Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Гарифуллина Татьяна Николаевна

Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;

развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sod_.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;

развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений.

Задачи:

Обучающие:

- Расширить  представления детей о свойствах воды – прозрачная, жидкая, ее можно наливать, на морозе превращается в лед, воду можно окрасить с помощью красок.

- Расширить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, в тепле тает и образуется вода, форма льдинок зависит от формы посуды, в которую налили воду, из окрашенной воды получается цветной лед.

- Обучать детей экспериментированию  в виде пробующих действий – потрогать руками, насколько лед твердый, гладкий, скользкий; положить льдинку на теплую руку (льдинка начнет таять, рука станет мокрая).

- Активизировать речь детей через познавательные вопросы

- Обучать ходьбе и бегу змейкой

Развивающие:

- Способствовать развитию внимания и интереса к явлениям природы

- Развивать у детей умение наблюдать, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их совместно с воспитателем и делать выводы

- Способствовать развитию умения быстро замирать, держать статичное положение тела через тематические подвижные игры.

Воспитывающие:

- воспитывать уважительное и внимательное отношение к природе;

- воспитывать умение выслушивать ответы детей, не отвечать всем разом

- благоустраивать и украшать участок детского сада

- воспитывать умение соблюдать правила в подвижных играх

Предварительная работа:

- Беседа о свойствах воды, где в природе мы встречаем воду;

- Экспериментальная деятельность «Окрашивание воды желтой, синей, красной акварельной краской. Получение зеленого цвета через смешивание желтой и синей жидкостей»;

- беседа про зимние игры на льду;

- отгадывание загадок про лед и сосульки;

- экспериментальная деятельность «Изготовление картин из льда и природного материала»

- чтение стихотворений  В.Берестова «Гололедица»,  С. Черного «Мчусь, как ветер, на коньках…».

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, метод познавательных вопросов, использование художественного слова, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: столик, поднос, круглые, прямоугольные, фигурные формочки, емкости с окрашенной водой,  петельки из крепкой нити, лопаты, ведерки, санки, мягкие ледянки, снежки, льдинки с петельками для украшения участка.

План прогулки:

1 наблюдение - первая часть, наливаем окрашенную воду в емкости разной формы и размера, в часть емкостей помещаем петельки из прочной нити.  4мин

2 подвижные игры «Заморозки», «Лед-вода» 10 мин

3 самостоятельная игровая деятельность  с выносным материалом – лопаты, ведерки; катание с горы на мягких ледянках, катание друг друга на санках. 35мин

4 труд детей на участке – уборка снега на участке, расчистка дорожек. 7-10 мин

5 индивидуальная работа – хотьба и бег змейкой по дорожке между снежками 8-10мин

6 дидактическая игра «Найди лед на участке детского сада» 7мин

7 наблюдение  - вторая часть - что стало с окрашенной водой на морозе, вся ли вода успела замерзнуть? Какие у льда свойства. 4мин

Ход совместной образовательной деятельности:

Воспитатель собирает детей закличкой «Эй, дружок, эй дружок- подходи скорей в кружок. Дети собираются вокруг демонстрационного столика.

Восп.: Ребята, сегодня мы хотим увидеть чудеса природы и подготовили разные формочки и цветную воду. Но нам нужен помощник. Я расскажу стихотворение, а вы послушайте, кто будет нашим помощником.

Как же так случается,

Вода в лёд превращается?

Почему зимой природа

Замораживает воду?

Это всё мороз — проказник

Нам зимой устроил праздник.

Кто же нам поможет?

Ответы детей: мороз

Восп.: Да, сегодня мы посмотрим, как вода превращается в лед.

Давайте вспомним, какую воду мы взяли сначала в группе, она была цветная?

Ответы детей.

Восп.: мы взяли простую воду, она прозрачная, бесцветная. А с помощью красок мы придали воде разные цвета. Какое открытие мы сделали?

Ответы детей: воду можно окрасить.

Восп: а еще мы знаем, что вода жидкая и ее можно наливать. Мы ее не сыпем, не кладем, мы воду льем, она льется. Вот у нас формочки и сейчас мы с вами в эти формочки нальем воду. А какую форму имеют наши формочки?

Ответы детей: разную, круглую, прямоугольную…

Восп.: А как можно назвать эти формочки? Можем сказать, что они фигурные?

Ответы детей: да

Воспитатель наливает в формочки воду разных цветов и вместе с детьми в часть формочек кладет петельки из ниток

Восп.: Ребята, а как вы думаете – когда вода замерзнет и превратиться в льдинки, они тоже будут цветные?

Ответы детей

Восп.: давайте предположим, что льдинки останутся цветные. А какой формы они будут?

Ответы детей

Восп.: Нам осталось подождать, пока мороз подействует на воду, и мы с вами точно будем знать, какие получатся льдинки. А пока мы ждем, предлагаю поиграть в игру «Заморозки». В нашей игре есть правила, не выбегать с поляны, до кого дотронется Мороз, тот должен застыть и не шевелится. Когда Мороз заморозит пятерых, выбираем нового Мороза. А теперь считалочка нам поможет выбрать первого Мороза

«Лыжи, санки и коньки - а Мороз сегодня ты!»

