»

Программное содержание: Систематизировать  знаний детей о пользе и опасности огня для человека. Развивать умение замечать источники опасности пожара. Воспитывать противопожарной безопасности в жи...