Консультация для воспитателей "Воспитатель- фенолог: как организовать совместную деятельность воспитателя с дошкольниками?"
консультация по окружающему миру

Наталья Викторовна Потехина

Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста , чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило из любознательность ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потехина Наталья Викторовна

Консультация для воспитателей

«Воспитатель-фенолог:
как организовать совместную деятельность

воспитателя с дошкольниками?»

С 2018 года наш детский сад участвует в пилотном проекте по ознакомлению детей дошкольного возраста с фенологическими объектами и явлениями. Данная работа ведется в рамках сетевого образовательного проекта «Детская фенологическая сеть Санкт-Петербурга». Мы – педагоги, участвующие в данном проекте прошли обучение по методике ведения фенологических наблюдений и получили статус фенологов-корреспондентов добровольной фенологической сети России. Свои наблюдения заносим в специальные анкеты,  и отправляют на обработку в Фенологической центр БИН РАН. Наблюдения проверяются и заносятся в ежегодный календарь природы Санкт-Петербурга.  

На первом этапе нашей работы специалист  фенологического центра БИН РАН, помогли нам обследовать все насаждения, которые имеются на нашей территории и определить деревья и кустарники, которые войдут в фенологическую тропу  (маршрут) наблюдений. По итогам обследования была составлена  и оформили карту-схему  фенологической тропы.

Что же такое фенология? Фенология – это наука, изучающая сезонные изменения в природе и влияние этих изменений на жизнь и здоровье человека

В гражданском календаре все времена года состоят из трех месяцев, независимо от географического положения территории. Согласно астрономическому календарю начало весны отмечается   21 марта, осени – 21 сентября в дни весеннего и осеннего равноденствия, а наступление зимы и лета определяются днями летнего и зимнего солнцестояния – 22 июня  и 22 декабря.

В естественном, природном  фенологическом календаре начало и завершение сезонов года не приурочено  к стабильной календарной дате, а зависит от естественного хода развития природы в каждом конкретном году. Соответственно и временные границы естественных фенологических сезонов изменчивы и отличаются  меньшими или большими отклонениями.

Принятая в  фенологии система предполагает деление годичного круга природных явлений на 4 сезона, 13 подсезонов и 22 феноэтапа. (слайд)

Зима (слайд)

Начало зимы 30.11-11.1  ± 28

Глубокая зима 11.1-19.2 ±39

Предвесенье 19.2-20.3 ±30

Фенологическая весна  (20.03. – 10.6); продолжительность – 81 сут. (слайд)

Снеготаяние 20.3-15.4 27 81 ± 15

Оживление весны 16.4-8.5 ±22

Разгар весны 9.5-10.6 ±32

Лето  - 78 суток(слайд)

Начало лета 11.6-5.7  ± 15

Полное лето 5.7-10.8 ±36

Спад лета 11.8-27.8 ±17

Осень (слайд)

Начало осени 28.8-14.9  ± 16

Золотая осень 15.9-15.10 ±31

Глубокая осень 16.10-31.10 ±16

Предзимье 31.10-30.11 ±30

Для планирования проведения фенологических наблюдений детьми на основании сводного календаря Санкт-Петербурга и его окрестностей, мы составили свой календарь по сезонам,  средних дат наблюдений за тем или иным фенообъектом и феноявлений, систематизировали перечень феноявлений.

У растений отмечаются следующие явления (фенофазы развития):

- Начало сокодвижения у древесных растений.

- Начало облиствения у древесных и кустарниковых видов.

- Начало цветения у всех наблюдаемых видов.

- Начало созревания плодов и семян у древесных, кустарниковых, ягодных и некоторых других растений. (В специальных исследованиях бывает необходимо отмечать это явление у любых видов растений, находящихся под наблюдением.).

- Начало осеннего окрашивания крон у древесно-кустарниковой растительности.

- Полное осеннее окрашивание крон у древесно­-кустарниковой растительности.

- Начало листопада, у древесно­-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков.

