Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Куда прячутся лягушки зимой?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Светлана Николаевна

на уровне элементарных представлений знакомить детей с лягушкой, ее  повадками, местом обитания и зимовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuda_pryachutsya_lyagushki_zimoy_dlya_sayta.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №206» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

                                                                                                                                             

Конспект занятия

для детей речевой

подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)

Тема: «Куда прячутся лягушки зимой?»

                                                                                                                                                                     

                                                                                              Составитель:

                                                                                              Мельникова С.Н.

                                                                                              воспитатель

г. Барнаул

Конспект занятия

Составила: Мельникова Светлана Николаевна

Образовательная область: «Познавательное развитие» (биоэтика)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема: «Куда прячутся лягушки зимой?»

Цель: на уровне элементарных представлений познакомить детей с лягушкой, ее  повадками, местом обитания и зимовки.

Задачи:

- воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным, изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам;

- способствовать формированию представлений у детей о лягушках, живущих в нашей местности, как безобидных и полезных существах;

- обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек зимой

- расширять и активизировать словарь детей по теме «земноводные»;

- развивать связную, выразительную речь, умение составлять предложения, делать выводы;

- формировать навык образования прилагательных от существительных;

- закреплять навык использования в речи предлогов;

- развивать внимание, память, целостное восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать произвольность поведения на занятии.

- развивать любознательность.

Лингвистический материал:

сложные слова: экосистема; болотная, озерная, травяная, речная, прудовая; согласование существительных с предлогами.

Оборудование, видеоресурсы, материалы: мультимедийный проектор с экраном, презентация с аудиозаписью пения лягушек и видеозаписью плавания лягушки, стаканы с водой, соломинки, камни, тарелки с водой, модели лягушек из губки, макет экосистемы пруда, игрушки лягушки, изображение лягушки, картины экосистем, в которых может жить лягушка, салфетки

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с разными видами земноводных;

- разучивание подвижной игры «Цапля и лягушки»;

- чтение художественной литературы о лягушках: «Царевна-лягушка» русская народная, «Теремок» русская народная, «Жаба» Погодина, «Лягушка путешественница» Гаршина;

- изготовление макета экосистемы пруда.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу, сопровождая ее эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (удивление, восхищение); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками;

Ход занятия

  1.  Орг. момент.
  •   Мы уже знаем, как к зиме готовятся разные животные, живущие в нашей местности. Сегодня мы выясним все о судьбе в зимний период еще одного очень интересного животного, который…

Не зверь и не птица, всего боится.

Половит мух – и в воду – плюх!

О ком пойдет речь? (о лягушках)

Ребята, а вы знаете, где живут лягушки?

  1. Основная часть
  • Перед вами картины с изображением различных домов природы (экосистем) — пруда, озера, реки, болота, города, пустыни. Разместите лягушек там, где они встречаются.

Различные дома природы с их жителями называются экосистемы (закрепить слово с детьми) 

 Где встречаются лягушки, т.е по месту проживания, произошли их названия

в болоте живет – болотная  лягушка,

в озере – озерная,

в траве – травяная,

в реке – речная,  

в пруду -  прудовая

Как вы считаете, почему лягушки выбирают свой дом около воды? (Кожа лягушки испаряет очень много влаги.)

Где они находятся в жаркий день? (лягушки весь жаркий день проводят в воде или в каком-нибудь укромном убежище и только ночью, когда становится прохладнее, выбираются на сушу).

Через кожу лягушки не только испаряют, но и поглощают, впитывают воду. Поэтому-то лягушки никогда не пьют воду ртом.

  • Воспитатель предлагает пройти к столам, оборудованным для опытов.

Давайте представим, что это настоящие, живые лягушата, которые живут рядом с маленьким болотцем или озерком.

