НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Загадки природы - природные явления».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.  Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_po_opytno.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по опытно-экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста  

«Загадки природы - природные явления».

Выполнила:

Леонтьева Е.В.

Воспитатель

МБДОУ «Рябинушка»

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

2. Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.

3. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.

4. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.

5. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.

6. Обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты.

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».

2. Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.

3. Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга».

4. Наблюдения за неживой природой.

5. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.

6. Изготовление макета вулкана.

7. Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.

Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, окрашенной в красный цвет, поддон, чайная ложка, воронка; видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой; диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребёнка.

Ход НОД:

Воспитатель:  Ребята, давайте поздороваемся с вами, как с хорошими друзьями и  подарим друг другу улыбку.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Воспитатель:  Ребята,  я хочу вам предложить сегодня отправиться в удивительное место?  Хотите? (Ответы детей)

Воспитатель: Но,  чтобы нам попасть в это удивительное место нужно надеть белые халаты и шапочки. Я тоже надену халат.

-Вы готовы?  (Ответы детей) Тогда проходите.

Воспитатель: Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, что это за место? Ответы детей (Лаборатория)

Воспитатель: А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно,  в лаборатории учёные, лаборанты проводят опыты, эксперименты.

-Что же мы здесь видим?  Дети отвечают (колбы, баночки, лупы, весы и т. д)

Воспитатель: правильно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, весы, увеличительные стёкла и многое другое - это всё то, что нужно для опытов.

Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана.

- Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)

- Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан?  (Ответы детей)

-Давайте посмотрим на экран.(Слайд №1)

Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

- На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).

- Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

(Слайд № 2)

Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

(Слайд №3)

Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)

Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.

(ВИДЕО № 1)

(Действующий вулкан)

       Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.

        Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.

     А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, уксус и моющее средство для посуды.

Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем. В кратер нашего вулкана будем насыпать ложку соды, затем добавим красной краски, немного моющего средства для посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (дети по указанию воспитателя добавляют ингредиенты в жерло вулкана)  А теперь внимание!

(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана).

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

Молодцы ребята,  вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Воспитатель: Ребята, в природе много всего удивительного. А кто из вас знает, как образуется дождь? Хотите узнать, тогда я  предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.

(ВИДЕО №2-  «Как образуется дождик» )

-Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождь?   (Дети отвечают)

 (СЛАЙД№ 4)

       Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озёрах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите.   (Дети повторяют)

      Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы сами сможете поучаствовать в образовании дождика.

     Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы аккуратно на крышку будете укладывать кубики льда.

(Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда)

-Ребята, смотрите,  у нас пошёл дождик. Мы с вами настоящие волшебники.

-Ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка: «Дождь»

Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом – (Бег)

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово)

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой)

От дождя себя укроем.

-Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга -

Это в небе… (Радуга)

(Слайд №5)

- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов?

Ответы детей

Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:

Каждый – красный

Охотник - оранжевый

Желает - жёлтый

Знать - зелёный

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый.

      Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?

(СЛАЙД №6)

Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

-Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.

Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

Давайте попробуем.  (Дети выполняют опыт)

А так же радугу можем увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под весёлую музыку. (Игра с мыльными пузырями)

      Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти сесть за столы и вспомнить о чём я вам сегодня рассказывала, и зарисовать свои впечатления о дожде, о вулкане, о радуге.

Литература:

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Л.А.Королева Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2016;

«Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М, Кларина – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013;

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Загадки природы"

Для маленького человечка мир представляется нечто необъятным, волнующим и загадочным.  Новые предметы, яркие краски и удивительные открытия – все это окружает ребенка с первых дней жи...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...