Проект с детьми младшего возраста на тему: «Неживая природа»
методическая разработка по окружающему миру

Коробова Татьяна Александровна

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ознакомление с неживой природой во 2 младшей группе»

Актуальность проекта:

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Ожидаемые результаты:

- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах;

- Обогатить предметно-развивающую среду в группе;

Тема проекта: «Опытно- экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи:

- Формировать у детей мышление, фантазию, воображение;

- Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, моделей ,схем)

познавательный опыт;

- Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира;

- Развивать умения анализировать, сравнивать,обобщать;

- Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира;

- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;

Длительность: Сентябрь 2020- май 2021 (долгосрочный)

Подготовительный этап:

- Подготовка материала ,оборудования для экспериментов ;

- Подбор загадок , стихотворений и игр для занятий;

Основной этап:

- Планирование занятий на период с сентября 2020 по май 2021 г;

- Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

- Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом;

- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы

Сентябрь

               Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

              Задачи

«Узнаем, какая вода»

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая)

«Что в пакете?»

Материал: Полиэтиленовые пакеты

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

«Тонет, не тонет, плавает»

Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

Развивать игровую деятельность детей;  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Волшебница - водичка»

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка-  гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница

Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду.

Октябрь

                Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

              Задачи

«Вот какой песочек»

Материал: Тазик с сухим  песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки

Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка

«Мокрый песок»

Материал: тазик воды, песок.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Перо»

Материал: тазик воды, перо.

Формировать представление детей о том, что перо легче воды и воздуха.

«Дождик» (игры с водой)

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

Продолжать знакомить со свойствами воды

Ноябрь

              Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

            Задачи

«Горячо -холодно»

Материал: Бутылочки с холодной и горячей водой (не больше 45 гр.), стаканчики, тазик

Формировать умение определять температуру веществ и предметов.

«Окрашивание воды»

Материал: емкости с водой, гуашь разных цветов.

Выяснить свойства воды (вода  прозрачная, но может менять свою  окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

«Легкий - тяжелый»

Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»)

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.

«Чудесный мешочек»

Материал: мешочек, предметы различные по качеству.

Познакомить с органами чувств и их назначением.

Декабрь

               Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

             Задачи

«Снег и  его свойства!»

Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы

«Хрустальные льдинки»

Материал: тазик с холодной водой,  тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

Познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности. Формировать умение делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

«Как воду превратить в лед»

Материал: банка с водой

Вода превращается в лед при низких температурах.

Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

Познакомить со свойствами воды.

«Как из снега получить воду?»

Материал: снег, ведерки.

Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления.

Январь

                  Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

              Задачи

«Изготовление цветных льдинок»

Материал: Вода, формочки для льда, гуашь.

Познакомить с одним из свойств воды.

«Мороз и снег»

Материал: Кусочки льда, стаканчики.

Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха.

«Ветер»

Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Февраль

               Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

           Задачи

«Надувание мыльных пузырей»

«Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.

«Пластмасса, ее качества и

Свойства»

Материал:

Пластмассовые стаканчики, вода, спички.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость)

«Бумага, ее качества и свойства»

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества  и свойства

Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит)

«Плавает-тонет»

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.

Учить детей определять легкие и тяжелые предметы.

Март

                Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

          Задачи

«Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Камушки – какие они?»

Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

Развитие восприятия, воображения;

Развитие речи (обогащение словарного запаса);

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие логического мышления

«Посадка лука»

Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

«Кораблики»

Материал: тазик, бумага.

Показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.

Апрель

                Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

                 Задачи

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

Материал: трубочки, стаканы с водой

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Материал: зеркала

Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Сравнение песка и глины»

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

«Резина, её качества и свойства».

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)

Май

               Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

               Задачи

«Почему песок хорошо сыплется?»

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

«Летающие шарики»

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

Помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

«Чудесные фигурки»

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

«Волшебная водичка»

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.

Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

                                   

Список использованной литературы:

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.

6. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

7.Дыбина О.В. Неизведанное рядом :Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .-М. :ТЦ Сфера, 2005.

8. Молодова  Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект с детьми младшей группы по теме "Азбука безопасности на дороге"

Цель проекта - ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения....

Презентация экологического проекта с детьми младшего возраста "Наши маленькие друзья"

Презентация экологического проекта "Наши маленькие друзья"...

Проект с детьми младшего возраста "Пришла зимушка зима"

Расширять представления о зиме посредством привлечения к праздничным мероприятиям.Формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки и умение заботиться о своем здоровье в ...

Проект с детьми старшей группы на тему: "Будь природе другом!"

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и,...