Опыт. Опустите своих лягушат в воду. Что с ними произошло? (лягушата

наполнились водой, как будто бы поправились, растолстели)

Опыт. Греет жаркое солнце, давно не шли дожди, болотце высыхает и кожа лягушат начинает терять влагу, сжиматься. Лягушата худеют, становятся похожи на сухую губку. Предлагаю легко отжать воду из наших лягушат.

Опыт. Но стоит лягушке снова оказаться в воде или просто опустить маленькие, нежные, тоненькие пальчики на лапках в водоем или даже небольшую лужицу, кожа лягушки вновь наполняется водой. (Любой стороной можно опустить губку в воду и вода будет впитываться).

Вот какие замечательные, интересные существа эти лягушки.

  • Но как вы думаете, легко ли их найти в их доме, экосистеме. Почему?

(От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки).

Воспитатель предлагает присесть и обратить внимание на экран.

Показ слайдов

Если лягушка живет на земле, в траве (картинка) ее окраска бурая - под цвет земли, а вот в воде лягушки (картинка) – зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений. Такая окраска делает их незаметными. Зачем? Для чего она прячется, маскируется?

(Во-первых, чтобы ее не поймали, не съели хищники - любители лягушек (щука, сом, норка, выдра, барсук, аисты, чайки, вороны, совы, цапли).

Во-вторых, она незаметна и для тех, кого она сама ловит (мелких насекомых, червей комаров, мошек, слепней, оводов)).

  • Может лягушки прячутся еще благодаря своим быстрым лапкам, т.е. быстро бегают?

(Нет. У лягушки ноги разной длины. Задние ноги длиннее и сильнее чем короткие передние, поэтому резко выпрямляя задние ноги, лягушка прыгает.)

А в воде, что помогает быстро передвигаться? (Перепонки).

Представьте, что вы лягушки. (физ.минутка)

«Вот лягушки вдоль дорожки

Скачут, вытянувши ножки…

Я к ним подошла, они в воду – бултых!

И нечего больше сказать мне про них!»

(Дети  выполняют прыжки из положения приседа как можно выше

Присаживаются, руки над головой с разведенными пальцами и машут ими).

  • А теперь посмотрите, как плавает настоящая лягушка (демонстрация видео)

Когда лягушки плывут или лежат,  у поверхности над водой выступают только глаза и ноздри. Дышать им в это время надо?

Что вдыхает лягушка?

Чем дышит?

Чем мы дышим?

(воздухом)

А можно ли увидеть воздух? Как?

  • Воспитатель предлагает пройти к столам, оборудованным для опытов.

Опыт. Если  мы подуем через трубочку, то появится много пузырьков воздуха.

В реке, озере, любом водоеме тоже есть воздух. Им дышат водные животные, в том числе и лягушки, но только не зимой.

Опыт. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Опустите в баночку камень, представьте, что это лягушонок, что вы видите? (На камне появились пузырьки). Вот так лягушка дышит через кожу. Кожа у них всегда должна быть влажной, а если  высохнет, лягушка  погибнет от удушья.

  • Таким образом, кожа лягушек очень чувствительна к жаре и влажности, но не боится холода. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время.

Воспитатель предлагает пройти к макету и выяснить, что с лягушками происходит осенью и зимой.

Осенью  лягушки откладывают жир «про запас», как медведи, чтобы пережить холодную зиму. С наступлением холодов у лягушек просто пропадает аппетит, и они перестают питаться. Приближается  зимняя пора, становится холодней и  у лягушек включается механизм подготовки ко сну. Их кровь загустевает, они становятся медлительными и принимаются искать безопасное во всех отношениях место для спячки.

Почти любой не промерзающий до дна водоем может служить местом для зимовки лягушек. Почему? (вода не промерзает до дна, значит лягушки тоже не замерзают, выживают, находясь словно в термосе). Однако большие реки, если в них нет тихих заводей лягушки не любят. Связано это с тем, что весной река сильно разливается  и  лягушкам очень трудно выйти на сушу. Наконец, в больших реках больше хищных рыб, истребляющих зимой значительное количество лягушек. В сильно загрязненных, мелких, прудиках зимовать не любит, здесь они гибнут от недостатка кислорода и большого количества вредных веществ.

