Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Алтайский колосок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Алексеевна Панина

Цель зянятия: создавать условия для обогащения  представлений  у детей  об особенностях выращивания пшеницы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №157 «ТОПОЛЁК»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА

Конспект

образовательной деятельности

с детьми старшей группы по теме: «Алтайский колосок»

Образовательная область: познавательное развитие

Автор: Панина О.А., воспитатель

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема занятия: «Алтайский колосок».

Цель: создавать условия для обогащения  представлений  у детей  об особенностях выращивания пшеницы.  

Задачи:

-способствовать  обогащению  представлений  у детей  об особенностях выращивания пшеницы;

-способствовать пополнению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, совершенствовать у детей диалогическую форму речи;

- пробуждать у детей интерес к  разным видам сельхозработ и техники;

-способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей в процессе изготовления хлебобулочных изделий из солёного теста;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.

Словарная работа:  пахота, тракторист, сеялки, сорные травы, комбайнер, комбайн, обмолачивать, копна, мукомольный завод.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин о труде хлеборобов на Алтае, картины «Жатва» Г.Мясоедова, альбома «Сельскохозяйственные  машины»; разучивание поговорок, пословиц, стихотворений о хлебе, об Алтайском крае; беседа  «Как хлеб на стол пришел».

Оборудование: кукла старик - годовик; проектор для презентации слайдов «Золотая нива»; музыкальная композиция  М.Евдокимова «Мой край для меня - это Родина!»;  два чудесных мешочка с мукой и зёрнами пшеницы; пшеничные колосья; кофемолка для перемолки зёрен; солёное тесто; детские фартуки и косынки .

1.Организационный момент, начало занятия.

Цель: организация  внимания детей, настроить детей на активную деятельность.

Методы и приемы: сюрпризный момент-появление старика-годовика;  использование художественного слова(стихотворения об Алтайском крае); путешествие с помощью воздушного шара и музыкальной композиции М.Евдокимова «Мой край для меня - это Родина!».

Деятельность

детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого.

Дети  охотно отвечают на вопросы и предложения педагога.

Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

Воспитатель: -Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнемся друг другу:

-В круг широкий, вижу  я,

Встали все мои друзья

Улыбнемся, подмигнем,

И общение начнем.

(В-ль обращает внимание детей на куклу сидящую в уголке)

Воспитатель:-Смотрите, ребята, а у нас ещё один гость. Кто же это? (рассмотреть игрушку) …мне кажется это старик-годовик из сказки Владимира Ивановича Даля «Старик-годовик»?Вспомнили?

- И махнул старик-годовик рукой, и полетели три птицы. А птицы были не простые. Принесли они нам на своих крыльях в гости красавицу …какое сейчас время года? (осень). Красавица осень принесла нам подарки  - свои дары. И были эти дары и с садов, и с огородов, и с бескрайних полей нашего края. Как называется наш край? (Алтайский)

Воспитатель:-Да, мы с вами жители Алтайского края, в этом году исполнилось 80 лет нашему прекрасному краю. (дети читают стихи)

Я люблю тебя, Алтай,                            

Родина мне милая!

Ты меня взрастил, мой край,

Дал для жизни силы мне.

Деревенские просёлки                        

И берёзовые колки,

Лес могучий, горы, реки-

Всё слилось в  тебе навеки!

Край родной, где мы с вами живем,        

Где поля без конца и без края,

Где привольные песни поем –

Это все называем Алтаем.

Алтайский край!                                  

Просторам нет предела,

Полям пшеничным,

Пастбищам, садам!

Воспитатель: -Ребята,  наш Алтайский край славится богатыми урожаями пшеницы! Я предлагаю вам совершить путешествие над пшеничными полями Алтая. Согласны? А полетим мы с вами на воздушном шаре. (звучит припев из песни М.Евдокимова «Мой край для меня - это Родина!»)

Воспитатель: -Проходите, занимайте свои места.

-Готовы? Оправляемся в полет!  

Ребёнок: -Мы на шаре полетим,      

 На пшеницу поглядим,

 Будет славным урожай

 И прославит наш Алтай.

Путешествие на воздушном шаре с помощью волшебных слов и музыкальной композиции, сюрпризный момент–появление старика-годовика, использованы  с целью организации внимания детей, поднятия настроения.

Результат организационного момента:

-дети включились в занятие;

- у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему

2. Основная часть занятия.

Цель: способствовать  обогащению  представлений  у детей  об особенностях выращивания пшеницы; способствовать пополнению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, совершенствовать у детей диалогическую форму речи;  пробуждать у детей интерес к  разным видам сельхозработ и техники;

Методы и приемы: рассказ воспитателя о выращивании пшеницы с использованием презентации слайдов «Золотая нива»; динамическая пауза «Жура-жура-журавель; продуктивная деятельность-изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети внимательно слушают рассказ педагога, проявляют интерес к презентации слайдов.

Дети свободно перемещаются во время занятия , с удовольствием участвуют в динамической паузе «Жура-жура-журавель! . Дети, охотно отвечают на вопросы педагога.

Сидя за столами, выясняют, последовательность изготовления куклы. Дети проявляют активность  в опытно- экспериментальной деятельности.

Дети с интересом приступают к продуктивной деятельности. Некоторые дети выполняют задание быстро. Другие ждут подсказки или помощи. Все дети целеустремлённо стараются решить проблемную ситуацию -изготовить  для кукол хлебобулочные изделия.

Воспитатель:- Мы с вами пролетаем над пшеничными полями, а для того, чтобы были богатые урожаи пшеницы осенью, люди трудятся с весны.

