Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения с детьми старшего дошкольного возраста . Тема: «Осенние чудеса».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лидия Викторовна Матюхина

Цель занятия: познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Акатовская основная школа» (дошкольная группа)

Гагаринского района  Смоленской области


                                       
воспитатель:

Матюхина Лидия Викторовна

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения с детьми старшего возраста

Тема: «Осенние чудеса».

Цель: Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

Задачи: 

  1. Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  2. Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
  3. Закрепить умение определять количество слогов в слове разной сложности.
  4. Учить правильно употреблять предлоги под, на, между.
  5. Упражняться в составлении предложений с помощью схем.
  6. Развивать интонационную выразительность речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу заносится сундучок.

Воспитатель:

– Хотите узнать, что в сундучке? Надо закончить чистоговорку:

Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)

Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

 – Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).

 – Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

 «Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

 Ваш давний друг – Волшебница Осень».

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

 – Когда произошла эта история? Где?

 – Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, берёзовка)

 – Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

 – Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

 – Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

 – Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

 – Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

 – Во-первых, обратимся к схеме.

 – Что мы знаем об образовании слов?

 – Как образуются слова?

 – От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу? (берёза)

Поиск: (используется схема)

                                  +

СЛОВО        

        

                ?

                                           

  1. с помощью соединения двух слов;
  2. уменьшалочка: березовка;
  3. увеличалочка: берёзовище;
  4. ласкательное слово: берёзовичок.

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.

 – Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

Показ слайдов: « Почему грибы так называются?»

- Боровик растет в бору.

 – Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку.

 - Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

- У масленка шляпка масленая, как будто намазана маслом.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик все съел,

 Оттого и потолстел.

- Сейчас я вам предлагаю поиграть со словами, ассоциирующимися со словом «лес» и определить количество слогов в этих словах.

Задание: Для выполнения задания мы будем использовать перфокарточки. Необходимо «посадить» слово в соответствующий количеству слогов вагончик.

                                 

             

Игра «Найди грибок»

Задание: необходимо разместить грибы согласно предложенному, педагогом словосочетанием с употреблением предлогов под, на, между. Например: Опята растут на пне.

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

 – Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

 – На  березе, под березой.

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «под» и слова? (Подберезовик)

  – Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

 – У нас получилось  название гриба. Что оно обозначает? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

 – Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка

Шу-шу-шу –

 Я листочками шуршу.

 Су-су-су –

 Под листочками грибы в лесу.

Разноуровневые задания:

- Сейчас я предлагаю вам построить предложения с помощью схем.

1 уровень – предложение из четырех слов.

2 уровень – предложение из шести слов.

3 уровень – составить небольшой рассказ.

Итог занятия

- Ребята, как вы считаете, помогли мы решить проблему друзьям Мише и Косте?

- Как правильно называется гриб, который растет под березой?

Я хочу вам показать, как оцениваю вашу работу сегодня (улыбаюсь).

- А как вы оцениваете свою работу? (показ с помощью мимики).

- Как можно еще показать, что вы работали хорошо? (показывают жестами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Теремок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения....

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница - зима»

Тема: «Волшебница-зима»Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойст...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

НОД поможет научить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания. Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.Развивающие: развивать интонационную выразительность речи; у...