Всё удивительное рядом, а гениальное просто
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Знакомить детей дошкольного возраста с историей нашего народа, приобщать к простому удивительному миру народного исусства , согласитесь, не просто. Важно не выдвть материал, а оставить след в детском представлении о глинянных свистульках и игрушках, о секрете деревянной матрёшки и ещё многом разнообразии чудесных незатейливых предметах быта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymka_igrushka.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

« Всё удивительное  - рядом, а гениальное - просто»

                                                                               

 «Город мастеров»

Актуальность и мотив к работе по приобщению детей к декоративно народным промыслам ёмко и глубоко заключается в словах Ж.Ж.Руссо: 

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой…».

Педагоги из разных возрастных групп, объединившись, решили и провели познавательно-творческий проект на тему:

«Дымковские игрушки - чудо веселушки»

Цель: Познакомить  детей с народной дымковской игрушкой, как наследием и традициями великого русского народа. Способствовать патриотическому  и художественному воспитанию дошкольников.

Задачи:

1.Создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия :

- знакомить с образцами народного промысла

-учить понимать, оценивать красоту

-воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств

-формировать чувство ритма, цвета, гармонии.

2. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, украшение налепом, аппликацию, печать спонжевой кистью.

- Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа

-учить самостоятельно составлять композиции, цветосочетания, выбирать шаг и ритм узора на основе полученных знаний

-поощрять творческие самостоятельные решения, использование разных техник и инструментов в работе.

3. С целью социально личностного развития детей  создать различные ситуации для общения, игр с детьми других групп. Вовлечь родителей воспитанников в единый творческий процесс.

Проект был рассчитан  на две недели, но он продлился ещё на три дня, так как в процессе работы пришла идея провести колядки в костюмах с элементами дымковских образов.Творческая группа воспитателей: Берлина Наталья Ивановна, Городовая Гузель Фердависовна, Мясникова Елена Алексеевна, Плеханова Наталья Вячеславовна и старший воспитатель Пинигина Наталья Владимировна разработали план мероприятий и привлекли воспитанников из трёх разных групп среднего и старшего возрастов. Примерно в различных мероприятиях были задействованы 75 детей и 11 родителей.

Предполагаемый результат

У детей:

- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории

- развить способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи

- Вызвать эмоциональную отзывчивость, интерес к народной культуре, чувство гордости за свой народ и его традиции

-способствовать умению у детей выражать в речи собственный взгляд, общаться  со сверстниками и взрослыми в рамках делового разговора в новом для них обществе.

У педагогов

- совместная  групповая работа педагогов  поможет собрать и обогатить в деталях окружающую среду для художественного восприятия детьми образцов декоративно прикладного искусства

-а так же выработать  стиль наиболее эффективного взаимодействия с семьями воспитанников

- создать условия для более эффективного речевого и социально личностного развития ребёнка.

Мы подвели детей к основополагающему вопросу:«Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»

План проекта:

  • «Приготовьте, дети ушки…» (слушание сказочной истории свистульки, с которой началась дымковская игрушка).
  • В мастерской глины  (просмотр видео ролика О. Романовой о дымковской игрушке).
  • Разгадываем секреты мастерства и узора (подбор и рассматривание  дидактического материала, альбомов по художественной росписи).
  • Давайте поиграем (организация народных подвижных игр с элементами фольклора).
  • Прикоснёмся к прекрасному (посещение мини музея, организованного в одной из групп).
  • «Незатейливый узор, оторвать не в силах взор» роспись штампами разных размеров.
  • «Утка-Марфутка, появись, детям нашим покажись»(лепка из солёного теста и роспись штампами).
  • «Там гуляют у реки индюки да петухи»(роспись полу объёмных форм из картона и плотной бумаги).
  • «Как у наших ворот завели хоровод» ( декоративное рисование кистью разного размера с детьми старшего возраста)
  • «Барышни-кокетки» ( конструирование из бумаги и подручного материала).
  • «Украсим стул»  (роспись детского стула для игр элементами узора)
  • «Открывай ворота, к вам идёт коляда!» (Создание элементов народного костюма с элементами дымковских образов аппликация на ткани из клейкой бумаги).

-В процессе изобразительной деятельности дети овладели понятиями: шаг, ритм узора.

-Увидели закономерность использования цвета в создании узора. Например, крупные кольца, полоски, круги, пятна мастерицы прорисовывали яркими цветами - оранжевым, жёлтым, красным. Такие цвета, как синий, зелёный, чёрный можно увидетьчаще в  точках или тонких полосках.

-Познакомились с понятием в декорировании, таким, как «налеп» из пластилина, «волна», «оборка».

Совместная творческая и познавательная деятельность переплеталась с дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку - найди вторую половинку», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Дети поиграли в новые для них народные подвижные  игры: «Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы».  Хороводные игры словами объединяли всех воспитанников,  снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов.

Рассматривание альбомов, сопровождалось  чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

К традиционным формам и методам реализации проекта можно добавить мотивационный метод «подмастерья»(взрослый и ребёнок в едином творческом процессе).

Метод соревнования, кто быстрее соберёт, назовёт и т.д. 

Метод эксперимента в нетрадиционной технике изображения, использование подручного материала для конструирования объёмных барышень.

Центральными событиями проекта можно назвать создание мини музея с помощью родителей, выставка совместных и детских работ, участие в народном обрядовом празднике – колядках.

В течение двух недель педагоги и дети обменивались информацией, результатом художественной деятельности и представляли друг другу народные игры. То есть дети были источником информации и инициаторами многих событий. Ценно и то, что в основу мероприятий было положено действие, эксперимент, творчество материальный продукт. Расписной стул, который можно много вариативно использовать в играх, юбки, фартуки, сшитые родителями и украшенные детьми, пригодятся для множества последующих мероприятий. Изготовленные детьми старших групп шаблоны и трафареты дополнили уголки творчества. 

Знакомство воспитанников  с произведениями народных мастеров, с историей промыслов в дальнейшем обязательно продолжится и именно в форме объединения педагогов и детей из нескольких групп.в творческую групп.

Совместная детско-взрослая деятельность

Кругоозор, набор знаний об обществе, природе  и мире в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Экологическая тропа: «Удивительное рядом» Старшая группа

Обогощение  и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...

Исследовательско – творческий проект «Удивительное рядом»

У нас на Земле много рек, озер, морей и океанов. В них свой неповторимый подводный мир. Главные обитатели водных просторов – рыбы. В реках и озерах вода не соленая, как в море, а пресная. Здесь живут ...

Проект краткосрочный творческий для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом».

МАДОУ детский сад №75 присмотра и оздоровления г.Тюмени КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Удивительное рядом» Автор проекта: Файзуллина Н.П. Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействия...

Счетные палочки - все гениальное - просто.

Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи аб...