Информационный практико-ориентированный среднесрочный проект в детском саду "Грибное царство"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Родяхина Юлия Борисовна

Проект для подготовительной группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gribnoe_tsarstvo_dlya_sayta.docx842.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 66 «Белочка»

Информационный практико-ориентированный проект

средней продолжительности

в средней группе

«ГРИБНОЕ ЦАРСТВО»

Подготовила:

Родяхина Ю.Б.

Проект «Грибное царство»

" Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования" 

Тип проекта:

Коллективный, информационный практико-ориентированный.  

Срок реализации:

 среднесрочный (2 месяца)

 

Актуальность:

 Знания о грибах у большинства детей и их родителей заканчиваются тем, что они узнают съедобные/ядовитые грибы. А ведь лесной гриб - лишь крошечная часть огромной грибницы, самого большого живого существа на нашей планете. Красивые лишайники и светящиеся гнилушки, вкусный кефир и пышный хлеб, спасительные лекарства и деликатесный сыр - все это щедро дарит нам грибное царство.

Модель трёх вопросов.

Что мы знаем  о грибах

Что мы хотим узнать

Что нужно сделать, чтобы узнать 

Грибы бывают разные

Какие бывают грибы

Спросить у взрослых

Грибы  бывают летом

Где любят расти грибы

Сходить в лес

Грибы очень красивые

Почему их называют по- разному

Посмотреть в интернете

У грибов есть шляпки

Как узнать опасный гриб

Позвонить учёным

Грибы бывают опасные

Кто любит есть грибы в природе

Прочитать в книжке

Грибы  прячутся и их не видно

Что можно делать из грибов

Посмотреть по телевизору программу про природу

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта; формирование представления у старших дошкольников о разнообразии грибов родного края

 

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о грибах; их строении, способах и местах произрастания (мир грибов многообразен); сформировать представления детей о значении грибов в природе;  
  • узнать, откуда берутся  названия грибов, узнать, как они устроены, как растут, зачем нужны в природе, приносят ли пользу или вред человеку;
  • воспитывать доброе и бережное отношение  к миру природы, формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;  
  • углубить понимание неповторимости каждого гриба в природе, необходимость оберегать  их места обитания, необходимости сохранения биоразнообразия грибов;  
  • обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
  • развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада;  
  • развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;  
  • познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов- двойников;
  • показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы; совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
  • способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи; умению работать с дополнительным материалом 
  •  развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • обучать восприятию красоты природы и передаче её через рисунки, лепку, аппликацию;
  • расширять, обобщать, активизировать  словарь по теме «ГРИБЫ».
  • развивать коммуникативные навыки;  
  • воспитывать         интерес         к         творческим         усилиям         товарищей,         а         также         личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к природе;
  • активизировать творческие способности детей;
  • привлечь внимание общественности к тому, что в результате хозяйственной деятельности человека вырубки лесов, распашки целинных степей, осушения болот многие виды грибов перестали произрастать;
  • научиться воссоздавать грибы из материалов с помощью различных техник;  

Объект  исследования:

Грибы  

Предмет исследования:

Многообразие грибов, произрастающих в окрестностях  г. Смоленска.  

 

Ожидаемые результаты

  • у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
  • дети будут уверенно отличать  узнавать и называть грибы и определять среди них съедобные и несъедобные;
  • смогут  определять грибы  и их названия по атласу;
  • будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, строения,  питания, местах произрастания;  будут знать цикл развития гриба;
  • узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и животным грибы;

о правилах сбора, обработке, заготовке  и хранения;

  • узнают как оказывать первую помощь при грибных отравлениях;
  • смогут находить сходства и различия грибов -двойников;
  • научаться составлять описательный рассказ о грибе с использованием опорной схемы;
  • у ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи;
  • смогут  создавать грибы из материалов с помощью различных техник;
  • ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
  • ребята научатся вести наблюдения за объектами живой  природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
  • все живые организмы имеют равное право на жизнь.
  • в природе все взаимосвязано.
  • в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
  • к экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Методы проекта:

 

Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдение и поиск образцов  в природе

Наглядные: муляжи, мультемедийные презентации, энциклопедии, открытки, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, модели. Словесные: беседы, чтение художественной литературы.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:    

  • дети подготовительной  группы;

 - родители воспитанников (совместная семейная детсковзрослая творческая деятельность, наблюдения, зарисовки);  

  • воспитатели группы (организация исследований, игры,  привлечение к участию в проекте родителей, оформление вместе с детьми результатов исследований; создание условий для развития творческих способностей ребят,

создание минимузея «Грибная сказка», выставка творческих работ);  

2. Информационное обеспечение. 

  • Объекты: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты,  
  • видео презентации  

3. Материально-техническое обеспечение.

-Презентации о съедобных и ядовитых грибах.  

- фотоаппарат, мультимедийное оборудование, магнитофон,

Сотрудничество с семьёй: 

Консультации «Ловушки для грибника», «Всяк грибок знает свой срок», «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут», «Народные приметы о грибах»

 

Продукт проектной деятельности: 

  • создание каталога грибов изучаемой местности;
  • подборка и описание дидактических игр;  
  • выставка творческих работ;
  • создание минимузея «Грибная сказка»;  
  • создание презентаций о грибах

 

Реализация проекта

1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.  