- Конец листопада, у древесно­-кустарниковых видов, некоторых полукустарников и кустарничков

В весенний период бурного развития наблюдения проводят не реже одного раза в 2-3 дня. Летом допускаются несколько большие перерывы.

В конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.

Фенообьектами для наблюдения являются травянистые растения, цветы, насекомые, птицы, дикие животные, сельскохозяйственные культуры.

Указателями начала и конца фенологических периодов служат сроки наступления некоторых сезонных явлений в жизни определенных видов растений, а также сроки отдельных метеоявлений.

Такие явления называются феноиндикационными, а объекты наблюдений – феноиндикаторами. Это своеобразные рубежи, отделяющие один характерный комплекс явлений от другого. Так, в период Снеготаяния мы не встретим цветущих древесных растений, но обнаружим начавшееся сокодвижение у клена и березы, отметим переход среднесуточной температуры через 0ºС. В этот подсезон невозможно пропустить начало цветения мать-и-мачехи (14.4±16). Хотя крайняя поздняя дата начала этого феноявления за весь период наблюдений отмечалась 30.4 (подсезон Оживление весны).

Рассмотрим какие феноявления можно наблюдать с детьми в течении Фенологической осени:

Подсезон Оживления весны  (16.4–8.5)
- начало пыления у ольхи серой (1 феноэтап)
- переход среднесуточной t  через +5
- начало облиствения
- цветение мать-и-мачехи
- массовый прилет перелетных птиц
- первые бабочки(крапивница, капустница)
-  начало пыления  ивы козьей (2 феноэтап)
Индикатор-сигнал к началу посадки деревьев и кустарников проявление жизни у  дождевых червей – первые выбросы земли)
Подсезон Начало осени (23.08-14.09 )

Индикатор – начало осеннего окрашивания листьев у берез (28.8±18).

 - основные породы древесной растительности вступают в осень, окрашивая кроны в осенний цветовой аспект;

-отмечаются первые спелые плоды у боярышника сибирского;

- начинается отлет городских и деревенских ласточек, пролет журавлей

Подсезон Начало осени

 1 этап (28.8 - 4.9.)

Индикатор  - начала пожелтения березы – 10%

- осеннее окрашивание у рябины (31.8±14),

- клена остролистного (3.9±17)

- дуба черешчатого (4.9±18).

- созревание плодов у калины и шиповника

Подсезон Начало осени

2 этап (5.9 – 14.9).

 Индикатор -  начало осеннего окрашивания листьев у черемухи (5.9 ).

Индикатором может служить и одновременное начало пожелтения листьев у малины и яблони лесной (5.9±12).

-окрашивание крон древесной растительности;

- смена окраски у осины (14.9±12);

- созревание плодов у боярышника сибирского (9.9±16);

- дуба черешчатого,  начинают падать на землю зрелые желуди (13.9±13);

- исчезают ласточки, сначала ласточка городская (7.9±14), позже – ласточка деревенская (13.9±6);

- начинается осенний пролет журавлей (13.9±18).

Подсезон Золотая осень

 (15.09-15.10 ± 31)

Индикатор - начало осеннего окрашивания листвы у ивы козьей, шиповника иглистого, начало окрашивания хвои у лиственницы сибирской.

- первый заморозок на почве (21.9±18).

- могут быть  первые заморозки в воздухе

- переход среднесуточной температуры через +10ºС в сторону понижения (23.9±20) (2021 г – 15.09)

Подсезон Золотая осень

1 этап (15.9 – 3.10).

- кизильник блестящий в течение этого этапа проходит  обе осенние фенофазы – начало окрашивания (20.9±16) и фазу полного окрашивания листьев (27.9±12),

-  клен остролистный  - фазу полного осеннего окрашивания (30.9±10) и фазу начала созревания плодов (1.10±8).

- полное осеннее окрашивание листвы липы мелколистной (28.9±16),

- созревания плодов клена ясенелистного и липы крупнолистной (1.10±19).

