Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»
консультация по окружающему миру

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад № 161 г. Оренбурга

Консультация

для педагогов на тему:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

                                                                                       Выполнила:

воспитатель высшей категории Малышева Н.А.

2021г.

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни.
Началом этого пути является дошкольное детство.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры.

Формирование начал экологической культуры — это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.

«Отношение» — конечный результат экологического воспитания дошкольников.

Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка.


1.Формы экологического воспитания:

1.1Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по
ознакомлению детей с природой. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который
накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной
жизни.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально
отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения,
ходом организации и проведения. 

Первично-ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях этого типа.Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не
представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны
через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся
различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность,
позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Обобщающий тип занятий
Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с
различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения
позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных
на чувственном обследовании и восприятии.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе
специальной беседы, стержнем которой является система вопросов.
В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивают речь и абстрактное мышление, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.
Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях,
полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за
объектами природы из непосредственного окружения, и на которых
воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их
демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в
природном сообществе.
Комплексные занятия
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы
решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах
деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но
особенно они полезны со старшими дошкольниками.

1.2 Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное
окружение -  это интересное и полезное педагогическое мероприятие.
Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные,
нравственные и эстетические. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и
подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида:
природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку- и экскурсии на
сельскохозяйственные объекты
- в поле, на огород, на птицеферму.

1.3 Экологические праздники и досуги.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы
вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное»
содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность
ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно,
завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих
мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года,
урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы.
Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам,
праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их
организует воспитатель.

  1.4 Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

        Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

        Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время.

        Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и  на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

        Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

   В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

        Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы.

1.5 Элементарная поисковая деятельность детей.

        Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

        Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

2. Методы экологического воспитания.

        Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

        В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

        К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

   2.1 Наблюдение

        Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

 Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.  В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

 2.2 Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

        Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их.

  В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т.

 2.3 Ознакомление детей с природой в играх

        В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

        Игры с готовым содержанием и правилами:

 Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

 Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

 Настольно-печатные игры- это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.

 В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

 Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт..

 

 2.4 Несложные опыты и экспериментирование

        Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.  Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

2.5 Моделирование 

Основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты,
стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к
выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает
возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и
отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность
используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой
наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа
замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями
становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а
затем и к самостоятельному моделированию.

2.6 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми
воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода –
создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный
момент или виденном ранее объекте, явлении природы.

2.7 Использование художественной природоведческой литературы
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста
помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в
окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех
возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к
методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным
наблюдениям в природе.

2.8 Беседа как метод ознакомления детей с природой
Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:
для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением,
экскурсией); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о
природе.

2.9 Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и
содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются
любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес
к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В
коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет
кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач
сенсорного воспитания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад № 161 г. Оренбурга

Консультация

для педагогов на тему:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

                                                                                       Выполнила:

воспитатель высшей категории Малышева Н.А.

2021г.

Экологические проблемы — это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни.
Началом этого пути является дошкольное детство.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры.

Формирование начал экологической культуры — это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.

«Отношение» — конечный результат экологического воспитания дошкольников.

Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка.


1.Формы экологического воспитания:

1.1Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по
ознакомлению детей с природой. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который
накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной
жизни.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально
отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения,
ходом организации и проведения. 

Первично-ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях этого типа.Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не
представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны
через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся
различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность,
позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Обобщающий тип занятий
Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с
различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения
позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных
на чувственном обследовании и восприятии.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе
специальной беседы, стержнем которой является система вопросов.
В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивают речь и абстрактное мышление, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.
Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях,
полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за
объектами природы из непосредственного окружения, и на которых
воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их
демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в
природном сообществе.
Комплексные занятия
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы
решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах
деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но
особенно они полезны со старшими дошкольниками.

1.2 Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное
окружение -  это интересное и полезное педагогическое мероприятие.
Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные,
нравственные и эстетические. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и
подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида:
природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку- и экскурсии на
сельскохозяйственные объекты
- в поле, на огород, на птицеферму.

1.3 Экологические праздники и досуги.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы
вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное»
содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность
ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно,
завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих
мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года,
урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы.
Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам,
праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их
организует воспитатель.

  1.4 Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

        Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

        Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время.

        Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и  на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

        Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

   В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

        Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы.

1.5 Элементарная поисковая деятельность детей.

        Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

        Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).

2. Методы экологического воспитания.

        Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

        В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

        К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

        Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

        Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

   2.1 Наблюдение

        Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

 Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.  В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

 2.2 Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

        Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их.

  В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т.

 2.3 Ознакомление детей с природой в играх

        В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

        Игры с готовым содержанием и правилами:

 Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

 Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

 Настольно-печатные игры- это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.

 В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

 Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт..

 

 2.4 Несложные опыты и экспериментирование

        Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.  Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

2.5 Моделирование 

Основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты,
стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к
выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает
возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и
отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Моделирование как активная самостоятельная деятельность
используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с природой
наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа
замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями
становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а
затем и к самостоятельному моделированию.

2.6 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми
воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода –
создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный
момент или виденном ранее объекте, явлении природы.

2.7 Использование художественной природоведческой литературы
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста
помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в
окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех
возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к
методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным
наблюдениям в природе.

2.8 Беседа как метод ознакомления детей с природой
Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:
для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением,
экскурсией); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о
природе.

2.9 Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и
содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются
любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес
к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В
коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет
кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач
сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для педагогов по теме "Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников"

Консультация для педагогов по теме  "Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников"...

Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Презентация на тему "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для воспитателей на тему: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников".

Консультация для воспитателей   Формы и методы экологического воспитания дошкольников.Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и...

Консультация для педагогов по теме: «Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»

Консультация для педагогов по теме:«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников» В настоящее время особое внимание уделяется про...