Проводится игра «Заморозки»

Когда дети начинают терять интерес к игре, предлагается игра «Лед-вода»

Правила игры «Лед-вода»

Дети выстраиваются в ряд , водящий перед ними на расстоянии 4-5 метров, спиной к играющим. Пока водящий не видит , дети делают шаги по направлению к водящему. Как только водящий поворачивается и произносит «лед» все застывают. Если водящий замечает, что кто-то пошевелился, игрок выбывает из игры. Задача играющих дойти до водящего и коснутся его рукой. Кто первый дотрагивается до водящего, тот становится новым водящим.

Подвижные игры переходят в самостоятельную деятельность детей.

Время от времени дети подходят к демонстрационному столику, наблюдают постепенное образование льда.

На фоне самостоятельной деятельности детей воспитатель организует трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми.

Перед окончанием прогулки воспитатель с детьми собирает выносной материал.

Воспитатель  собирает детей  вокруг демонстрационного столика.

Восп: сегодня мы говорили о том, что вода на холоде замерзает и превращается в лед. А есть ли лед на нашем участке? Давайте найдем его? Идите во все стороны, смотрите хорошенько

Дети ищут льдины, небольшие сосульки на веточках, рассматривают форму.

Восп.: А теперь вернемся к нашему столику с льдинками. Посмотрите вся ли вода замерзла? (если вода не успела замерзнуть, а только покрылась тонкой корочкой льда, то вторую часть наблюдения проводят на вечерней прогулке)

Ответы детей: замерзли только маленькие формочки, а большие только покрылись льдом

Восп.: Да, это значит, что вода замерзает постепенно, воде в больших емкостях надо больше времени, чтобы превратиться в лед. А льдинки остались цветными, как и вода?

Ответы детей: да, цветные, только льдинки стали светлее, а вода была ярче.

Восп.: Давайте достанем готовые льдинки из формочек и посмотрим какая у них форма? (рассматриваем) Льдинки повторяют  ту форму, в которую мы наливали воду. Из круглой формочки получилась круглая льдинка, а из фигурной, фигурная. А на участке мы находили льдинки совсем непонятной формы. А что мы с вами можем сказать про лед? Помните, недавно мы делали ледяные картины и узнали, что лед остается прозрачным. Давайте выясним, лед твердый? Кто может потрогать льдинку? (воспитатель дает детям потрогать льдину) Мы можем потрогать и сказать – лед твердый, а еще он какой?

Ответы детей: холодный, гладкий, красивый, блестящий

Восп.: Да, верно. А после того, как вы взяли льдинку в теплую руку что произошло?

Ответы детей: рука стала мокрая, лед начал таять.

Восп.: как много мы узнали сегодня про лед. Лед это замерзшая вода – он холодный, гладкий, твердый, блестит, прозрачный, получается из воды, из цветной воды будет цветной лед, если попадет в тепло, начнет таять и опять превращаются в воду. А еще льдинки повторяют ту форму, в какую налили воду. Посмотрите, какие красивые цветные льдинки у нас получились! Давайте украсим льдинками участок. Мы возьмем те льдинки, в которые положили петельки и развесим их на веточках.

Воспитатель  и дети украшают участок, любуются льдинками и уходят с прогулки.

Интернет- ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/28/algoritm-oformleniya-konspekta-nod-v-sootvetstvii-s-fgos-do

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/17/planirovanie-i-organizatsiya-progulki-v-dou

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/11/15/kartoteka-progulok-v-zimniy-period-v-sredney-gruppe

https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post302874283

http://axmama.ru/stihotvorno/detskie-stihi-pro-katok-i-kon-ki/

приложение 1

Методическая подборка загадок и стихов про лед, сосульки, зимние игры

За окошком снег идёт,
Очень близок новый год,
А речушка не течёт,
Ведь сковал речушку … (лёд)

Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед)

Вода по воде плавает.
(Лед)

С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый … (лёд)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лед)

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим … (лёд)


Голубой, как небосвод,
На реке замёрзший …(Лёд)
Он сковал большую реку,
Гладкий, ровный - красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
(Лёд)

Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
(Лёд)

А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.
(Лёд на реке)

Не в темницу, а в светлицу
Запирал мороз девицу.
До весны девице
Не открыть светлицы.
(Лёд на реке)

 Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня - как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.(Льдинка)


Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)
Снега первого я ждал,
Бегал, прыгал и играл.
А теперь я пью микстурку,
Потому что съел … (сосульку)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело —
Всю морковку съело.
(Сосулька)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец – … (сосулька)

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел … (сосульки)

Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
(Сосульки)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет.
(Сосулька)

Зимнею порой бывает
Очень разною погода.
То вдруг солнышко нагрянет,
То бушует непогода.
В оттепель всегда приходим
Очень мокрые с прогулки.
А потом в мороз свисают
С крыш огромные … (сосульки).

Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная … (сосулька)

Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись! (сосульки)

Мчусь, как ветер, на коньках… (С. Чёрный)

Как же так случается,
Вода в лёд превращается?
Почему зимой природа
Замораживает воду?
Это всё мороз — проказник
Нам зимой устроил праздник.
Ну а мы, безумно рады,
Покататься нам отрадно
По блестящей глади льда
На
коньках туда — сюда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах» для детей среднего дошкольного возраста

Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окруж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности По познавательному развитию «В гости к тете зубной щетке» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПо познавательному развитию«В гости к тете зубной щетке»(Для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» для детей среднего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей  №2...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие по любимому городу» для детей старшего дошкольного возраста

Название: «Путешествие по любимому городу».Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель НОД:...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...