- начинается осенний пролет гусей (21.9±12),

- исчезают стрекозы (28.9±14),

Подсезон Золотая осень

2 этап (4.10 – 15.10).

Индикатор – полное осеннее окрашивание кроны у березы (4.10±11) – 50%

- Все листопадные виды растений прошли фазу начала осеннего окрашивания

- Феноявление – конец листопада

- Созревание плодов: липа мелколистная,

- Полное осеннее окрашивание  листьев у рябины (5.10±10),

- Закончился листопад у черемухи (9.10±9), кизильника блестящего (14.10±10), у клена остролистного (15.10±14) и липы мелколистной (11.10±13)

- Средняя дата первого заморозка в воздухе  приходится на  9.10±22

Глубокая осень (16.10-31.10).

Феноиндикатор начала подсезона – конец листопада у берез

1 этап (16.10-22.10)

- переход среднесуточной температуры воздуха через +5ºС (17.10±26)

- последние стаи гусей можно видеть 21.10±11.

-  начинается отлет грачей (17.10±19).

- появляются снегири (17.10±17)

Глубокая осень (16.10-31.10).

2 этап (23.10-31.10).  

Индикатор– конец листопада у ивы ломкой (ракита, 23.10±18).

- листопад у ивы белой (ветла, 27.10±23).

 - лиственница европейская вступает в фазу полное осеннее окрашивание (26.10±17).

- черника , очищается от листьев (23.10±18).

- выпадение первого снежного покрова (27.10±24), который, как правило тает и бывает не более 10см. На первом снегу хорошо видны опавшие семена деревьев (березы, ольхи и др).

Предзимье. (31.10-30.11)

1 этап (31.10-11.11).

Индикатор 1 этапа – конец листопада у сирени и тополя.

- заканчивается листопад у жостера слабительного (крушина)

- конец листопада у ольхи черной (3.11±19).

- появляются свиристели 3.11±22.

Предзимье. (31.10-30.11)

2 этап (11.11-30.11).

Индикатор – переход среднесуточной температуры воздуха через 0ºС.  

- конец  ледостава на внутренних водоемах, к концу ноября пруды уже покрыты льдом.

- заканчивается  листопад у лиственницы европейской (11.11±16) и калины гордовины (14.11±19).

Для того,  чтобы вызвать у детей интерес к естественным наукам, используются различные игровые технологии. (Слайды)

На территория детского сада установлена метеоплощадка, где мы вместе с детьми  фиксируем метеорологические показатели и сопоставляем их с фенологическими наблюдениями, которые мы провели в данный день.

Использование в работе метеоплощадки позволяет сделать процесс наблюдения более интересным. У детей развиваются исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные  эксперименты, анализировать, обобщать). Дети учатся самостоятельно замечать смену времен года, видят  взаимосвязь состояния погоды и жизнедеятельности людей, живых организмов.

Творческий коллектив детского сада, собрав информацию в различных источниках и систематизировав ее, приобщив свои практические наработки по фенологии, в помощь педагогам, для проведения фенологических наблюдений с дошкольниками разработал  простую и удобную в работе картотеку, которая легко встраивается в календарно-тематическое планирование и интегрируется в программу любого детского сада - «Картотеку фенологических наблюдений» и методические рекомендации к ней.  

Для закрепления тем фенологических  наблюдений  с детьми в соответствии с фенологическим сезоном разработана рабочая тетрадь на все четыре фенологических сезона и методические рекомендации к ней.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

Консультация для воспитателей."Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи."

Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи: • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно...

Консультация для родителей «Как правильно организовать совместную деятельность с детьми дома и в детском саду»

Каждый год в своей жизни ребёнок приобретает новые ресурсы. Так же с новыми ресурсами у ребенка растут потребности в их свободном распоряжении. От взрослого человека зависит, в какой степени и какими ...

Консультация для воспитателей «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС»

Консультация для воспитателей  «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС»...