КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «КОСМОС ЗОВЁТ!» (для старшего дошкольного возраста)
проект по окружающему миру

Гончарова Жанна Юрьевна

Краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_zovyot.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«КОСМОС ЗОВЁТ!»

(для старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

г.о.Подольск – 2022 г

Краткосрочный проект для подготовительной группы детского сада «Космос зовет»

Актуальность проекта:

Углубить поверхностные знания детей о космосе, о существовании праздника –день космонавтики, о первом человеке, полетевшем в космос, об освоении космоса.

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, на формирование у них познавательной активности, на воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей).

Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, представлений о роли человека в изучении космического пространства

Задачи для детей:

Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной     системе и ее планетах;

расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (50-летием первого полета в космос);

формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;

воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;

воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Задачи для педагога:

обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей элементарных знаний по теме «Космос»

Сформировать нравственно-патриотические чувства,  в процессе реализации проекта.

Заинтересовать детей темой космоса, расширить у них проявление их познавательной активности: вместе с родителями находить  информацию по теме, рассказывать  и делиться своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

2 этап

1. Проведение по разработанной технологии;

2. Работа с родителями по заданной теме

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

Предварительная работа:

• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

• Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?

• Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский  “Моя первая книга о Космосе”

• Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”

• Домашнее задание: вместе с родителями сделать поделку из LEGO.

1 этап

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у нас возникло очень много:

«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?»

«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»

«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»

«А Луна далеко или близко?»

«Почему нельзя достать до неба?»

«Почему Солнце горячее?»

«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?»

«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?»

«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»

«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»

«Почему Луна не падает, а звезды падают?»

«Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос?»

Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.

• Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.

• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.

• Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных методов»  обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.

Как найти ответы на все интересующие вопросы:

(Предложить детям посмотреть ответы в интернете или спросить у родителей).

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.

2 этап - реализация проекта.

Решение поставленных задач с детьми:

НОД: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Полёт в космос»

 Решение поставленных задач с родителями:

Организация выставки совместных с детьми работ «Наш космос»

Интеграция образовательных областей.

Физическое развитие.

Подвижные игры

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов».  Цель: Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Речевое развитие.

НОД «Гость с другой планеты»

Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать память, мышление, воображение.

Чтение художественной литературы А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Познавательное развитие

«Кого принимают в космонавты?» Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Отгадывание загадок.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на …

***

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется …

***

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в …

***

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный,

И необычайный,

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть …

***

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно незаметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная ….

***

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе …

***

Медведь на глыбе ледяной,

Подружка в небе над волной.

Она – созвездье, он живой

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой …

***

Конструирование «Космические корабли»

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».

Сюжетно-ролевые игры

«Подготовка в космос»

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Наблюдения на прогулке за небом и звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние(с родителями).

Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»

Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях, их разнообразии.

Познакомить детей с понятием планета. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.

Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.

Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Мой друг инопланетянин», «Северное сияние»

Аппликация

«Звездное небо», «Ракета»,

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Работа с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных рисунков «Наш космос».

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?

• Кто летает в Космос?

• Кто первый полетел в космос?

• Как звали первого космонавта?

• На чем летают в космос?

• Зачем люди летают в Космос?

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.

2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 2001.

3. Калашников В. О звездах и планетах.

4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.

5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,2002.

6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.

7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.

8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и их родителей Тема: «Дарите людям доброту»

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по укреплению семейных традиций. Помочь родителям преодолеть трудности  в воспитании духовно-нравственной личности....

Долгосрочный проект "Космос" для детей старшего дошкольного возраста

12 апреля - день авиации и космонавтики. Детям о космосе: песни, стихи, загадки, цитаты о космосе и космонавтике....

Проект "Космос" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Краткосрочный проект по ПДД для старшего дошкольного возраста «По дороге со знаками дорожного движения»

Цель данного проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах в летний период....

Краткосрочный проект "Мамочка любимая моя!" старший дошкольный возраст

Актуальность проблемы: Мама – самый главный человек в жизни каждого человека. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама,  какой любви она заслуживает. В бешеном темпе соврем...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «КОСМОС ЗОВЁТ!» (для старшего дошкольного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ«КОСМОС ЗОВЁТ!»(для старшего дошкольного возраста)...