К благополучным местам зимовки добираются лягушки целыми  компаниями,  двигаются они издалека по канавам, ручейкам или сильно увлажненным местам, избегая сухих и открытых пространств. Двигаются лягушки днем. По  наблюдениям, их путь не превышает 1,5 – 2  км. Путь этот лягушки проходят за один день. Затем они погружаются на дно и  зарываются в ил, либо просто на дне водоема, либо под нависающими берегами, либо в зарослях растительности, либо под камнями. Уложите лягушек спать и скажите, где она будет зимовать?

Дети составляют предложения: моя лягушка будет зимовать под камнями, моя лягушка будет зимовать в зарослях водорослей и т.п.

Постепенно лягушки становятся холодней, принимают температуру воды, им нужно очень мало кислорода, не нужна пища. Поэтому лягушки могут оставаться под водой всю зиму, практически не вдыхая воздух, т.е. вполне хватает кожного дыхания.

Но не только в водоемах зимуют лягушки.

Могут  забраться  в гниющее бревно, в  трухлявый пень или листья, чтобы тепло, выделяющееся при гниении спасало их от морозов.

Иногда лягушки проводят зимы в норах грызунов на берегах водоемов.

Нередко, зимующие на суше лягушки, промерзают насквозь: они покрываются льдом,  у них останавливается сердце, прекращается дыхание. Кажется лягушка умерла, но если ее постепенно оттаять, лягушка оживёт и поскачет как ни в чём не бывало. Почему это так и такое только у лягушек, ещё ученым  не ясно.

Вот оказывается куда прячутся лягушки зимой. Так что сейчас мы их не увидим.

  • Воспитатель предлагает  пройти детям на ковер и подумать:

Полезные или вредные лягушки?  (Это самое безобидное, беззащитные, полезное и необходимое в природе существо.  Лягушки поедают вредителей: комаров,  мошек, слепней, оводов, тлю целыми кучами. За одну ночь примерно 1300 штук).

Легко ли им живется? (Нет. У них много врагов, тех, кто хочет ими полакомиться. Гибнут под колесами автомобилей).

Что делают взрослые для защиты лягушек? (Многие виды занесены в Красную Книгу. Созданы  законы в нашем государстве, которые защищают этих животных. Ученые в заповедниках разводят редких лягушек).

А как же вы, ребята, можете помочь лягушкам? (Не обижать. Не  брать их из природы к себе домой как будто из жалости. Больше узнать про этих животных, понять их и рассказать о них другим людям).

  • Во многих сказках, рассказах лягушка описывается как смекалистое, умное, даже мудрое, трудолюбивое животное. Какие произведения прославляющие лягушку вы помните?

(рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», рассказ Р. Погодина «Жаба», русская народная сказка «Царевна-лягушка», С. Маршака «Теремок», В. Гаршина «Лягушка-путешественница», Н.Сутеева «Под грибом».

  • Что вам понравилось и запомнилось больше всего на занятии?
  • Вот как много мы сегодня узнали о лягушках!

А чтобы наше занятие нам запомнилось, мы пойдем в группу и нарисуем их.

А закончить встречу я предлагаю веселой песенкой и танцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»

Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Безопасность на дороге»

Закрепление знаний о сигналах светофора, правилах поведения на улице....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Животные зимой»

1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2.  Составление рассказа «Приключения зайца».3. Дидактические игры.4.Физкультминутка...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений). Тема: «Поможем Элли вернуться домой». (по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию (формирование математических представлений "Поможем Элли  вернуться домой"...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по ручному труду на тему «Волшебство из пластиковых трубочек»

Конспект  занятия для детей подготовительной к школе группы по ручному труду на тему «Волшебство из пластиковых трубочек»...