1.

Составление плана работы по реализации проекта

2.

Создание наглядного раздаточного материала  

3.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Грибы»;

4.

Знакомство с литературными произведениями:  

Русская народная сказка (в обработке В. Даля)  «Война грибов с ягодами»  Русская народная сказка «Мухоморы»  

В. Сутеев «Живые грибы»  

Антон Лукин «Полезные грибы»  

А. Лопатина «Знакомство с грибами»  

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»), Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы»

5.

Анкетирование среди родителей «Грибники»

6.

Просмотр мультфильмов:

«Как грибы с Горохом воевали» 1977

«Белый гриб» («Лунтик»203 серия)

«Грибок-теремок», «Крот и грибы»,  

Песня для детей – «Тихо спят грибы» Слова С. Скаченкова

Уроки тётушки Совы «Про грибы»

«В стране грибов»-таллиннфильм, мультфильм на Video.mail.ru 

 

7.

Создание эмблемы проекта

8.

Экологический десант (определение, расчистка территории для видовой точки «Грибы»)

2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами

Виды деятельности 

Сроки 

Форма регистрации результата

1.

 

 

Беседы с детьми: «Путешествие в мир грибов»,  

«Разнообразие грибов», «Роль грибов в природе», «Грибы-двойники»

окябрь

Папки - передвижки

2.

Музыкальная игра «Грибок»  

 

 

На прогулках, в режиме дня

фотографии

3.

Дидактические игры: « Кто скорее соберет», « Большой -маленький», «Съедобное - несъедобное», «Грибные пазлы», «Четвёртый лишний», «Лабиринты: грибники», «Чудесный мешочек»

В режиме дня

Описание         игр, каталог

 

 

«Такие разные грибы», «Парочки», «Половинки»,

«Мозаика»

4.

 

Совместная работа детей и родителей – составление описательного рассказа о грибах с детскими рисунками «Опята - дружные ребята»

Описательный рассказ о грибах с детскими рисунками 

5.

 

Создание сенсорного панно «Грибная поляна»

октябрь - ноябрь

Сенсорное панно, фотографии

6.

 

Инсценировка В Сутеев «Под грибом»

ноябрь

Фотографии, конспект.         

 

7.

Подвижные игры «У медведя во бору», «По грибы», Игра "Ягоды, грибы, орехи", Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли»

Октябрь - ноябрь

Описание игр

 

8.

Организация в группе минимузея «Грибная сказка»

ноябрь

Фотографии, описание музея

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту

Виды деятельности 

Сроки 

Форма         регистрации

результата

1.

 

Выставка детских работ детей сада «Удивительные грибы»

ноябрь

Выставка фотографии 

2.

Организация выставки совместных работ по теме: «Такие разные грибы». Изготовление совместно с ребенком различными способами: оригами,

аппликация, из бросового материала…;  

ноябрь

Выставка

3.

Создание каталога грибов изучаемой местности

ноябрь

Каталог

4.

Издание         книги         с         произведениями         о         грибах,

иллюстрированные рисунками детей

ноябрь

Книга, рисунки

 

 

Работая над проектом, пришли к  выводу:

Результат исследования показал, что видовой состав грибов окрестностей   не является значительным (создан каталог «Грибы»)   Мы увидели и понаблюдали за грибами, которые появляются осенью на экологической тропе.

 

Мы узнали:

  1. Грибы это не растения и не животные. Слово «Гриб» означает: «то, что вырывается, вылазит из земли»;
  2. У детей сформированы элементарные представления о грибах; их строении, способах и местах произрастания;
  3. Люди называют грибы, исходя из его внешнего вида или учитывая растение, около которого  они растут;
  4. Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях. Блюда из съедобных грибов традиционно входят в национальные кухни многих народов мира. Во многих странах развито промышленное выращивание съедобных грибов. Но немало среди них и таких, которые опасны для здоровья;   5. Мы увидели, что формы плодовых тел бывают очень разнообразны.
  • Шляпочные грибы — шляпка расположена на ножке или сидячая, прикреплённая краем к вертикальной поверхности.
  • Веерообразные (например, вешенки) 
  • Копытообразные плодовые тела (трутовики).
  • Шарообразные (грушевидные) плодовые тела (дождевики).
  1. Мы научились воссоздавать образы грибов из материалов с помощью различных техник; созданные из бумаги, пластилина и папье-маше; позволили обзавестись собственной грибной поляной, не нанося вреда природе.
  2. На территории детского сада созданы условия для сохранения видового разнообразия  съедобных грибов: создана видовая точка «Грибы» с искусственно созданной грибницей, установлены экологические знаки;
  3. Мы привлекли  внимание общественности к тому, что в результате хозяйственной деятельности человека вырубки лесов, распашки целинных степей, осушения болот численность многих видов грибов значительно сократилась.

В результате изучения материала по данной теме было установлено, что   удивительный мир  грибов в себе еще много неразгаданных загадок.  

 

Литература:

  1. И. Урмина, Т. Данилина Инновационная деятельность в ДОУ //Москва, Линка- пресс 2009
  2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова образовательные проекты в детском саду // Москва, 2008 3. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения // Москва, 2006
  1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников //Москва, 2009 П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

Тип проекта:—    информационно-практико-ориентированный;—    детско-родительский;—    долгосрочный....

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...