(слайды с изображением пшеничных полей)

Воспитатель: -Весной  на полях начинается пахота. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

(слайд с  изображением трактора с плугом)

Воспитатель: -А кто управляет трактором?(тракторист)

-Вот земля стала рыхлой и мягкой. Настало время сеять семена пшеницы.

-К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

(слайд с изображением сеялок)

-Вот пшеница и взошла! Но ведь с ней взошли и сорняки. Что же делать? (полоть, убирать сорняки) (слайд с изображением сорняков)

-Конечно! И вновь на помощь людям приходит машина, точнее самолет. Кто управляет самолётом?(пилот). С самолёта разбрасывают над полями химические вещества, которые уничтожают сорные травы. И наша пшеничка спокойно созревает.

(слайд с изображением самолёта)

-А что же дальше ?Дальше, ребята, начинается жатва- это уборка урожая пшеницы. Чем же убирают пшеницу? (комбайном)

(слайд с изображением комбайна)

-Кто управляет комбайном? (комбайнёр)

-Молодцы, комбайн – это интересная машина, которая выполняет сразу несколько операций: сначала срезает пшеницу, обмолачивает её, потом высыпает зерна в кузов машины и затем собирает солому в копны.

Машины с полей везут пшеницу на мукомольные заводы, (слайд с изображением мукомольного завода) там её перемалывают и получают муку, затем муку отвезут на хлебозавод  или пекарню и пекут там для всех нас хлеб, булочки, батоны, что мы так любим, без чего не обходятся ни один завтрак, обед и ужин! (слайд с изображением пекарни и хлебобулочных изделий)

-Устали путешествовать? Давайте приземлимся и разомнемся!

Динамическая пауза:

-Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

-Ребята, по-моему мы с вами оказались в пекарне?

- Давайте подойдём к столу.

 (На столе мешочки с зерном и мукой)

-Потрогайте мешочки и определите где мука? Где зерно? (детские высказывания)

-Как вы догадались? (детские высказывания)

- Как получается мука? (детские высказывания)

-Я вам предлагаю стать мукомолами и самим попробовать перемолоть зерна в муку. Одевайте фартуки, косынки и пилотки.  

Опыт (на кофемолке перемалываем зёрна)

-Мы с вами насыпем зёрна пшеницы в кофемолку, включим её и посмотрим что же получится? Как вы думаете? (детские высказывания)

-Смотрите, вот  и мука. Муку мы получили из пшеницы, значит она какая?(пшеничная)

-У пекарей пшеничная мука считается самой лучшей, из неё получаются светлые, вкусные хлебобулочные изделия.

-Мы с вами сейчас были настоящими мукомолами , а  хотите стать настоящими пекарями? Проходите к столу, предлагаю сделать булочки, баранки для кукол (на столе тесто, дети делают из теста баранки , булочки  и раскладываем на лист , дети снимают фартуки, косынки, пилотки, берём лист с изделиями с собой)

В основной части занятия используется ИКТ: презентация «Алтайский колосок».  Дети внимательно слушают воспитателя,  активно ведут диалог, педагог старается вовлекать всех детей в разговор. Дети стараются  отвечать на вопросы полным ответом. Пополняется словарный запас детей, расширяется кругозор.  

3. Заключительная часть занятия.

Цель: побуждать  детей оценивать свою работу и  обобщать знания, полученные на занятии.

Методы и приемы: рассматривание результата продуктивной деятельности; для возвращения в детский сад использование воздушного шара и музыкальной композиции М.Евдокимова «Мой край для меня - это Родина!» ; использование художественного слова;  подводя итог занятия, педагог задает вопросы детям.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети совместно с воспитателем делают вывод об усвоенном материале, анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы педагога

Воспитатель:  - Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. (рассаживаемся на воздушном шаре, звучит припев из песни М.Евдокимова «Мой край для меня - это Родина!»)

-Где мы с вами путешествовали?(над пшеничными полями)

-Какие работы выполняют люди на полях, чтобы вырастить урожай?(весной пашут землю, затем сеют пшеницу, пропалывают, и убирают урожай)

-Какие машины помогают человеку?(трактор, самолёт, комбайн)

- Вы теперь знаете, какой долгий путь прошел хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Относитесь с любовью и уважением к нему и к тем, кто трудится, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб! Никогда не выбрасывайте хлеб, остатки можно покрошить для птиц.

Ребёнок: -Хлеб растят не для объедков,                    

От зари и до зари.

Говорят в народе метко.

Съесть не можешь, не бери!

- Хлеб-главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

-Вот мы и вернулись из путешествия! Старик-годовик с осенью  приготовил для вас угощение!

  Дети оценивают свою работу, выражают свое отношение к результату деятельности других детей. Дети стараются отвечать на вопросы полным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины »

Конспект занятия в  старшей группе на тему:   «История о символах»    Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...

Конспект динамического часа с детьми старшей группы: на тему: "В далекой Африке"

Ход динамического часа Воспитатель: Построение в шеренгу.  Подравняйтесь. Улыбнитесь приветливо мне, солнышку, друг другу и гостям. Ребята, знаете ли вы, что есть страны, где нет зимы. Давай...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Круговорот воды в природе»

Непосредственно образовательная деятельность с детьмистаршей группы на тему: «Круговорот воды в природе»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Занятие в старшей группе по теме «Алтайский национальный аил и его разновидности» «Домашний очаг. Его почитание»

Цель: Познакомить детей с национальными алтайскими аилами. Задача: Вызвать интерес к предметам быта алтайского народа. Обряды и обычаи алтайцев....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Каша для Незнайки" (лексическая тема «Продукты питания»)

Основой данной образовательной ситуации- является системно-деятельностный подход и образовательная технология"Ситуация", которую мы успешно применяем в своей педагогической деятельности.Данн...